Этери Павлуцкая

САХАРСКАЯ АРАБСКАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ДОЛГАЯ БОРЬБА ЗА МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРИЗНАНИЕ

Освобождение Западной Сахары от колониальной зависимости затянулось до середины 70-х гг. прошлого века. На ранее не имевшей государственности территории, бывшей колонии Испании, населенной многочисленными племенами (до 2 тыс.) Народный Фронт освобождения Сегиет эль-Хамра и Рио де-Оро (Фронт ПОЛИСАРИО) в 1976 г. в оазисе Бар Лахлу провозгласил создание Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР). У нее появились все атрибуты государственности: конституция, законодательный орган - Национальный совет, местные органы самоуправления и т.п. Генсек Фронта Мухаммед Абдельазиз стал президентом страны и остается у власти бессменно до настоящего времени. Чрезвычайными обстоятельствами существования САДР обосновывается авторитарный однопартийный режим управления.

Столицей государства провозглашен г. Эдь-Аюн, однако он находится на западносахарской территории, оккупированной Марокко, которое создало там свои сахарские провинции с центром в этом городе.

Население самопровозглашенного государства составляет примерно 150-170 тыс. чел., живущих в четырех лагерях в Тиндуфе (Алжир) на помощь, выделяемую Алжиром и ЕС. Общая численность населения Западной Сахары достигает порядка 500 тыс. чел. В течение десятилетий ООН пытается организовать перепись населения с тем, чтобы провести референдум о будущем Западной Сахары. Однако этому всячески препятствует Марокко, осваивающее богатые полезными ископаемыми районы Сегиет эль-Хамра и северную часть Рио де-Оро, считая всю Западную Сахару своей неотъемлемой территорией.

Поскольку Западная Сахара не представляет стратегического интереса для ведущих мировых держав и не вызывает широкого интереса со стороны СМИ, как, например, события на Ближнем Востоке, конфликт принял латентную форму, продолжается до сих пор, не выходя за рамки регионального. Марокко склоняется к предоставлению широкой автономии своим сахарским провинциям, что обеспечивает ему благосклонность Запада.

Однако создание САДР, поддерживаемое Алжиром, получило признание 84 стран. В основном это были те страны, когда-то избравшие путь некапиталистического развития. имевшие сложные отношения с США или очень бедные островные государства. За исключением Албании, среди них не было ни одной европейской страны. Создание САДР приветствовали Китай, Норвегия, Мексика и Колумбия. В 30-ти государствах САДР открыло свои представительства. В 1982 г. она была принята в Организацию африканского единства (нынешний Африканский союз).

Однако за последние годы под дипломатическим давлением или благодаря предоставлению экономической помощи Марокко, ряд бедных африканских стран отказались от признания сахарского государства. В 2006 г. отказалась и Ливия, ранее, как и Алжир, его поддерживавшая. Это заставляет САДР продолжать активную дипломатическую деятельность по поиску новых союзников.

В 2004 г. самопровозглашенное государство признала ЮАР, в 2005 г. - Кения, в 2006 г. - Эквадор. В декабре 2008 г. МИД ЮАР организовал международную конференцию по проблеме будущего Западной Сахары, на которую приехал профессор права и член марокканской оппозиционной партии Национальный союз народных сил (которая была единственной, не поддержавшей позицию короля в сахарском вопросе) Абдельазиз аль-Уали. На конференции выступил и бывший заместитель председателя комиссии по подготовке западносахарского референдума МИНУРСО Френсис Ридж.

В сентябре 2010 г. в Алжире состоялась международная конференция "Право народа Западной Сахары на самоопределение". В ней принял участие Константин Кочиев, государственный советник президента Южной Осетии. По его словам, вопрос о взаимном признании двух государств возник еще в 2008 г., когда Фронт ПОЛИСАРИО приветствовал провозглашение независимости Южной Осетии и Абхазии. Как и САДР, Южная Осетия активно ищет союзников в мире, в т.ч. в Африке, Латинской Америке, среди мелких островных государств. Какова будет дальнейшая судьба этих образований - покажет время и усилия мирового сообщества.

Павлуцкая Этери Владимировна, кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН, специально для Интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение".

По информации - Новое Восточное Обозрение

15.05.2011