Сергей Балмасов

ИВАШОВ: СИРИИ ГРОЗИТ СМЕРТЕЛЬНАЯ ОПАСНОСТЬ

Режим президента Сирии Башара Асада не должен остаться у власти. Об этом открыто заявила госсекретарь США Хиллари Клинтон. По ее словам, "президент Асад не является незаменимым, и мы (США) не заинтересованы в том, чтобы он оставался у власти. Наша цель - увидеть у сирийского народа стремление к переходу к демократии".

Такое заявление последовало вскоре после того, как посольство США и резиденция американского посла Роберта Форда в Дамаске подверглись нападению толпы негодующих сирийцев. Они собрались там, чтобы выразить возмущение по поводу поездки американского дипломатического посланника в город Хама, охваченный исламистскими волнениями.

Напомним, что несколькими днями ранее посол США посетил Хаму, чтобы поддержать "выступления оппозиции". Официальный Дамаск расценил это как вмешательство во внутренние дела Сирии.

Вместе с представителем Госдепа США в поездке участвовал и дипломатический посланник Франции. После предпринятого вояжа представитель МИД Франции Бернар Валеро заявил о том, что "незаконными действиями" режим Асада пытается "отвлечь внимание от основной проблемы, такой как репрессии в отношении населения Сирии".

Сирийские власти расценили последние заявления представителей США как еще один шаг по развязыванию против Сирии войны. Как заявил только что вернувшийся из этой страны президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов, Запад действительно нацелился на серьезную провокацию с целью вооруженного вмешательства в Сирии.

"Я лично встречался с сирийским президентом Башаром Асадом по поводу развития ситуации в стране. Дело в том, что обострение в Хаме было во многом вызвано искусственно. В последние дни сирийским властям удалось в значительной степени переломить ситуацию в свою пользу и выступления т.н. "оппозиции" стали идти на убыль. И тут вдруг события в Хаме, куда являются послы США и Франции. Оценка сирийскими властями подобных действий, как открытого вмешательства в дела суверенной страны, верна. Представьте себе ситуацию, когда мятежники пытаются захватить власть в том или ином населенном пункте, а послы ведущих западных стран науськивают их.

Все это неспроста. Как я уже говорил, в последние дни был заметен решающий перелом в противостоянии. И осмелюсь заявить, что во многом это было моей заслугой. Я участвовал в совместном заседании высших руководителей Сирии, включая самого президента. На этом заседании я выдвинул свои предложения по выходу из создавшегося положения.

Во-первых, суть моих предложений выражалась в том, чтобы перенести противостояние в лагерь самого противника. Я обратил внимание президента на то, что требования значительной части его противников сводятся лишь к устранению самого Асада. Никакого конструктива среди радикальных противников нынешнего президента нет. А раз так, то надо посеять между ними раздор: если не Асад, то кто? После этого между оппозиционерами стала разгораться грызня по поводу того, кто заменит президента.

Одновременно была сделана ставка на вбивание клиньев внутри оппозиции другим ходом. А именно: проработка положений новой Конституции. Причем в осуществлении глобальной реформы должна принять широкое участие сирийская общественность. Если речь идет об образовательной системе - давайте привлечем сюда преподавательский состав и т.д.

При этом Асад испытывает давление со стороны старой гвардии своего отца, которая мало что хочет менять в своем положении, не желая утрачивать былого влияния. Взять, к примеру, ситуацию с системой государственной безопасности. Во времена Асада-старшего она получила огромное влияние и соответствующие полномочия. Настолько большие, что от их произвола действительно порой страдали ни в чем не повинные люди.

То же самое и с полицией. Я задаю вопрос: с какими формами протеста приходилось сталкиваться? Мне говорят, что были митинги, которые практически никогда не превышали 70 тыс. чел. Из этой массы выхватывали человек двести, избивали дубинками и задерживали. Я спрашиваю: были ли среди них организаторы? Мне отвечают, что таковых задержать не удалось. Снова вопрос: зачем было это делать и подставляться под объективы "Аль-Джазиры", которая эти отдельные эпизоды раздувала как массовое насилие против сирийского населения?

Я заявил сирийскому руководству о том, что подобные действия могут только радикализовать мирную, настроенную на диалог оппозицию, тогда как мирных следует вовлекать в процесс реформ, а бороться с радикальными. Правда, следует заметить, что за редкими исключениями, как это было в отдельных деревнях на северо-западе Сирии, народ их нигде не поддерживал.

Причем Асаду-младшему было очень тяжело переделать доставшуюся ему по наследству государственную машину. По сути, старая отцовская гвардия не давала ему развернуться и провести реформы. Но реалии и ситуация в стране говорят о том, что сделать это нужно как можно скорее, поскольку Сирии грозит смертельная опасность.

Я имею в виду не только удары со стороны исламистских "Братьев-мусульман", штаб-квартира которых находится в Лондоне и которые используются Западом для провоцирования сирийских властей и забрасываются в страну через территорию Турции. Они, как показывают события в Хаме, только инструмент для ведения геополитических игр со стороны Запада. И сейчас, когда Асаду удается переломить ситуацию в свою пользу, США и их союзники сделают все, чтобы не допустить стабилизации. В противном случае они распишутся в своем позорном проигрыше. И в данной ситуации они этого постараются не допустить и пустят в ход все самые изощренные способы, для того чтобы свалить Асада.

Иными словами, я не исключаю инспирирование какого-нибудь побоища, которое США используют для того, чтобы без санкции ООН начать против Сирии агрессию".

По информации - Новое Восточное Обозрение

13.07.2011