Юрий Зинин

БИТВА ЗА ТРИПОЛИ: ЧТО ЖДЁТ ЛИВИЮ?

Раскаты от пулеметно-артиллерийской стрельбы в Триполи после начала похода маршала Хафтара «по освобождению города» сопровождает ожесточенная перепалка в СМИ и социальных сетях двух противостоящих сторон.

Это Правительство национального согласия (ПНС) Ас-Сарраджа, власть которого распространяется на столицу и ряд районов на западе, и другой полюс – правительство в Тобруке на востоке с Ливийской национальной армией (ЛНА) под началом Х. Хафтара.

Из лагеря ПНС исходит мощный накат на маршала как предводителя лагеря «военщины», подрывающей гражданское общество. Его действия трактуют как попытку «путча» с целью вернуть страну в авторитарную эпоху, в которой 75-летний ветеран вырос и сформировался…

Оппоненты Хафтара приписывают ему намерения в предыдущие годы захватить Триполи с севера. Но он провалился, натолкнувшись на сопротивление сил в г. Мисрате и анклавы с плотным населением в этом районе. Затем он взял курс движения на Триполи через юг, где население значительное более редкое.

Власти Тобрука пульсируют залпами критики по чувствительным точкам режима Сарраджа. В частности, клеймят засилье разношерстных милиций, поделивших столицу на зоны своего влияния, погрязших в коррупции, в дележке богатств экономики и т.д.

Формирования, на которых опирается власть, оказывают безнаказанное давление на банки и шантажируют Центральный банк Ливии.

В стане Тобрука отвергают тезис о захвате ЛНА Триполи. Цель его силовиков — изгнание «террористов и наемников» из милиций. ПНС является их заложником и не в состоянии от них избавиться, теперь этим займется армия.

Выбор времени для начала операции Хафтара, по мнению экспертов, не случаен. Установив свой контроль над городом Бенгази в 2017 г., он приступил к укреплению своего присутствия как военными средствами, так и путем переговоров.

В январе силы маршала захватили крупные нефтяные месторождения на юге страны и вошли в Себху – ключевой город Сахары. В его орбите теперь не менее двух третей территории этой обширной страны.

Патрон ЛНА знает, что хочет. Саррадж не раз встречался с Хафтаром, вел переговоры. Хафтар каждый раз использовал эти встречи для закрепления своего военного прогресса и продолжит его без пауз. По мнению канала «Аль-Джазира», возможно, во избежание лишних жертв, бойцы маршала остановятся в окрестностях столицы и ряде ее районов, чтобы прессинговать разрозненные отряды ПНС. Это в конечном счете может подтолкнуть к следующему раунду переговоров под эгидой представителя ООН, на которых Хафтар получит очки и будет первенствовать.

Вероятно, что он уже ведет закулисные переговоры с различными командирами милиций, чтобы лишить полюс Сарраджа их лояльности. Ситуация на поле боя меняется, территории переходят из рук в руки. Военные сводки обеих сторон видятся через призму противоборства двух блоков в медийном пространстве. Оно достигло пика, брошены все методы и приемы для разобщения и дезинформации сил противника, переманивания к себе новых сторонников.

Так, Триполи готовит список лиц, совершивших военные преступления, для отправки в Международный уголовный суд. С другой стороны, военный представитель ЛНА сообщил, что военный прокурор в Тобруке приказал задержать 23 человека: военных и гражданских лиц из верхушки Триполи по обвинению в преступлениях против человечества и поддержке терроризма.

Динамика событий происходит на фоне того, что фактор внешних сил показал неудачу в попытках решить ливийский пазл. Статичное положение двоевластия сохранилось, несмотря на усилия посредников государств-ближайших соседей.

Партнеры Триполи в ближневосточном мире — Катар и Турция — заняты внутренними проблемами. Влиятельный игрок — Алжир сегодня переживает кризис власти с непонятными последствиями после смены президента.

Вслед за конференцией по Ливии в Палермо (ноябрь 2018 г.) Италия решила расширить свое взаимодействие с ливийцами, включая Хафтара. Однако плотные усилия Франции препятствуют ей это сделать.

По мнению ливийских экспертов, разные страны с запада и востока, хотя и действуют под лозунгом возвращения Ливии в нормальное состояние, держат в уме свои расчеты и интересы, которые часто расходятся.

Рассматриваются три сценария развязки битвы за Триполи: победа сил ЛНА; удержание Триполи в руках сил ПНА и союзных с ней милиций; продолжение конфронтации между соперниками, которая примет характер затяжных и застойных боевых действий, когда каждая сторона будет не в силах одолеть своего противника.

Юрий Зинин, ведущий научный сотрудник МГИМО, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник - Новое восточное обозрение

19.04.2019г.