Александр Левченко

МИРОТВОРСТВО ОБАМЫ И ДОЛИНА МЕГИДДО

Есть у семитских народов такая примета: чем ближе президентские выборы в США, тем больше одолевает претендентов на поселение в Белом доме ближневосточный миротворческий зуд. Эта болезнь особенно обостряется у тех, кто правит от имени Демократической партии, которая по какой-то странной для нас логике считается в Америке "левой", то есть защитницей "униженных и оскорбленных".

Республиканцы, как правило, меньше уделяют внимания израильско-палестинскому конфликту, поскольку нефти нет ни в Израиле, ни в Палестине. Поэтому в 2003 году президенту Джорджу Бушу, желавшему порулить Америкой второй срок, израильтяне вызвались помочь лишь символически, преподнеся ему подарок в виде активно освещавшейся в прессе переписки между Вашингтоном и Иерусалимом о "дорожной карте" Буша, которая должна была якобы привести к созданию "двух государств для двух наций", а затем о встречном "Плане по разъединению" (Израиля и Палестины), который выдвинул Ариэль Шарон. В 2008 году покидающему Белый дом Бушу вся эта израильско-палестинская суета была уже вообще ни к чему, и республиканская администрация не удосужилась даже хоть как-то проявить себя в очередном "урегулировании ближневосточного конфликта".

А вот когда демократ Билл Клинтон захотел получить второй президентский срок на выборах 1996 года, процесс ближневосточного урегулирования тут же сдвинулся с мертвой точки, евреи и палестинцы дружно сели за стол переговоров и за год до начала выборов подписали "промежуточное" соглашение по Сектору Газа и Западному берегу реки Иордан. Потом замаячили на горизонте выборы-2000, на которых вице-президент демократ Эл Гор вознамерился избавиться от приставки "вице". И опять-таки (о, чудо!) за год до выборов израильтяне и палестинцы прибыли в Шарм-эль-Шейх и дружно подписали Меморандум о возвращении к ранее прерванным переговорам, теперь уже якобы на "постоянной основе".

Все это, естественно, под звук медных труб, возвещавших успех дипломатии демократической администрации США, а также под звон американских монет, щедро сыпавшихся в бюджеты Израиля и Палестинской автономии. Миротворчество на Ближнем Востоке, знаете ли, - дело дорогое, речь идет о миллиардах, отпечатанных на бумаге цвета знамени ислама.

Не избежал искушения мирить палестинцев и израильтян и президент-демократ Барак Обама. Естественно, тоже к концу своего первого президентского срока. У него, правда, помимо традиций внешней политики Демпартии, есть для этого, полагаю, и другие причины.

Теперь уже очевидно, что внутри страны нынешняя американская администрация не смогла достичь успеха ни на одном из направлений, обозначенных Обамой как приоритетные. И, судя по тенденциям в американской и мировой экономике, нет оснований полагать, что через год демократам удастся что-либо предъявить избирателям, поддержавшим реформаторский пыл первого чернокожего президента США. Поэтому хочешь не хочешь, но избирательный штаб Обамы вынужден сосредоточиться на внешней политике, где у Белого дома сравнительно больше возможностей для создания информационных поводов, отвлекающих внимание избирателей и СМИ от провалов в политике внутренней. Хотя потрудиться для этого Вашингтону и здесь придётся немало.

Внешняя политика Обамы с самого начала страдала неоднозначностью и непонятной двойственностью. Заявив, что война в Ираке была ошибкой предыдущего президента и пообещав вывести из этой страны американские войска, свежеиспеченный президент почему-то оставил на посту министра обороны одного из сценаристов этой войны, Роберта Гейтса, а затем начал искать предлоги для затягивания вывода войск на неопределенное время.

Неоднозначно повел себя Обама и с европейскими союзниками. После обвинений в адрес Джорджа Буша, который своей политикой якобы разрушил связи с партнерами по НАТО, Барак Обама спровоцировал европейцев на втягивание в войну с Ливией, а затем мягко отмежевался от проявленного французами и итальянцами энтузиазма под предлогом того, что Ливия не входит в перечень стратегических интересов США.

Не добился Белый дом успехов и в Афганистане, хотя в свое время торжественно объявил войну с талибами центром приложения своих усилий за кордоном. Оно и понятно: война требует жертв, а умирать американцам не хочется. Отсюда и нежелание Обамы наращивать в Афганистане численность американского контингента, хотя одной авиацией Талибан, понятно, не победить.

Поэтому информация о ликвидации лидера Аль-Каиды, вброс которой в СМИ из предвыборных соображений было бы выгоднее отстрочить до лета-осени 2012 года, дала экспертам основание полагать, что Обама и его окружение сомневаются не то что в будущей победе над республиканцами, но даже в том, что действующий президент пройдет через сито начавшегося отбора кандидатов от родной ему Демократической партии.

Обама вынужден спешить. И очередная "миротворческая" инициатива на Ближнем Востоке для него - как палочка-выручалочка. Здесь все козыри на руках Белого дома: и понимающий вашингтонскую политическую кухню Израиль, и не менее осведомленная палестинская администрация, аккурат к президентским выборам в США вспоминающая о "независимом палестинском государстве" и выгодах, которые сопутствуют заявлениям о его одностороннем провозглашении.

Надо сказать, кто-то ещё хранит память о героическом прошлом Организации Освобождения Палестины. Однако времена меняются, и палестинцы меняются вместе с ними. Благодаря щедрым американским и европейским финансовым вливаниям в "миротворчество на Ближнем Востоке", элита Палестинской национальной автономии (ПНА) развращена и коррумпирована донельзя. Не столько идейные противоречия между ФАТХом и ХАМАСом, сколько клановая борьба между палестинскими "олигархами" привела к тому, что Сектор Газа и Западный берег реки Иордан представляют собой фактически два "палестинских государства", разделенных не только территорией, заселенной евреями, но и стремлением местных лидеров предстать перед мировым сообществом главными, а то и единственными представителями палестинского народа со всеми вытекающими отсюда привилегиями в получении "миротворческой помощи" Запада. А она, эта "помощь", по странной случайности оказывается особенно нужной Палестине в период предвыборных кампаний в США.

Так что Обама пошел по наезженному его предшественниками-демократами пути. Белому дому очень нужен громкий внешнеполитический успех. Таковым может стать подписание палестинцами и израильтянами при посредничестве Вашингтона какого-нибудь очередного "соглашения", которое - нет, не приведет к реальному ближневосточному урегулированию (зачем?) - но якобы "откроет путь" к нему в будущем. Что-то вроде очередной "дорожной карты", воспользоваться которой "на местности" никто не собирается. И это прекрасно понимают и в Вашингтоне, и в Иерусалиме, и в двух de facto столицах Палестины - Рамалле и Газе.

Для осуществления своей предвыборной мечты Барак Обама нуждается в том, чтобы лидеры Израиля и ПНА сели за стол переговоров. А это, в свою очередь, требует единой делегации палестинцев, для чего необходимо воссоздать правительство ПНА, хотя бы формально действующее на всем пространстве автономии. И вновь-таки - о, чудо американской дипломатии! - 4 мая в Каире палестинские политические движения, включая недавно стрелявших друг в друга ФАТХ и ХАМАС, вдруг идут на примирение и обращаются к мировому сообществу с призывом поддержать создание независимого палестинского государства, о желательности которого президент США сообщил в своей речи перед американскими дипломатами за две недели до того.

Трудно сказать, во сколько обошлось или обойдется Вашингтону такое всеобщее примирение палестинских исламистов, националистов и бывших коммунистов. Однако чудес в политике не бывает. Тем более что эта предвыборная акция оплачивается из бюджета США, а не избирательного фонда кандидата в президенты. То есть налицо пресловутый "административный ресурс", о недемократичности использования которого Freedom House периодически напоминает политикам стран СНГ. Однако не будем отвлекаться на мелочи.

Сомнительно, что руководство Израиля не знало, в чем будет состоять "миротворческая инициатива" Барака Обамы, о подготовке которой заранее и широко оповестила американская пресса. Поэтому надо отдать должное артистическим способностям премьер-министра Биньямина Нетаньяху, разыгравшему благородное негодование из-за предложения Белого дома Израилю ужаться в границы 1967 года. Можно подумать, что в Иерусалиме надеются на прощение грехов и официальное согласие США на дальнейшую оккупацию евреями палестинских территорий. Все-таки всему есть предел. Как есть предел и израильско-палестинскому примирению.

Достаточно посмотреть на карту, на которой обозначены границы Израиля с арабскими государствами в 1967 году и указано количество километров, отделявших Иорданию от Средиземного моря, чтобы понять: вернуться к этому положению израильтяне согласятся только при получении гарантий ненападения со стороны соседей.

А как можно положиться на палестинцев, не признающих право Израиля на существование, не желающих объявить будущую независимую Палестину демилитаризованным государством и не согласных на контроль за соблюдением этого положения со стороны израильтян? Трудно положиться, учитывая, что даже Иордания не хочет возвращать свои отторгнутые территории, не желает брать ПНА под свое крыло и робко рекомендует мировому сообществу не настаивать на возвращении Израиля в границы 1967 года. В Аммане помнят "черный сентябрь" 1970 года, когда палестинские боевики попытались создать в Иордании свое "государство в государстве".

Однако предположим, что ПНА согласится на требования Израиля и даже откажется от идеи возвращения палестинских беженцев к очагам предков. Что с того? Во-первых, по закону 2010 года израильское правительство может передать кому бы то ни было находящиеся под юрисдикцией Израиля территории только при поддержке этого шага на всенародном референдуме или решением 2/3 от числа депутатов Кнессета, а именно такой обмен землей с палестинцами предусматривает "инициатива Обамы". Во-вторых, Иерусалим, включая Восточный, объявлен единой и неделимой столицей еврейского государства, и израильтяне делают все, чтобы расширить его границы. К примеру, недавно принято решение о включении в территорию города 25 гектаров земли кибуца Рамат Рахель, построенного на "спорной территории". А какая же Палестина без Иерусалима?

И даже если эти проблемы будут решены (каким-то чудом), то останется последнее - судьба Храмовой Горы. И никто, ни израильские политики, ни палестинские, не откажутся от нее ни за какие деньги, потому что убьют радикалы-соплеменники. Ведь на горе Мория находится третья по значимости святыня ислама - мечети аль-Акса и Омара, а для евреев эта гора вообще одна-единственная, поскольку больше им свой "третий храм" строить негде, Тора не велит.

В Вашингтоне сознают бесперспективность очередной ближневосточной "инициативы" США в смысле реального миротворчества, но представляют и выгоды "ближневосточного мирного процесса" для избирательной кампании Обамы. Поэтому сейчас израильтяне могут не беспокоиться - никто их "принуждать к миру" не станет. И так же палестинцы могут не погружаться в эйфорию - "процесс" закончится вместе с выборами 2012 года в США...

Напрягаться по поводу нынешних "ближневосточных инициатив" США ни к чему. А думать бы надо о будущем. Лет через 25-30 количество израильских арабов, имеющих право голоса на выборах в Кнессет, сравняется с количеством избирателей-евреев. И тогда под вопрос будет поставлено - вполне демократическим путем - существование Израиля как "еврейского государства", созданного и взращенного, в первую очередь, на деньги американского, британского и французского еврейства. Как собираются выходить из этой ситуации израильские евреи? Что планирует делать мировая еврейская община? Какую роль тогда сыграют США? И надо ли славянским государствам - "народам Гога и Магога" - готовить свой ответ на эти вопросы?

Мегиддо - так на иврите называется долина на границе Израиля с будущей Палестиной. Мы зовем её Армагеддон. Спаси и сохрани нас, Господи!

Александр Левченко (Украина)

По информации - Фонд стратегической культуры

30.05.2011