Эльмира Таривердиева

"ФЛОТИЛИЯ СВОБОДЫ II" - ПУТЬ ТУРЦИИ НА ВОСТОК?

События, происходящие сегодня в регионе Ближнего Востока, говорят о том, что Турция продолжает свой новый политический курс, благодаря которому никто не может с уверенностью определить, кто же сегодня является истинным союзником Анкары.

В понедельник, 9 мая, стало известно о том, что международная флотилия из 20 судов, которую поддерживает Турция, направится на прорыв блокады сектора Газы в конце июня с.г. Отплытие новой "Флотилии свободы", согласно сообщениям организаторов, назначено из порта Марсель. На судах будут находиться активисты пацифистских и гуманитарных движений из 60 стран мира. Ожидается, что в Газу поплывут также известные деятели культуры и спорта.

Израиль, уже наученный горьким опытом прохождения первой "Флотилии свободы" в прошлом году, обратился с призывом к турецким властям с просьбой воспрепятствовать отправлению к берегам сектора Газы очередной флотилии.

Год назад, 24 мая, в результате силовой акции израильского спецназа в открытом море были убиты 9 турецких активистов, солидарных с палестинцами. Они находились на "Флотилии свободы", перевозившей груз для сектора Газа, бросая тем самым открытый вызов израильской блокаде этой территории. Главные действия развернулись на корабле "Мави Мармара". Однако, справедливости ради надо отметить, что, хотя Анкара выступала и выступает против блокады Газы, Турция не допустила, чтобы ее парламентарии направились вместе с "Флотилией свободы" к сектору Газа.

Однако всю вину за произошедшее Израиль возложил в 2010 г. именно на Турцию.

Правда, учитывая, что мировое сообщество осудило Израиль за произошедшее, повторения событий официальные лица страны пытаются избежать всеми способами. Около месяца назад Нетаньяху, по сообщениям израильских СМИ, созвал на заседание узкий кабинет безопасности, на котором обсуждались способы предотвращения прорыва блокады Газы, планируемого организаторами "Флотилии свободы". Кроме того, Нетаньяху обратился к странам ЕС с просьбой повлиять на позицию Турции с тем, чтобы избежать возможного кровопролития. После этого посол Израиля в Турции Габи Леви обратился в местный МИД с просьбой предотвратить отплытие кораблей в направлении Газы.

Повод волноваться у израильтян действительно есть. За организацией новой флотилии стоит та же турецкая группировка IHH, что готовила печально известный заплыв первой "Флотилии свободы". Кстати, сам корабль "Мави Мармара" был куплен IHH за 800 тыс. долл., потому что желающих сдать в аренду судно для такого мероприятия не оказалось.

В Израиле выражают резкий протест предстоящей акции, называя ее провокационной. При этом главным виновником происходящего Израиль считает своего недавнего союзника - Турцию. Действительно, факты говорят сами за себя, отплытие флотилии планировалось на май, однако было отложено из-за выборов в парламент Турции, которая играет одну из центральный ролей в организации флотилии.

Правда, на все обвинения Израиля МИД Турции только проинформировал Израиль о том, что Анкара не намерена вмешиваться в дальнейшую подготовку рейда и снаряжение кораблей "Флотилии свободы", поскольку подготовка рейда под руководством организации IHH проходит в рамках "законной общественной инициативы". Параллельно, пресс-служба IHH объявила, что организация не намерена выполнять какие бы то ни было требования турецкого правительства.

Таким образом, дальновидная Анкара отмежевалась от организации IHH, заслужившей некоторыми действиями сомнительную репутацию. И хотя, с одной стороны, Турция поддерживает прорыв блокады Газы, формально, турецкие власти не имеют к этому никакого отношения. Ухудшение отношений Израиля и Турции очевидно. И, несомненно, конфликт у берегов Газы год назад усилил подозрения Запада относительно идеологической составляющей религиозной платформы правящей турецкой партии.

Однако это совсем не говорит о том, что подозрения относительно отхода Турции от своих традиционных западных партнеров, оправдаются на 100% и страну развернет в ближайшее время от Запада. Скорее, Анкара сегодня готовится к продолжению и усилению политики, которая должна привести к тому, чтобы Турция стала ведущей региональной державой на Ближнем Востоке. Превращение Турции в региональную державу с самостоятельной внешней политикой стало возможно благодаря быстрому экономическому росту Турции и приходу к власти Партии справедливости и развития (АКП), которую называют умеренно исламистской.

Турция, с приходом в 2002 г. к власти АКП, добилась коренных перемен во внутренней и внешней политике страны. При этом, сохраняя нормальные отношения с Западом, Турция уже не так безоговорочно принимает все инициативы ЕС и США. В последний год правящая партия Турции вела переговоры также и с недружественными Западу режимами в Иране, Судане и Сирии.

Соблюдая новый баланс, Анкара сделала серьезную заявку на то, чтобы стать одним из главных игроков в регионе. Эта страна, входя в НАТО, является членом Совета Безопасности ООН, и, продолжая переговоры о вступлении в ЕС, может работать над соглашениями с Ираном во избежание развития его ядерной программы.

А разногласия в отношениях с Израилем зависят, скорее, не от изменения курса страны, а от настроений турецкого народа, которые поддерживают палестинцев, проводя демонстрации и скандируя антиизраильские лозунги на улицах турецких городов. Об этом говорит простой пример - самыми теплыми турецко-израильские отношения были в 90-х гг., когда палестино-израильский мирный процесс завершившийся подписанием соглашений в Осло в 1993 г., давал надежды на урегулирование давнего территориального спора.

Однако сегодня Турция перестала занимать позицию сочувствующего наблюдателя и стала проявлять иногда неожиданные, но всегда укрепляющие ее имидж, как державы, инициативы.

С начала XXI в. Турция выступила с рядом инициатив, направленных на укрепление стабильности в регионе, договариваясь с Сирией, Ливаном, Иорданией и Ливией о введении безвизового режима, открытии новых путей сообщения, подписывая договора о свободной торговле и проведении межправительственного сотрудничества.

Это неудивительно. Политика "ноль проблем с соседями", провозглашаемая Турцией, не исключает почти ни одну страну региона и мира из сферы интересов Анкары. За исключением, пожалуй, Армении, с которой после многих усилий, Турция, начав мирный процесс, так и не смогла договориться. Что, кстати, было неоднозначно воспринято инициаторами сближения - США, которые решили считать этот провал переговоров еще одним шагом Турции к самостоятельности. Однако, на самом деле, Вашингтон просто не учел, что если бы Анкара согласилась на примирение с Ереваном, она бы потеряла доверие и дружбу одного из самых близких своих союзников - Азербайджана, который уже 20 лет находится с Арменией в состоянии постоянной конфронтации.

Вопреки мнению Запада, Турция совсем не является сторонницей строго исламского политического курса, укрепляя отношения с Россией, Сербией и Грецией.

Кроме того, Турция вряд ли станет рисковать экономической составляющей своих отношений с западными странами. Более половины экспорта Турции поставляется в Европу, а доля государств ЕС в иностранных капиталовложениях в Турцию составляет 90%. При этом, ближневосточные страны получают менее одной четверти от общего объема турецкого экспорта, а их туристы составляют менее 10% отдыхающих на турецких курортах.

Учитывая все вышесказанное, охлаждение отношений между Турцией и Израилем в связи с политикой Тель-Авива по отношению к палестинцам и политикой Анкары в отношении "Флотилии свободы" совсем не являются доказательством охлаждения Турции по отношению к Западу. Возможно, турки были главными организаторами "Флотилии свободы", направлявшейся к берегам сектора Газа, но ведь к ним присоединились активисты, корабли и гуманитарная помощь еще из 30 стран, включая ряд политических деятелей из Евросоюза.

Эльмира Таривердиева, эксперт по Южному Кавказу, специально для Интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение".

По информации - Новое Восточное Обозрение

11.05.2011