Владимир Прохватилов

ДЕМОНСТРАТИВНОЕ УКРЕПЛЕНИЕ СОЮЗА США И ИЗРАИЛЯ В УЩЕРБ ИНТЕРЕСАМ АРАБОВ

В канун очередных парламентских выборов в Израиле американский президент Дональд Трамп, традиционным для себя способом написав твит о своем разговоре с израильским премьер-министром Нетаньяху, известил мир о намерении Израиля и США заключить оборонительный союз.

Тем самым глава Белого дома не только прямо повлиял на расклад политических сил в Израиле в завершавшейся избирательной кампании в пользу Нетаньяху, но и дополнительно продемонстрировал миру — кто является главной опорой нынешней вашингтонской администрации на Ближнем Востоке.

На сегодняшний день примером подобного оборонительного союза может служить 5-ая статья Североатлантического договора 1949 года, согласно которой США обязаны вмешаться, если на какую-либо страну НАТО произойдет нападение извне. В 1951 году были заключены «оборонительные союзы» с Австралией и Новой Зеландией, в 1953 году – с Южной Кореей, в 1960 году – Договор о сотрудничестве и гарантиях безопасности с Японией.

Что же касается Израиля, то необходимо напомнить, что стратегические отношения США с Израилем имеют давнюю историю сотрудничества, начавшись практически сразу после появления независимого еврейского государства. Военно-политическое сотрудничество получило значительный импульс в середине 1960-х годов и его целью во время «холодной войны» было сдерживание влияния СССР на Ближнем Востоке.

Дж. Кеннеди стал первым президентом США, который отказался от политики равновесия сил между Израилем и арабскими государствами в пользу американо-израильского стратегического партнерства, объявив в 1962 году о существовании «особых отношений» с Израилем.

В дальнейшем, начиная с администрации Л.Джонсона, Вашингтон неуклонно проводил курс на обеспечение военного превосходства Израиля над арабскими странами. Значительное развитие американо-израильские стратегические отношения получили после арабо-израильской войны 1967 г., когда США фактически передали Израилю полномочия по «поддержанию мира» на Ближнем Востоке, предоставив взамен новейшее оружие, финансовую помощь и дипломатическую поддержку, направленную против арабских интересов. Без покровительства США, Израиль, безусловно, не пошел бы на безумную оккупацию южного Ливана и израильское военное присутствие на территории южного Ливана в течение почти 20 лет, на расселение 400 тысяч евреев в Восточном Иерусалиме и на Западном берегу реки Иордан.

В значительной степени именно помощь США позволила Израилю создать к сегодняшнему дню сильную, маневренную и хорошо вооруженную армию.

Стратегический союз США и Израиля основывается на нескольких ключевых юридических документах, где совместные меморандумы и соглашения о военно-техническом сотрудничестве составляют юридическую основу. «Меморандум о взаимопонимании в области стратегического сотрудничества» 1981 года оформил военно-политический союз между двумя государствами и предоставил право шестому американскому флоту использовать израильские морские порты, а также право размещать и перевозить американские боеприпасы по территории Израиля. «Меморандум о взаимопонимании» января 1987 г. предоставил Израилю статус «Основного союзника США вне НАТО». Но при давних и тесных военно-политических отношениях между США и Израилем, формального военного союза между двумя странами никогда не было.

В отношении целесообразности заключения «оборонительного союза» с США в самом Израиле мнение неоднозначное. Безусловно, для Биньямина Нетаньяху и его приверженцев демонстрация возможности заключения такого союза накануне парламентских выборов стала очень важной.

В то же время, по мнению некоторых политиков Израиля, такой договор может лишить страну возможности действовать независимо, согласовывая многие свои шаги с Вашингтоном, так как военные союзнические обязательства перед США могут привести к подчинению Израиля Вашингтону в военной сфере, заставить выполнять американские требования в сфере обороны и безопасности. Одним из противников заключения договора о военном союзе с США выступает генерал-лейтенант Бени Ганц – главный соперник Биньямина Нетаньяху в гонке за пост главы израильского правительства.

Указанное решение Белого дома, по сути, становится демонстрацией его разрыва региональных стратегических отношений с арабским миром в пользу Израиля. Но с решением Вашингтона сделать из Израиля в регионе открытого военного союзника вряд ли смогут согласиться даже нефтяные монархии Персидского залива, где среди основной массы арабского населения сильны антиизраильские настроения. В случае подписания такое соглашение дискредитирует и усилия США как беспристрастного посредника в урегулировании ближневосточного конфликта.

Этот шаг Дональда Трампа, наряду с ранее уже продемонстрированной им позицией в пренебрежении интересов арабского мира сначала в ограничении въезда в США для граждан семи мусульманских государств, а затем демонстративным признанием Иерусалима столицей Израиля, станет, вне всякого сомнения, решающим в осознании арабами, что Вашингтон не может быть для них не только другом, но и надежным партнером.

С подобной оценкой вряд ли также будут спорить и в Турции, которая в последний период все более убеждается в непостоянстве «дружбы с США» и переживает сложный конфронтационный период в отношениях с Вашингтоном не только из-за сближения с Россией и покупкой российских РЗК С-400, но и из-за различий в позициях по действиям в Сирии, в курдском вопросе, из-за отказа Белого дома выдать Анкаре скрывающегося в США оппозиционного лидера Гюлена.

Вне всякого сомнения, планы по заключению «оборонительного союза» вынашивались в Вашингтоне уже не один день. На этом фоне становится более понятными действия Белого дома по ограничению в последнее время военного сотрудничества России со странами ближневосточного региона, чтобы подобным образом ввергнуть регион в полную зависимость только от американского и израильского вооружения. При этом представители США оказывают давление на традиционных и потенциальных партнеров России по военно-техническому сотрудничеству, приезжают к ответственным за ВТС лицам, устрашая их «возможными негативными последствиями сотрудничества с Россией». Но, несмотря на подобные действия Вашингтона, военно-техническое сотрудничество не только с Турцией, но и со многими другими странами ближневосточного региона только расширяется, все больше стран проявляет заинтересованность в приобретении РЗК С-400 и другого самого современного и более дешевого, нежели американское российского вооружения.

Неизбежным последствием американо-израильского альянса является то, что ближневосточную политику США стала осуждать все большая часть мусульманского мира. Так что в указанных условиях на региональном уровне у США остается лишь возможность розыгрыша курдской карты. Однако и этот 50-миллионный народ, лишенный своей государственности, уже имел неоднократную возможность убедиться в непостоянстве США в проявлении дружбы и вряд ли согласится войти в новую региональную коалицию Вашингтона с Израилем, в очередной раз став заложником политических игр Белого дома.

Что же касается мусульманских стран региона, то они на этом фоне еще активнее будут склоняться в сторону сотрудничества (в том числе и военного) с другими нынешними международными центрами силы – Россией и Китаем.

Валерий Куликов, эксперт-политолог, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник - Новое восточное обозрение

18.09.2019г.