Александр Филоник

ДУБАЙ И КОМЕСА: ПРИМЕР КОНСТРУКТИВНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Глобальный финансовый кризис, так или иначе, отразился на малых арабских государствах Персидского залива, вынудив их прибегать к использованию ресурсов, размещенных в суверенных фондах или аккумулированных в интересах будущих поколений. Другими словами, они вынужденно обратились к стратегическим резервам и сейчас пытаются восполнить понесенные потери за счет разных источников. Одним из таких источников могут оказаться Восточная и Южная Африка, которые ныне набирают растущий вес в мировой экономике. Этим обстоятельством стремится воспользоваться Дубай и ОАЭ в целом, которые играют роль готового передаточного механизма между африканским и мировым бизнесом. Для этого они уже довольно длительное время эксплуатируют свою мощную и разностороннюю инфраструктуру, которая дает возможности перенаправлять или поддерживать интенсивный перелив капиталов, товаров и труда между континентами.

Чтобы выступать с более выгодных позиций, арабские нефтеэкспортеры Аравийского полуострова создали свою региональную структуру в виде ССАГПЗ, в составе которой им легче налаживать взаимодействие с мировыми партнерами в условиях глобализирующейся мировой торговли и интернационализации международного экономического пространства. И в этом качестве они действуют сообща, хотя подобное не исключает индивидуальных связей с разными партнерами. Они постоянно ищут возможности для диверсификации своих торгово-экономических отношений с соседними странами. Тем более привлекательной для них становится возможность сотрудничества с крупной региональной группировкой, растущий экономический потенциал членов которой сулит новые контакты, контракты и торговые соглашения.

В свете этого стремление динамично внедряться в африканские рынки ныне представляет собою одно из стратегических направлений предпринимательской деятельности Эмиратов, и в этом процессе основные усилия берет на себя Дубай. Уже сейчас его гигантская авиакомпания Эмирейтс осваивает маршруты на огромных пространствах континента, связывая его рынки с крупнейшими центрами производства и потребления, такими, как, например, Китай. Такой выбор особо эффективен для самого эмирата, который намерен задействовать все свои возможности, тем самым создавая задел на будущее. Скорее всего, ему удастся добиться поставленной цели, поскольку он является весьма мощной перевалочной базой в поставках оборудования, механизмов и агрегатов для автомобилестроения, мобильных систем связи, электронной аппаратуры промышленного назначения, других высокотехнологичных средств производства, электроники для бытового использования и т.п. Участие в перераспределении объемных товарных и финансовых потоков, помимо того, что он также участвует и в обеспечении транспортных и форвардинговых операций с ними, приносит Дубаю большой экономический выигрыш. Не говоря уже о том, что эмират в течение длительного времени пользуется известностью как крупный финансовый донор, оказывающий помощь и вкладывающий собственные ресурсы в развитие наиболее обещающих отраслей производства в странах не только Арабского Востока, но и Африки. Такая политика делает его необходимым звеном в процессах экономического развития обширных зарубежных пространств и позволяет ему осваивать новые перспективные направления, которые он улавливает, опираясь на опыт и отслеживая мировые тенденции.

В свете сказанного, последней находкой Дубая может стать установление им партнерских связей с Общим рынком для Восточной и Южной Африки (Комеса), который переживает ощутимый подъем и способен превратиться в область повышенной экономической и деловой активности. Организация состоит из 19 стран-членов, совокупный валовой внутренний продукт которых равен 1640 млрд. дирхамов (1 долл. = 3,67 дирх.). С 2000 г., когда была образована свободная торговая зона, внутрирегиональная торговля в Африке обнаруживает тенденцию к регулярному росту, что обещает хорошие перспективы и для внешней торговли в целом. В пределах Комеса сосредоточены неосвоенные природные богатства в виде минеральных, водных и земельных ресурсов. Сообщество располагает емким рынком, развивает инфраструктуру, проводит институциональные реформы. Все это делает регион привлекательным для хозяйственной и деловой активности, во всяком случае, до той поры, пока здесь не возникла жесткая конкурентная среда.

Дубай, сам будучи центром весьма развитой хозяйственной и бизнес-деятельности, естественно, не может оставаться в стороне от процесса, который охватывает весьма привлекательную с точки зрения ресурсной обеспеченности зону земного шара. Открытие ее для международного партнерства вызвало своего рода эйфорию в деловом сообществе эмирата, которое увидело в этом хороший знак для себя и своих возможностей. Не случайно, в деловых кругах говорят, что Дубай - это глобальные ворота в Африку, поскольку он идеально приспособлен для того, чтобы служить бизнес-плацдармом для стран Комеса и для более широкого круга развивающихся стран, ставящих перед собой амбициозные цели. Особенно если принять во внимание и встречное стремление африканских бизнесменов выйти на ближневосточные, европейские и североамериканский рынки, наиболее удобный путь к которым проходит через Дубай, располагающий отвечающими этим целям банковско-финансовым сектором, совершенной связью и современным законодательством. Это - весьма серьезные предпосылки и дополнение к авторитетному эмиратскому бизнесу, который устанавливает связи в зоне действия Комеса и плотно работает с ее инвестиционными структурами, чтобы лучше подготовить почву для своего закрепления на новом рынке. А тем временем африканская сторона создает базу для проведения реформ, которые должны облегчить условия для ведения бизнеса дубайским коммерсантам, а с ними и другим зарубежным предпринимателям и инвесторам.

В принципе, предстоят действия, которые в массе своей должны будут привести к наращиванию потока иностранных капиталов, особенно прямых инвестиций в экономику африканского региона, а равно существенно улучшить инвестиционный климат и условия функционирования капиталовложений на африканской территории. В частности, здесь предприняты меры, которые привели к интенсификации межафриканской торговли за счет введения преференциальных тарифов. В список товаров попали продукция аграрного сектора, товары потребительского спроса, предметы роскоши. В настоящее время ведется работа, связанная с подготовкой и введением общего тарифа для продукции, поступающей по каналам внешней торговли, который будет применяться к странам - не членам Комеса. Специализированные органы сообщества, например, Африканское агентство страхования торговли и др., уже на протяжении длительного времени способствуют снижению рисков для коммерсантов, участвующих в обмене с организацией. Существенное значение для облегчения торговых правил имеет и то, что целый ряд членов Комеса состоят участниками ВТО, а Египет, Судан и Ливия входят в состав Гафта - соглашения о свободной арабской торговле.

На этом фоне складывающаяся ситуация в сфере экономических отношений с Африкой рассматривается как достаточно благоприятная и перспективная, причем настолько, что в Дубае циркулирует идея о целесообразности заключения соглашения о свободе торговли с Комеса, что могло бы стать мощным инструментом развития торговли, вообще всего комплекса экономических отношений.

Уже сейчас торговля лежит в основе отношений между Дубаем и странами Комеса. По данным зарубежных изданий, в частности, "Галф ньюс", можно судить о том, что объем ненефтяного товарного обмена между эмиратом и членами Комеса в целом увеличился в 5 раз в период с 2002 по 2009 гг., поднявшись с 5,2 млрд. дирх. до 26,2 млрд. И эти показатели имеют шанс нарастать и в будущем, поскольку, по прогнозам, население Комеса к 2015 г. превысит планку в 0,5 млрд. чел., а это означает расширение потребительского рынка для дубайского торгово-промышленного сообщества уже в ближайшее время. И такое будущее выглядит вполне реальным, поскольку Дубай уже давно доказал, что является дееспособным и надежным партнером, в отношениях с которым разные регионы, включая Ближний Восток, Африку и Южную Азию, заинтересованы полной мерой. Созданный им имидж поддерживается тем, что эмират обеспечивает высокую степень надежности и безопасности бизнеса для всех участников процесса и дополнительные удобства, которые обусловлены географическим расположением Эмиратов, что одно это уже превращает их в естественный международный торгово-деловой центр.

Подобное представление о Дубае закрепилось не одно десятилетие назад и было создано, в т.ч., и благодаря тому, что здесь самым активным образом поощрялся ускоренный рост свободных зон. Эти структуры обеспечивали правовой статус инвесторам, как если бы они работали за пределами эмирата. Внутри этих образований иностранному капиталу была гарантирована полная собственность на производственные объекты, 100-процентная репатриация капиталов и прибылей, не ограничивался минимальный размер капиталовложений, и не вводилось налогообложение юридических и физических лиц. Такая практика считается эксклюзивной, ее применение благоприятствует наплыву капитала, и она может быть использована и в отношениях со странами Комеса как фактор, ускоряющий инвестиционное сотрудничество.

Большая роль в налаживании и поддержании контактов с внешним миром принадлежит Торгово-промышленной палате Дубая, в составе которой насчитывается 118 тыс. членов. И это создает колоссальный потенциал сотрудничества по разным темам, направлениям и проектам не только с африканским континентом, но и с другими территориями. На текущем этапе на передний план выдвигается задача создания условий для подключения африканского бизнеса к передовым методам международного менеджмента во внешних связях, и с этой точки зрения у дубайской стороны есть разные варианты оказания содействия. Во всяком случае, она выступает за упрочение партнерских связей через контакты с наднациональными структурами типа Комеса, готова оказать помощь в разработке корректного законодательства о внешнеэкономической деятельности или в методике устранения торговых ограничений в виде пошлин и квот. Возможности дубайского бизнеса могут выходить и за эти пределы, по крайней мере, в том, что касается устройства своих офисов и отделений в африканских странах, открытия представительского органа Комеса в самом Дубае или в передаче опыта, необходимого для организации торговых палат в конкретных странах континента, чтобы те могли качественно выполнять свои корпоративные и управленческие функции и на равных войти в мир международного бизнеса и современного предпринимательства.

На состоявшемся в конце марта 2011 г. инвестиционном форуме Комеса в Дубае было подтверждено, что эмират обладает разветвленной системой надежных коммуникаций и связи, другими отраслями инфраструктуры, необходимой для ведения продвинутого бизнеса. Эта материальная и техническая база может обеспечить серьезную выгоду странам Комеса, позволив им сэкономить значительные время и средства, обычно расходуемые при выходе на незнакомые рынки.

Дубай и сам заинтересован в установлении диалога между национальными, региональными и международными инвесторами, политиками и экспертами по поводу взаимодействия с африканскими странами, в ходе которого можно продуктивно решать проблемы, имеющие первостепенное значение для принятия ответственных экономических и политических решений, имеющих отношение к развитию деловых контактов и связей.

Заметный тренд к сотрудничеству продиктован не только естественным интересом эмиратского капитала к прибыли и расширению зоны действия, но и пониманием ситуации в мире и регионе, которая утрачивает стабильность на обширных пространствах и имеет тенденцию к ухудшению под воздействием экономических, политических и природных факторов. В этих обстоятельствах диверсификация связей, рассредоточение капиталов и инвестиций, мобилизация финансовых ресурсов извне проводится, в т.ч., и в целях уменьшения рисков и угроз и составляет важный аспект деятельности любого государства, в т.ч. и такого благополучного, как ОАЭ вообще и Дубай, в частности. Хотя обстановка здесь остается стабильной, все же предпринимательский класс учитывает возможность нарастания рисков, при которых активы потребуют вывода и размещения в менее опасных местах. Поэтому расширение зоны операций с ними составляет насущную необходимость как средство создания своего рода запасных позиций на случай возникновения непредвиденных обстоятельств.

Александр Оскарович Филоник - кандидат экономических наук, руководитель Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН, специально для Интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение".

По информации - Новое Восточное Обозрение

24.05.2011