Татьяна Носенко

ПЕРСПЕКТИВА ПРОВОЗГЛАШЕНИЯ ПАЛЕСТИНСКОГО ГОСУДАРСТВА В ООН

Тупиковая ситуация в израильско-палестинских мирных переговорах, сохраняющаяся с осени 2010 г., заставила руководство Палестинской администрации изыскивать для выхода из нее меры одностороннего порядка. Уже несколько месяцев президент Махмуд Аббас и его сторонники ведут активную дипломатическую кампанию, целью которой является признание независимого государства Палестина полноправным членом ООН.

Декларация независимости государства Палестина уже была провозглашена Я.Арафатом на XIX сессии Национального совета Палестины в 1988 г., и на сегодняшний день палестинское государство получило признание около 100 различных государств мира. Однако только с середины 1990-х гг. в ходе палестино-израильского мирного процесса на части территорий, которые, в соответствии с международным правом, считаются оккупированными Израилем в 1967 г., начала функционировать Палестинская национальная администрация. В последние несколько лет палестинское правительство во главе с Салямом Файядом последовательно проводило курс на создание экономической и институциональной основы для провозглашения независимого палестинского государства.

ООН не имеет полномочий признавать то или иное государство. Но, в соответствии с процедурой этой организации, палестинцы намерены обратиться с письмом к Генеральному Секретарю с просьбой о предоставлении их государству статуса полного члена в границах, обозначенных линиями от 6 июня 1967 г. В этом письме палестинцы должны заявить о своем признании принципов Устава ООН. Далее просьба палестинцев передается в Совет Безопасности, который за 35 дней до созыва Генеральной Ассамблеи должен принять решение о соответствии заявителя международным критериям государственности. Затем Совет Безопасности путем голосования должен вынести свою рекомендацию Генеральной Ассамблее, и вот здесь-то у палестинского государства практически нет шансов преодолеть этот этап с положительным результатом, т.к. США, как постоянный член СБ, неизбежно применят свое право "вето". Тогда палестинцы предполагают напрямую обратиться к Генеральной Ассамблее с просьбой признать Палестину государством без ее полноправного членства в ООН. По мнению многих обозревателей, их обращение могут поддержать две трети государств-членов.

Если признание государства Палестина состоится, то теоретически палестинцы могут получить следующие выигрыши: конфликт с Израилем переходит в межгосударственную плоскость, и это дает им возможность требовать прекращения оккупации их государства; палестинский голос на всех международных форумах формально будет иметь такой же вес, как израильский, гораздо труднее станет отрицать легитимность палестинских представителей; палестинцы обретут собственное гражданство, признаваемое многими в мире; Израилю угрожает ужесточение международной изоляции в связи с сохранением его присутствия на палестинских территориях.

Однако целесообразность односторонних действий в рамках ООН вызывает сомнения даже у самих палестинских лидеров, поскольку на практике они могут значительно осложнить положение палестинцев. Израиль окажется спровоцированным на радикальные ответные меры вплоть до отказа от соглашений Осло и аннексии частей Западного берега. В настоящее время Израиль проводит широкую дипломатическую кампанию против осуществления планов палестинцев, упирая на то, что реализация палестинской государственности возможна лишь на основе двусторонних договоренностей, достигнутых в ходе переговоров.

Существенные проблемы могут возникнуть у палестинцев и в отношениях с Соединенными Штатами, которые безоговорочно поддерживают израильскую позицию о недопустимости создания палестинского государства путем односторонних действий. Уже сейчас американский конгресс предпринимает усилия, чтобы приостановить выплаты в этом году американской помощи Палестинской администрации (ПА) в размере около 600 млн. долл. Нет единства мнений по этому вопросу и в рядах Евросоюза, часть членов которого придерживаются американской точки зрения. К.Эштон, верховный представитель ЕС по внешней политике, настоятельно советовала М.Аббасу, во время своего визита в Рамаллу в середине июня с.г., вернуться за стол переговоров. Если учесть, что из бюджета ЕС палестинцам ежегодно выделяется 500 млн. долл., то трудно не прислушиваться к этому мнению.

Уязвимость палестинцев перед лицом главных доноров усугубляется и примирением ФАТХ - лидирующей организации ООП - с ХАМАС, зафиксированным соглашением от 3 мая с.г. Запад продолжает рассматривать ХАМАС как террористическую организацию и угрожает прекратить всякую помощь ПА в случае, если его представители войдут в палестинское правительство.

Наконец, среди самих палестинцев высказываются большие сомнения относительно целесообразности реализации в ООН выдвинутой инициативы. Для многих М.Аббас, чей срок полномочий в качестве главы ПА истек в 2009 г., не обладает достаточной легитимностью для проведения в жизнь столь важного исторического решения. При этом нельзя не принимать в расчет и ситуации, когда не оправдавшийся после провозглашения государства чрезмерный оптимизм трансформируется в палестинском обществе в новый всплеск радикальных настроений, работающих на пользу ХАМАС и еще более экстремистских сил.

Однако возможность возобновления двустороннего переговорного процесса на нынешнем этапе не просматривается. Израильское правительство не готово вести эти переговоры на основе возврата к линиям 1967 г. с незначительными территориальными обменами. Когда в мае 2011 г. президент Б.Обама заявил о своем видении ближневосточного урегулирования именно на этом условии, последовала бурная негативная реакция Б.Нетаньяху и его сторонников. Нет оснований рассчитывать и на существенные сдвиги в ограничении израильской стороной поселенческой активности на Западном берегу, что является одним из главных условий палестинцев для возвращения за стол переговоров. Теплившаяся до недавнего времени надежда, что ситуацию может помочь переломить новая инициатива "квартета" (США, Россия, ЕС, ООН), умерла после очередного заседания четверки в Нью-Йорке 11 июля. Международным посредникам не удалось даже выработать заявления, которое отражало бы их общую позицию по урегулированию конфликта. Российский министр иностранных дел С.Лавров воспротивился включению в документ определения Израиля как еврейского государства, что продвигалось американцами с подачи израильтян. В последнее время правительство Б.Нетаньяху с настойчивым упорством предъявляет палестинцам и международному сообществу именно это требование о признании особого характера Израиля как еврейского государства, рассчитывая, видимо, получить еще один аргумент, позволяющий пресекать попытки решать судьбу палестинских беженцев в его территориальных пределах.

На фоне безвыходного застоя в урегулировании палестино-израильского конфликта и возникшей перспективы провозглашения в одностороннем порядке палестинского государства представители левых кругов в Израиле, а также американские эксперты-международники пытаются представить варианты решений, которые дали бы возможность преодолеть тупик. В статье в New York Times (24.06) группа известных представителей израильских левых указала, что в резолюцию ООН о признании государства, которой добиваются палестинцы, можно внести дополнения, чтобы сделать ее приемлемой и выгодной и для Израиля. Помимо пунктов, подтверждающих право палестинского народа на самоопределение и создание собственного суверенного государства на основе линий 1967 г. с взаимно согласованными территориальными обменами, со столицей в Восточном Иерусалиме, они предлагают признать в этой резолюции, что законное палестинское правительство, осуществляющее власть на Западном берегу, приверженное принципам "квартета" и арабской мирной инициативы, и уважающее обязательства ООП, должно контролировать и Газу. Резолюция должна призвать оба государства - палестинское и израильское - к переговорам по всем спорным вопросам, в частности, по мерам обеспечения безопасности, которые открыли бы путь к постепенному выводу израильских вооруженных сил с территории демилитаризованного палестинского государства, но при этом не подвергали угрозе безопасность Израиля. В ней также предлагается подчеркнуть значение арабской мирной инициативы от 2002 г., которая обеспечивает поддержку переговоров и достижение соглашений со стороны государств-членов Лиги арабских государств и открывает дорогу к нормализации отношений между ними и Израилем. Авторы этого предложения считают, что такой творческий и смелый подход к палестинской инициативе еще не положит конец конфликту, но, может быть, сделает его более контролируемым.

Профессор Мэрилендского университета, эксперт по Ближнему Востоку Дж.Сигал предлагает возродить Специальный комитет ООН по Палестине, чтобы он разработал и представил Генеральной Ассамблее ООН детальный проект мирного соглашения по всем вопросам окончательного урегулирования. Содержащиеся в нем предложения должны стать основой для нового формата переговоров. Если же они окажутся безрезультатными, то необходимо достичь соглашения о границах между двумя государствами и об установлении долгосрочного перемирия.

В январе этого года ряд известных американских политических деятелей, среди которых З.Бжезинский, Ф.Карлуччи и др., направили письмо президенту Б.Обаме с предложением обнародовать декларацию принципов, в которой было бы четко определено, что Америка будет поддерживать, а что она не будет и не намерена поддерживать. Такая декларация, с точки зрения американских политиков, будет оказывать гораздо более конструктивное влияние на формирование общественного мнения как израильтян, так и палестинцев, чем бесплодные переговоры.

Известный израильский общественный деятель из левого лагеря Г.Баскин выдвигает предложение пересмотреть резолюцию 242 СБ ООН, в которой даже не упоминаются права палестинцев как народа, и заменить ее новой резолюцией, в которую были бы включены современные параметры мира, сформулированные в недавних выступлениях Б.Обамы, в предложениях Б.Клинтона от 2000 г. и в арабской мирной инициативе от 2002 г.

Как всегда, ближневосточное урегулирование дает раздолье для умственных упражнений в самых разных способах решения этой задачки. Беда только в том, что ни у израильского правительства, ни у палестинского руководства не наблюдается политической воли для реализации этих предложений, а международные посредники их попросту игнорируют.

Носенко Татьяна Всеволодовна, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела Израиля Института востоковедения РАН, специально для Интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение"

По информации - Новое Восточное Обозрение

18.07.2011