Виталий Билан

АРАБСКИЕ ВОССТАНИЯ И АРАБСКИЙ АТОМ

Сирийские маневры

На днях генеральный директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Юкия Амано сообщил, что официальный Дамаск направил в МАГАТЭ письмо, в котором выразил готовность "к полному сотрудничеству", предложив, в частности, допустить инспекторов на уничтоженный осенью 2007 г. объект в Аль-Кибаре (Дир аль-Зуре).

Примечательно, что ядерные разработки Сирии в прошлом неоднократно вызывали подозрения со стороны Израиля и западных стран. Так, в сентябре 2007 г. израильская авиация разбомбила упомянутый секретный объект в Аль-Кибаре (Сирийская пустыня). Американская разведка высказывала предположение, что это был строящийся ядерный реактор, предназначавшийся для производства оружейного плутония. Сирия же утверждала, что это был обычный военный объект, и страна "не ведет никаких запрещенных ядерных разработок".

В то же время следует обратить внимание, что Сирия направила письмо в МАГАТЭ через два дня после того, как стало известно, что в новом докладе Международного агентства по атомной энергии указывалось, что в Аль-Кибаре строился ядерный реактор, а особенности разрушенного здания сопоставимы с ядерным реактором (подобно северокорейскому) с графитовым замедлителем и газовым охлаждением".

Можно предположить, что готовность Дамаска к сотрудничеству с МАГАТЭ вызвана, во-первых, стремлением не допустить передачи ядерного досье в Совбез ООН (на этом настаивает Вашингтон), а, во-вторых, желанием "смикшировать" международное давление на сирийский режим в связи с подавлением выступлений в стране.

В самом же МАГАТЭ уверены, что уничтожение строящегося реактора в Аль-Кибаре застопорила ядерную программу Сирии.

Впрочем, в марте прошлого года во время работы конференции по ядерной энергетике в Париже замминистра иностранных дел Сирии Файсал Мекдад заявил, что его страна ищет "альтернативные источники энергии, в т.ч. в контексте ядерной энергетики". По словам сирийского дипломата, ядерная энергия необходима стране для удовлетворения растущей потребности в электроэнергии, учитывая рост населения страны.

При этом Ф. Мекдад заметил, что право на "мирный атом" должно принадлежать всем, а не только монопольному клубу государств, владеющих соответствующими технологиями.

Более того, во время прошлогоднего визита в Дамаск президента Дмитрия Медведева министр энергетики России Сергей Шматко заявил, что РФ будет помогать Сирии со строительством атомной электростанции, а глава российского государства, выступая совместно с сирийским президентом Башаром Асадом на пресс-конференции, заявил, что сотрудничество в сфере ядерной энергетики "может получить второе дыхание".

Арабская "цепная реакция"

Следует отметить, что Сирия далеко не единственная страна арабского мира, заявившая о своем желании развивать ядерные программы. Такое желание неоднократно декларировали Тунис, Марокко, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Иордания, Египет.

В частности, в свое время о планах Саудовской Аравии построить первую атомную электростанцию заявил министр водных ресурсов и энергетики королевства Абдулла аль-Хоссаин.

Кроме этого, в апреле прошлого года король Саудовской Аравии Абдалла бен Абдель Азиз издал указ о создании научного центра атомной и возобновляемых источников энергии, который должен подчиняться непосредственно главе правительства.

Кстати, в странах ССАГПЗ (Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива), испытывающих постоянно возрастающую потребность в электроэнергии, все большее внимание уделяется развитию атомной энергетики. По мнению экспертов, атомная энергетика рассматривается правительствами арабских стран Персидского залива в качестве основного источника получения электроэнергии в будущем.

В настоящее время ведущие позиции в области использования атомной энергии в странах ССАГПЗ занимают Объединенные Арабские Эмираты. Заключив в декабре 2009 г. контракт с Южной Кореей стоимостью 40 млрд. долл. на строительство 4 атомных реакторов, ОАЭ станут первой страной ССАГПЗ, начавшей использовать атомную энергию. Ожидается, что первый атомный реактор в ОАЭ будет запущен в эксплуатацию в 2017 г.

Кроме того, в конце февраля прошлого года Париж сообщил, что окажет серьезную поддержку Иордании в вопросах реализации ее ядерной программы. Кстати, Иордания также подписала соглашение о сотрудничестве в области ядерной энергетики с Россией. "Мы намерены сотрудничать в строительстве атомных электростанций и планируем построить в Иордании в ближайшие десятилетия четыре АЭС", - заявил глава "Росатома" Сергей Кириенко.

Важно отметить, что правительство Иордании ставит одной из наиболее приоритетных задач своей политики обеспечить производство 30% всей электроэнергии в стране с помощью ядерных реакторов к 2030 г.

Кстати, именно Франция проявляет наибольшую активность в налаживании атомного сотрудничества и с другими арабскими странами. В частности, Париж подписал с Рабатом соглашение о сотрудничестве в области атомной энергии, согласно которому французы окажут содействие Марокко в строительстве первой атомной электростанции. Кроме того, еще в апреле 2008 г. Франция и Тунис подписали соглашение о сотрудничестве в области атомной энергетики, по которому через 10-15 лет Франция сможет поставить АЭС в эту североафриканскую страну.

Особое место занимает египетская ядерная программа, поворот к которой произошел в сентябре 2007 г. Тогда было заявлено, что страна планирует до 2016 г. соорудить первую АЭС мощностью 1000 МВт в районе города Ад-Дабаа, который расположен на средиземноморском побережье (150 км западнее от второго по величине города Египта - Александрии). Стоимость проекта оценивается приблизительно в 1,5-2 млрд. долл. Кроме того, было заявлено, что в районе Ад-Дабаа до 2020 г. запланировано строительство трех атомных электростанций суммарной мощностью 1800 МВт.

Следует отметить, что Египет имеет значительный ядерный потенциал, принимая во внимание то обстоятельство, что на территории страны имеются огромные залежи урановой руды на Синайском полуострове и на побережье Красного моря. Более того, в АРЕ уже имеются два экспериментальных реактора. Один из них мощностью 2 МВт был построен СССР еще в 1958 г., другой был приобретен в Аргентине в 1998 г. (мощность - 22 МВт).

Впрочем, главный вопрос: насколько безопасным окажется "мирный атом" в постреволюционном арабском мире?

Опасности и риски

На фоне последних восстаний в арабском мире, активизация ядерных программ арабских стран актуализировала вопросы их характера и рисков.

Относительно характера, официальные власти арабских государств постоянно подчеркивают, что полностью придерживаются Договора о нераспространении ядерного оружия.

Однако, обращая внимание на подобные заявления, нельзя исключать, что арабские режимы, при условии резкой смены геополитической конъюнктуры в регионе, вполне могут попытаться, под прикрытием мирной программы, создать ядерное оружие, чтобы обеспечить противовес ядерному арсеналу Израиля и Ирана.

Тезис имеет под собой почву, поскольку, например, вопрос относительно характера ядерной программы Египта неоднократно возникал в прошлом. В частности, еще в начале 2005 г. было распространено сообщение со ссылкой на "венские дипломатические источники" (в Вене, как известно, находится штаб-квартира МАГАТЭ) относительно обнаружения доказательств тайных египетских ядерных экспериментов, которые "могут быть частью программы вооружения".

Что же касается рисков, то можно выделить две группы угроз в случае реализации ядерных проектов в арабских странах: технические и геополитические.

К основной "технической" угрозе эксперты относят низкий уровень безопасного функционирования АЭС (в качестве главных причин аналитиками называются климатические условия, угроза терактов, а также "специфическое отношение к жизни в арабском мире").

Кроме того, существует опасность похищения во время процесса обогащения или переработки отработанного топлива для дальнейших попыток со стороны террористических организаций, которые вполне могут воспользоваться внутриполитической неразберихой, начавшейся в арабском мире зимой сего года.

Главными геополитическими рисками называются, в первую очередь, опасность "милитаризации" арабских ядерных программ.

После начала военной операции в Ираке в арабском мире все большее распространение получает мысль, что наличие ядерного оружия является "наиболее действенным способом национальной безопасности", а также четко разделяет страны на "субъекты" и "объекты" мировой политики.

Более того, это может привести к угрозе дальнейшей активизации ядерных программ Ирана и Израиля, стремление "адекватно ответить" на это со стороны арабских стран и дальнейшая эскалация напряженности в регионе. "Рецидив индийского синдрома", когда ядерные испытания в Индии стали причиной активизации усилий в этом направлении Пакистана и, в определенной степени, Ирана, в арабском мире может "полностью выйти из-под контроля".

Все это подогревается тем, что угроза обострения борьбы за влияние на Ближнем Востоке со стороны главных мировых стран и региональных организаций путем финансирования арабских ядерных программ может рассматриваться в качестве важного "рычага" распространения своего влияния в регионе.

Особенно сейчас, когда в результате т.н. "арабских революций" происходят кардинальные ценностные изменения в арабском мире.

Виталий Николаевич Билан - эксперт по Ближнему Востоку, специально для Интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение".

По информации - Новое Восточное Обозрение

01.06.2011