Виталий Билан

ТУРЦИЯ-ИЗРАИЛЬ: НОВОЕ СБЛИЖЕНИЕ?

Со второй половины июня мы являемся свидетелями попыток налаживания израильско-турецких отношений. Впрочем, их дальнейшие перспективы пока выглядят неопределенно и будут зависеть от решения целого ряда чувствительных вопросов и дальнейшего развития т.н. "арабских революций".

Краткая история недавней ссоры

Автор этих строк уже писал на страницах НВО, как на протяжении вот уже 2,5 лет Турция всячески пыталась продемонстрировать свою прохладность по отношению к Израилю. Это и резкая критика израильского президента Шимона Переса за жертвы в Газе со стороны премьер-министра Реджепа Эрдогана на международном форуме в швейцарском Давосе в начале 2009 г., и решение Анкары отменить международную фазу военных учений "Анатолийский орел" (проводимых, фактически, под патронатом США и НАТО) из-за участия в этих учениях Израиля, и отмена в начале сентября 2009 г. визита в Израиль главы турецкого МИД и, разумеется, сериал "Эйрилик" ("Расставание"), где солдаты ЦАХАЛ показаны как безжалостные убийцы, стреляющие в безоружных мирных жителей и даже детей, ну и, конечно, нашумевшая история с израильским перехватом турецкой "Флотилии свободы" в мае прошлого года.

На первый взгляд казалось, что раздражая Израиль, Анкара, тем самым, затеяла хитроумную игру с целью "вызвать огонь на себя" со стороны "клуба" ближневосточных миротворцев и, надеясь, таким образом, выторговать в нем полноправное членство. Впрочем, при более глубоком рассмотрении становилось очевидным, что в израильско-турецкой "перепалке" было больше эмоций, чем трезвого расчета. В кулуарах высокопоставленные турецкие официальные лица поговаривали о том, что Р.Эрдоган, выступавший в качестве посредника между Израилем и Сирией и добившийся реального продвижения в этом вопросе, после несогласования израильской операции "Литой свинец" с его страной, как главным региональным союзником, чувствовал себя преданным.

Ну а после того, как Дамаск обрушился с резкой критикой на Израиль, отвергнув возможность каких-либо контактов со своим юго-западным соседом, Анкара была вынуждена "петь в унисон" со своими сирийскими союзниками. Ведь для Турции поддержка ее антиюжнокурдистанской политики со стороны Дамаска (а также Тегерана) - это ключевой элемент как национальной безопасности, так и безопасности правящей элиты страны. Поэтому расчет, в общем-то, понятен: "сжигая мосты" со своим традиционным региональным союзником - Израилем, Турция приближала к себе своих главных "антикурдских" союзников - Сирию, а также Иран.

Однако волнения в Сирии, похоже, опять "смешивают карты" как в регионе в целом, так и в турецко-сирийско-израильском треугольнике, в частности. И вот уже в конце июня региональные медиа распространили информацию о "переговорах в закрытом формате" по налаживанию израильско-турецких отношений.

Признаки потеплення?

Для многих обозревателей где-то стало сюрпризом, когда фактически сразу после парламентских выборов в Турции израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху направил письмо главе турецкого правительства Реджепу Эрдогану, в котором поздравил его с победой правящей в стране Партии справедливости и развития, а также акцентировал внимание на готовности его страны решить "клубок" турецко-израильских проблем и возобновить "полноценное и разностороннее сотрудничество" между двумя странами.

Впрочем, этим дело не ограничилось. Последовавшие после поздравительного письма упомянутые "переговоры в закрытом формате" с участием министра стратегического планирования Израиля Моше Аялона и государственного секретаря турецкого МИД Феридуна Синирлиоглу, по сообщению "источников", начались довольно-таки успешно.

Более того, 26 июня Турция предложила Израилю придти к согласованному тексту резолюции следственной комиссии ООН, проверяющей обстоятельства столкновения военнослужащих израильских военно-морских сил с участниками майской прошлого года "Флотилии свободы".

К тому же, перед этим турецкими активистами было объявлено об отказе направлять судно "Mavi Marmara" с гуманитарной миссией в Сектор Газа в составе "Флотилии свободы-2" (целый ряд обозревателей склоняется к мнению, что данное решение было принято не без давления со стороны именно турецкого правительства).

В свою очередь, министр обороны Израиля Эхуд Барак в долгу не остался. В начале июля на заседании фракции Кнессета "Ацмаут" он заявил, что Израиль заинтересован в нормализации отношений с Турцией, а также в том, чтобы "оставить позади неприятное прошлое". "Турция очень важна, - акцентировал особое внимание Э.Барак, - Это одна из четырех ключевых стран региона. У нас не такие простые отношения с Саудовской Аравией, враждебные отношения с Ираном, а с Египтом у нас мир, но он весьма нестабилен. В этой связи Турция приобретает особенную важность для нас на Ближнем Востоке".

В данной цитате мотивация израильского сближения с Анкарой изложена как нельзя лучше. Каковы же основные причины попыток наладить отношения с Израилем у доселе непримиримого турецкого правительства?

Используя ближневосточную "перезагрузку"

По мнению некоторых израильских аналитиков, Турция опасается резкого тона резолюции, осуждающей ее за организацию флотилии. Поэтому, дескать, Анкара и заявляет, что готова на возобновление отношений с Израилем в полном объеме, включая возвращение послов.

Впрочем, это больше похоже на пропаганду, чем на объективный анализ. Скорее всего, здесь куда важнее фактор победы правящей в Турции партии на парламентских выборах, состоявшихся в середине июня. В результате укрепления своих позиций, турецкий режим может себе позволить несколько "расслабиться" в заигрываниии со своим электоратом. В частности, существенно ослабить антиизраильскою риторику.

Кроме того, убедительная победа на выборах правящей Партии справедливости и развития дает возможность официальной Анкаре больше пространства для внешнеполитического маневрирования в регионе. Например, в сирийском вопросе. Ведь хоть нынешний президент Башар аль-Асад и является номинальным союзником Турции, Анкара была бы не против воспользоваться нынешними сирийскими волнениями для смены режима в Дамаске на более антикурдский.

На этом фоне обращает на себя внимание заявление главы сирийского внешнеполитического ведомства Валида аль-Муалема, обвинившего Турцию в поддержке сирийской оппозиции в северных регионах страны. По его словам, официальный Дамаск располагает соответствующими доказательствами. В.аль-Муалем также подчеркнул, что турецкие власти соорудили палаточные лагеря для приема сирийских беженцев еще за неделю до того, как они начали пересекать турецко-сирийскую границу.

Здесь, разумеется, можно отыскать и пресловутый "американский след". Ведь немаловажным фактором является также и растущее давление как на Турцию, так и на Израиль со стороны США. Нынешний хозяин Белого дома, похоже, всерьез хочет войти в историю как человек, разрешивший ближневосточный вопрос.

Поэтому и старается Вашингтон всячески помирить двух своих главных союзников в регионе. А в условиях нынешней неопределенности в Египте, возможно, предложить посреднические услуги в достижении межпалестинского мира Анкаре (в этой связи показателен одновременный визит в Турцию во второй половине июня главы политбюро ХАМАС Халеда Машаля и лидера Палестинской автономии Махмуда Аббаса.

В общем, пока в турецко-израильских отношениях наметилось некоторое потепление. Дальнейшие же их перспективы выглядят туманно. Турции надо будет четко определяться по палестинскому вопросу, а Израилю - по курдскому. А ведь есть еще и фактор Ирана, и проблема принесения извинений за "Флотилию свободы".

Да и т.н. "арабская весна" еще может принести не один сюрприз, существенно изменив геополитическую конъюнктуру в регионе.

Виталий Николаевич Билан - эксперт по Ближнему Востоку, специально для Интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение".

По информации - Новое Восточное Обозрение

08.07.2011