Александр Филоник

ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ И ПОИСК ВЫБОРА

Арабские страны вообще и малые государства Персидского залива особенно в последние десятилетия концентрируют значительные силы, чтобы добиться показателей, соотносимых с понятиями современного экономического роста. Поэтому не случайно в их хозяйственной практике все более выпукло обозначаются тенденции, свидетельствующие, что проблемы экономического и социального развития становятся для них знаковыми, осевыми, способными определять на десятилетия вперед их жизнеспособность и умение эффективно реагировать на вызовы современности. Углубляющиеся процессы, связанные с глобализацией и интернационализацией производства уже заставили арабские страны сделать вполне определенные выводы и обобщения относительно той ситуации, в которой они существуют.

Естественно, капиталодефицитные страны значительно отстают по многим параметрам от соседей по региону, которые активно используют энергетические ресурсы, умело применяют в своей повседневной практике продуктивные модели роста и далеко ушли вперед по пути модернизации экономических структур.

Но и арабские нефтеэкспортеры Персидского залива переживают трудности, которые произрастают из их односторонней специализации в международном разделении труда, из сложностей с диверсификацией их производственных возможностей, из ситуации типа мирового экономического кризиса, который, зародившись вне их пределов, привнес в их экономики заметную толику негативных явлений. Эти последние не стали критичными для нефтеэкспортеров, но все-таки в отдельных случаях ударили по отдельным отраслям и проектам, нанесли ущерб банковско-финансовой сфере и замедлили на время темпы развития.

В частности, можно сказать, что Дубай, например, экономика которого составляет примерно треть общего потенциала ОАЭ, обнаружил падение темпов в таких важных сферах хозяйственной деятельности, каковыми являются строительство и операции с недвижимостью, а уровень безработицы поднялся до 0,6%. Тем не менее, несмотря на такие эволюции, ныне есть основания считать, что трудности преодолеваются на многих направлениях. Во всяком случае, уже в 2010 г. темпы экономического роста в Дубае достигли 2,5% под позитивным влиянием увеличения спроса на оптовых и розничных рынках, что стало мощным приводом позитивных процессов в экономической и социальной сферах. Тем не менее, приведенный показатель еще не достиг докризисного уровня. Известно также, что доля Дубая в ненефтяной торговле ОАЭ составляет 80%, и этот сектор в 2008 г. рос темпами, равными 5,7%. Официальных данных на эту тему по последующим периодам пока не было представлено, но, по сводкам МВФ, в 2009/10 гг. рост в этом секторе сократился до 0,9%. Действительно, это крупный спад, но общий тренд в развитии эмирата допускает возможность быстрого восстановления показателей роста. Тем более, если принять во внимание, что и такие немаловажные отрасли, как транспорт, складское хозяйство, телекоммуникации, которые являются еще одним ведущим звеном в экономике Эмиратов, уже в 2010 г. реанимировались и показали средний рост в размере 10%. А это указывает на большие регенеративные возможности эмирата и всей федерации в целом.

Большую роль в этом играет их стремление внедрять у себя на широком фронте новейшие технологии, насаждая которые, они рассчитывают создать как можно больше опорных точек и использовать их для обеспечения своего прорыва в мировой бизнес не за счет топливно-энергетических возможностей, а с совершенно иного фланга. Именно ради этой цели они мобилизуют усилия, готовя почву для того, чтобы более плотно встраиваться в систему международного разделения труда и соответствовать запросам мирового рынка, увеличивая свои экспортные, помимо энергосырья, ресурсы, развивая обрабатывающую промышленность и вкладывая огромные средства в инфраструктуру. Одно то, что ОАЭ стремятся превратиться в мировой хаб авиасообщений и перевозок и в центр современного моторостроения для авиации указывает на уровень амбиций небольшого государства и его желание обрести устойчивую нишу в высоко конкурентном сегменте мирового рынка.

Накопленный опыт развития за последние двадцать-тридцать лет помог понять арабскому миру, что бесконечное наращивание физического капитала даже в самых передовых отраслях не является панацеей от сбоев в функционировании производств, отраслей и рынков. Даже при самой высокой степени технической оснащенности производственной базы сложно получить ровные показатели, которые автоматически растут по экспоненте. Чтобы добиться успеха, требуется решение не только собственно экономических, социальных, технических и иных вопросов, но и создание адекватной окружающей среды, приспособленной к нуждам функционирования современных воспроизводственных систем. Не случайно, поэтому, в арабском мире пересматриваются подходы к проблемам развития, частью которых являются не только деятельность во имя улучшения среды обитания или преодоления бедности, но и меры, связанные с развитием гражданского диалога, созданием лучших условий для руководства обществом и производством, с постепенным усвоением принципов good governance, предполагающих подключение к управлению общественными и иными процессами разных слоев населения и категорий бизнеса.

Возможно, эти направления деятельности получат скорое развитие под влиянием протестных движений начала 2011 г., которые в ряде случаев обусловлены именно отсутствием заметных подвижек в сферах, имеющих стратегическое значение для социальных и политических процессов, развертывающихся на арабском пространстве, и их экономического обеспечения. Конкретнее, речь идет о неспособности ассимилировать на рынке труда огромные количества молодежи, образующие зону взрывного недовольства режимами.

Однако следует иметь в виду, что вызванные этим явлением проблемы не могут быть решены одномоментно. Даже несмотря на то, что можно найти некоторые методики облегчения ситуации, но они могут оказаться недостаточно подходящими для конкретных арабских стран, страдающих от образования крупных контингентов избыточного населения. Прямых инструментов, способных "расшить" ситуацию, нет. Остаются только обходные маневры, которые должны скрасить положение дел, замаскировать негатив, растащить народный энтузиазм по разным направлениям и вместить его в инициативы, которые носят общественный характер. В этом смысле политическое переформатирование арабского общества, побуждение его к демократическим переменам, выраженным в разных акциях от создания неправительственных организаций до объединения в неформальные, но подконтрольные правящим режимам, структуры, могут рассматриваться лишь как некий частный случай разрядки внутренней напряженности. Но дело даже не в этом, а в выходе из провала, для чего псевдововлеченности в искусственно созданные структуры явно недостаточно. Тем более что такого рода институты в арабских странах не обретут массовости и не смогут поглотить взрывную силу народного недовольства.

В любом случае, открывающиеся на общественном поприще новые направления, скорее, можно расценивать как части долгосрочной перспективы, поскольку практическая их реализация сопряжена с большими организационными и техническими трудностями, уходящими в природу арабского общества, арабской государственности и отношений между народом и властью. Тем более что на текущем этапе вырастают не менее жесткие проблемы, которые могут серьезно отразиться на темпах политической и экономической модернизации арабских стран, их трансформации в современные государства с развитыми производительными силами и политическими институтами.

Единственным действенным средством преодоления кризисной ситуации, вызванной макроэкономической стабилизаций и структурными реформами, вступившими в конфликт с социальной ситуацией в арабских странах, может быть только развитие, гарантирующее гармонию экономических мер с их социальными последствиями. Но такое сочетание идеально и потому едва ли недостижимо в арабской практике. Это касается всего, без исключения, региона, хотя видно, что наиболее продуктивный подход к решению проблем проявляется именно нефтеэкспортерами в силу их более длительного рыночного опыта, рождающего холодный расчет и прагматизм, и более тесного знакомства с применяемыми западными партнерами методиками оздоровления сходных ситуаций.

Речь о том, что по многим параметрам нефтедобывающие государства Аравии, среди которых выделяются ОАЭ и особенно Дубай, уже насытили свои экономики средствами производства, создав процветающий ТЭК, построив гигантскую инфраструктуру, и находятся в перманентном процессе формирования разветвленной обрабатывающей промышленности. Однако такой выбор в пользу максимально возможной диверсификации хозяйственной деятельности, чтобы быть продуктивным и привести к требуемым результатам, должен быть оберегаем от ситуаций, которые могут отрицательно повлиять на реализацию этой объемной задачи, ставшей буквально национальным проектом федерации.

В свете этого, обретшего статус генерального, курса в Дубае в марте 2011 г. было проведено широкое мероприятие с привлечение большого количества специалистов по проблемам и перспективам развития эмирата под названием "Будущее Дубая - 2015". Собравшиеся эксперты пришли к заключению, что на этом этапе эмират более всего может нуждаться в двух составляющих развития, а именно: в частных инвестициях и в росте продуктивности производства, которая выражена в качестве и в количестве выпущенной продукции. Иными словами, этот показатель свидетельствует о том, каким образом и с какой результативностью предприятие, отрасль или страна обращают инвестированные ресурсы - труд, материалы, оборудование - в товары или услуги. Для региона наибольшее значение имеет производительность труда, поскольку она определяет эффективность производственных усилий. Но при этом качество труда варьируется в широких пределах в зависимости от состояния рабочей силы и умелости руководства ее действиями, что влияет на характеристики продукции и, в конечном счете, на ее конкурентоспособность.

Переключение внимания на эти показатели не должно означать, что Дубай полностью отошел от намерения развивать инфраструктуру или от любой другой рациональной хозяйственной деятельности в пользу новой поставленной цели. Это должно означать лишь то, что в список задач введен еще один пункт, и он будет приоритетным в течение определенного времени, пока, по исчерпании, его не сменит другая тема. В принципе, в эмирате, где достигнута высокая степень институциональной гармонизации и поддерживается баланс между системами жизнеобеспечения государства, господствует тактика последовательного приближения к урегулированию проблем по мере их возникновения или формулирования. Это обеспечивает высокую степень их решаемости.

В данном случае интерес государства сосредоточился на проблеме продуктивности производства, производительности труда, на рациональном использовании инвестиционного потенциала, что прямо и непосредственно связано с качеством управления материальными и денежными потоками, с регулированием деятельности бизнес-среды и со многими другими вопросами, имеющими отношение к подчинению хозяйственного процесса требованиям целесообразности и экономности.

В целом эти соображения всегда лежали в основе хозяйственной деятельности, которая в условиях рынка жестко была ориентирована на подчинение финансовой дисциплине, соблюдение договоров, сроков, поставок и т.п. Но сейчас, когда экономика Дубая и Эмиратов в целом выходит на новые рубежи и более активно вторгается на мировое экономическое пространство, возникла необходимость более тесно "подверстать" ее под мировые стандарты в разных сферах. А на этом фоне то, что ранее было рассчитано на внутреннее потребление, ныне должно быть приведено в убедительное соответствие с теми правилами, которые господствуют на глобальных рынках. Иначе авторитету Эмиратов может быть нанесен существенный ущерб, а их бизнес может утратить доверие со стороны главных партнеров, которые олицетворяют в мире большую рыночную традицию. И причиной этого может стать дефицит управленческого искусства, слабость национального менеджерского звена, из-за чего можно подорвать имидж успешной экономики, всегда отмобилизованной по высоким меркам.

Филоник Александр Оскарович, кандидат экономических наук, руководитель Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН, специально для Интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение"

По информации - Новое Восточное Обозрение

05.06.2011