Елена Супонина

КУДА ВЕДЕТ ПРЯМОЙ ПУТЬ ПРЕЗИДЕНТА САЛЕХА

Йеменский президент Али Абдалла Салех умеет держать публику в драматическом напряжении. Сейчас он затеял интригу со своим возвращением на родину из Саудовской Аравии, где 1,5 месяца лечится от ран, полученных во время взрыва в мечети 3 июня сего года. Вместе с ним тогда были ранены и другие руководители страны, 7 охранников погибли.

До сих пор толком неясно, был ли это ракетный обстрел или же во время торжественной пятничной молитвы внутри мечети взорвалась самодельная бомба. Как бы то ни было, отъезд главы государства и временную передачу им полномочий своему заместителю многие восприняли как конец эпохи Салеха, находящегося у власти с 1978 г. Но теперь выясняется, что президент все еще не готов отказаться от власти.

Предсказание президента Медведева сбывается

Сам он, кстати, очень хорошо помнит тот жаркий день, когда пришел к власти ровно 33 года назад: это было 17 июля. Незадолго до этого в Сане был взорван президент, теракт организовали йеменцы с юга, конфликтовавшие с северянами. До этого был убит еще один руководитель. Южане и северяне готовились к войне. В обоих соседних государствах обострялась кровавая междоусобица, и на Юге важные чиновники тоже нередко становились жертвами этой борьбы.

Вакантное место главы нестабильного государства было опасным. Но офицер Салех, которому тогда было 36 лет, принял этот вызов. Тем летом он сначала стал членом временного правящего совета, а 17 июля был избран своими соратниками президентом Северного Йемена. На этой должности он оставался до 1990 г., когда еще больше упрочил свои позиции, добившись объединения Севера и Юга в одно государство.

Так что сейчас Али Абдалла Салех не случайно хочет вернуться домой в ближайшее воскресенье. Ведь это будет как раз 17 июля. Арабские руководители не всегда помнят дату своего рождения (в деревенских семьях на Востоке до сих пор не фиксируют это точно), но день прихода к власти нередко все-таки отмечают в своем календаре как особый.

За оставшееся до этого время американцы и приютившие Салеха саудовцы попытаются уговорить его продлить лечение. Без него, конечно, ситуация остается нестабильной и может даже ухудшиться. Страна может развалиться. Это тот случай, о котором еще в феврале предупреждал российский президент Дмитрий Медведев на заседании Национального антитеррористического комитета во Владикавказе. Говоря о ситуации на Ближнем Востоке, он сказал тогда, что в ряде случаев "дестабилизация может привести к распаду стран на мелкие осколки и вызвать пожары на десятилетия".

Обама направил своего представителя в госпиталь

В Йемене это уже происходит. Достаточно посмотреть сводки новостей оттуда за последние дни, чтобы оценить масштаб проблемы. Воюют между собой правительственные войска и оппозиция. Верные Салеху летчики бомбят мятежные районы. В то же время отдельные группы оппозиции уже вступили в стычки друг с другом. Например, на севере страны близ границы с Саудовской Аравией идут бои между боевиками из суннитской партии "Ислах" ("Реформа") и проживающими там мусульманами-шиитами. На этой неделе там погибло более 30 чел. И те, и другие находятся в оппозиции нынешнему режиму. Столкнулись же они из-за того, что каждая группировка хочет захватить себе военную базу в этом районе после того, как 2 месяца назад из этой части страны бежал губернатор, а следом разбежались охранявшие важный военный объект солдаты.

Но и это еще не все. В Йемене, давно прозванном на Западе "инкубатором" и "рассадником терроризма", оживились экстремистские группировки, некоторые из которых считаются филиалами международной террористической организации "Аль-Каида". В южном городе Зинджибар сторонники "Аль-Каиды" еще в мае захватили власть в свои руки. По всей стране время от времени происходят нападения на иностранцев и их захваты в заложники. В дополнение к этому на юге государства, объединившегося более 20 лет назад под руководством Салеха, усиливаются настроения в пользу отделения. Наконец, возрастает враждебность между сторонниками исламистов и теми, кто еще со времен советской опеки тяготеет к светскому характеру государства и сохраняет приверженность идеям социализма.

Али Абдалла Салех на протяжении длительного периода сдерживал все эти негативные тенденции. Однако сегодня его фигура становится раздражающим фактором. Его возвращение, если международным посредникам не удастся этого предотвратить, грозит еще больше обострить ситуацию.

Это понимают и соседи Йемена, и пытающиеся удержать эту страну под контролем американцы. В начале этой недели в военном госпитале Саудовской Аравии, где в элитной палате выздоравливает от ран 69-летний Салех, побывал помощник президента США по вопросам борьбы с терроризмом Джон Бреннан. В Вашингтоне даже не стали скрывать, что он уговаривал йеменского лидера отказаться от власти и подписать соответствующее соглашение с оппозицией. На эту же тему с высокопоставленным пациентом ведут разговоры члены саудовской королевской семьи. Один из лидеров йеменской оппозиции, влиятельный шейх Садик аль-Ахмар 3 недели назад написал саудовскому королю Абдалле послание, в котором не то что просил, а требовал не допустить президента Салеха на родину.

В бинтах и ожогах, но с верой в свою миссию

О том, что он настроен серьезно, свидетельствует его краткое обращение к народу, которое было передано по государственному йеменскому телевидению 7 июля. Собственно, после этого-то американцы и засуетились, срочно направив Джона Бреннана на переговоры с Салехом. Ведь появление президента на экране было неожиданно для многих, но явно тщательно спланировано им самим. Он выступал на фоне флага единого Йемена всего 7 минут, за которые не сказал ничего существенного, помимо традиционных призывов к диалогу и намеков на то, что он все еще претендует на часть властных полномочий в стране.

"Мы приветствуем разделение власти в рамках конституции и законодательства Йемена", - объявил Али Абдалла Салех. По его мнению, в выработке единой программы развития государства могли бы принять участие все политические силы, включая как правящую партию "Всеобщий народный конгресс", так и оппозиционные движения. За это же краткое время он рассказал, что подвергся 8 операциям по извлечению осколков и что все еще лечится от ожогов. Вообще, выглядел он грустно и, честно говоря, автор этих строк не сразу узнала йеменского президента, хотя ранее неоднократно брала с ним интервью. Первой мыслью было - что за старик вещает от лица йеменского президента? В длинной белой рубахе и красном бедуинском платке он был похож на почтенного шейха какого-то арабского племени. Это был уже далеко не тот бодрый военный, что прожигал подчиненных своим сверкающим взглядом.

Салех поседел, похудел и осунулся. Следы ожогов на лице, бинты на груди и на кистях рук, которыми он почти не двигал, усиливали гнетущее впечатление. И, тем не менее, во всем его виде читалась прежняя решительность и воля осуществить задуманное. Было видно, что он вполне серьезно хочет вернуться, а потому и появился перед видеокамерой. Как только йеменцы увидели это по телевидению, начались новые протесты, хотя были и те, кто приветствовал речь своего лидера радостной стрельбой в воздух из автоматов Калашникова.

Зная упрямый характер Али Абдаллы Салеха, можно предположить, что им движет отнюдь не желание сохранить власть и получить для себя определенные гарантии. Он, похоже, действительно не понимает, что его время ушло. Он реально не видит себе замены, да ее и нет вовсе. Он предвидит катастрофу в государстве и вполне может оказаться прав. Беда только в том, что при нем отныне может быть еще хуже.

Взрыв под суру из Корана

Не исключено, что, как часто бывает с восточными лидерами, Салех уверовал в свою особую миссию и готов пойти до конца. Не случайно, имам мечети в правительственной резиденции, где президент едва не был убит в начале июня во время теракта, вспоминает сейчас, что для своей проповеди выбрал суру из Корана под названием "Аль-Фатх", т.е. "Победа". По словам имама, взрыв произошел как раз в тот момент, когда он в присутствии коленопреклоненного президента и других чиновников произнес: "Мы даровали тебе явную победу, чтобы помог тебе Аллах великой помощью".

А за минуту до этого было сказано: "И чтобы Аллах простил тебе то, что предшествовало из твоих грехов и что было позже, и чтобы завершил Свою милость тебе и повел тебя прямым путем". Остается только надеяться, что за ближайшие выходные кто-то все-таки настойчиво объяснит йеменскому руководителю, что его прямой путь сегодня ведет отнюдь не в столицу его государства.

Елена Супонина, востоковед, политический аналитик, обозреватель "Нового Восточного Обозрения".

По информации - Новое Восточное Обозрение

15.07.2011