Эльмира Таривердиева

ВЫБОРЫ В ТУРЦИИ В ТРЕХМЕРНОМ ИЗМЕРЕНИИ

Очередные парламентские выборы в Турции, которые пройдут в стране 12 июня, будут иметь решающее значение не только для самой страны, но и для многих внешних игроков, включая Израиль, США и регион Ближнего Востока. В результате выборов будет сформировано 61-ое правительство республики, политический курс которого определит дальнейший геополитический расклад во всем мире.

Фаворитом нынешних, 17-х по счету, парламентских выборов в Турции считается правящая Партия справедливости и развития (в турецкой транскрипции AKP), которую возглавляет премьер министр Реджеп Тайип Эрдоган. Как свидетельствуют итоги социологического опроса, который в мае провела исследовательская компания "ИКСара", правящая партия может набрать на выборах 45,5% голосов избирателей и в третий раз после прихода к власти в 2002 г. сформировать однопартийное правительство. На последних выборах в июне 2007 г. партия Эрдогана получила около 47% голосов.

На втором месте, согласно прогнозам "ИКСара", окажется основная оппозиционная Народно-республиканская партия (НРП), которая может рассчитывать на 30,5% голосов. Всего в выборах в 550-местный турецкий парламент примут участие 16 политических партий.

Третья по счету победа партии премьер-министра Эрдогана даст ему уникальную возможность продолжить и закрепить тот внутри- и внешнеполитический курс, направленный на превращение Турции во флагмана исламского мира. При этом, по задумке властей Турции, страна должна остаться союзником Запада, перестав, однако, слепо поддерживать любое решение США и ЕС.

Для того чтобы продолжить начатый более 8 лет назад курс, AKP необходимо продолжить начатый в 2007 г. процесс изменений во внутренней политической схеме, закрепленный результатами прошедшего в сентябре 2010 г. референдума. Тогда его результаты четко показали, что турецкие избиратели поддерживают конституционную реформу.

Однако тогда же светская оппозиция высказала первые опасения, что поправки позволят правящей партии, имеющей исламские корни, в большой степени контролировать процесс назначения судей высших инстанций.

Действительно, результаты референдума сильно укрепили позиции Эрдогана и его партии и неудивительно, что третий срок для AKP - более чем предсказуем.

Причем, это будет не просто третий строк, и конституционное большинство в парламенте.

Сегодня Эрдогану нужна не просто победа, но победа, которая поможет ему в дальнейшем оставаться у власти и проводить собственные реформы в стране, без каких-либо ограничений. Цель АKP перед нынешними выборами - получить в парламенте, по меньшей мере, 367 мандатов, т.е. 2/3 от их общего числа, что даст возможность Эрдогану и его сподвижникам провести в законодательном органе любой законопроект и изменить конституцию.

Такая цель, видимо, оправдывает любые, даже самые жесткие средства по ее достижению. Нынешняя предвыборная кампания в Турции идет без излишней деликатности, сметая на пути AKP все возможные препятствия. Учитывая, что в Турции самый высокий в мире 10-процентный порог прохождения в парламент, малым партиям реально участвовать в политических процессах не представляется возможным. Ну, а крупные оппозиционные партии и их лидеры всеми способами удаляются от борьбы за места в парламенте.

Уже шесть политиков во второй по величине турецкой оппозиционной Партии националистического действия (ПНД), включая четырех вице-президентов, ушли в отставку незадолго до национальных выборов в связи с тем, что им угрожают публикацией компрометирующих видеоматериалов. Четыре других высших руководителя ПНД ушли в отставку в начале мая после того, как тайно снятые фотографии были размещены в Интернете.

Все это обеспечит партии Эрдогана подавляющее и решающее большинство в парламенте, которое позволит ему в будущем играть более весомую роль, чем сегодня.

Весной 2012-го в Турции намечены президентские выборы. Многие аналитики уже сегодня прогнозируют, что Реджеп Тайип Эрдоган, по всей вероятности, станет кандидатом на пост главы государства от правящей партии, причем, обладая полномочиями большими, чем сегодня. Смена режима, к которой, возможно, стремится Эрдоган и его соратники, разумеется, должна быть зафиксирована новой конституцией. Предпосылки к смене конституции были поставлены на повестку дня уже после выборов 2007 г. Однако тогда осторожные попытки ввести исламские традиции в светский образ жизни Турции были только началом большого шествия исламской AKP по дороге турецкой власти.

Возможным сценарием развития событий станет попытка Эрдогана в ближайшее после парламентских выборов время изменить Конституцию и стать президентом с широким кругом полномочий. Т.е., Эрдоган попытается уйти от парламентской системы, при которой нынешний президент Турции играет роль второй скрипки. Таким образом, поменяв пост премьера на пост президента, при смене политической системы в Турции, Эрдоган обеспечит себе необходимое политическое долголетие, которое даст возможность полностью изменить облик страны.

О таких планах премьера говорит и тот факт, что Эрдоган пытается устранить сторонников президента Абдуллы Гюля из списков правящей партии, стремясь к расширению и укреплению личной власти в политической системе страны.

Внутри самой Турции такие изменения сделают Эрдогана самым влиятельным турецким лидером после основателя современного турецкого государства Мустафы Кемаля Ататюрка, и дадут ему карт-бланш на проведение многих политических реформ. Но нельзя не задуматься и о том влиянии, которое окажет такой исход выборов в Турции и на внешних игроков.

Турция под управлением третьей администрации Эрдогана будет иметь больше влияния на Ближнем Востоке и больше трений с традиционными союзниками - США и Израилем. Однако рассматривать внешнеполитический курс новой Турции Эрдогана необходимо не в плоскости очевидных событий, но в трехмерном пространстве геополитических игр.

Конечно, с продолжением политики правящей партии у Турции появится больше шансов на столкновения с Израилем. Позиция Турции по отношению к бывшему союзнику на Ближнем Востоке - Израилю кардинально изменилась в процессе переориентации исламского государства под руководством Эрдогана и министра иностранных дел Ахмета Давутоглу. Несмотря на большой резонанс и несколько погибших турецких активистов во время отправки в 2010 г. санкционированной Эрдоганом флотилии для прорыва блокады сектора Газа, в июне нынешнего года премьер не воспрепятствовал отправке очередной флотилии из 10 судов. Очевидно, что в последние годы Турция намеренно отказалась от роли посредника между Израилем и его арабскими соседями и стала активно поддерживать арабов и мусульман в их борьбе за палестинское государство.

Несмотря на то, что традиционные союзники Турции - Евросоюз и США считают ХАМАС террористической организацией, а Вашингтон к ним же относит и "Хезбаллу", правительство AKP поддерживает контакты с этими исламистскими группировками на высшем уровне.

Кроме того, то, что Турция меняет внешнеполитические приоритеты, доказывает та поддержка, которую Анкара оказывает иранской ядерной программе, против которой много лет борются страны Запада.

Однако, с другой стороны, стоит задуматься о том, что когда-то Эрдоган и партия AKP продвигались к власти именно Вашингтоном и, возможно, новая модель Турции - менее светская и более близкая мусульманскому миру, явится лучшим проводником идей Запада в быстро меняющемся регионе Ближнего Востока.

При этом очевидно, что страна, стремящаяся в Евросоюз, остающаяся верным союзником Израиля и осуждающая Иран и радикальные исламские группировки, не сможет претендовать на вес в исламском мире, а, значит, не сможет влиять на позицию столь важного для Запада региона в необходимом ЕС и США ключе.

Идеальный мусульманский стратегический партнер может и не соглашаться с позицией Запада во многих вопросах, которые не имеют жизненно важного значения, однако этот партнер, в стратегически важном для западных партеров случае, может ювелирно продвигать американские и европейские интересы, пользуясь доверием остального мусульманского мира.

Учитывая это, возможно, исход выборов парламентских, как и выборов президентских в Турции, в трехмерном измерении принесет Западу и его союзникам больше пользы, чем кажется на первый взгляд.

Эльмира Таривердиева, эксперт по Южному Кавказу, специально для Интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение".

По информации - Новое Восточное Обозрение

02.06.2011