Эльвира Иманова

РЕГИОНАЛЬНОЕ СОПЕРНИЧЕСТВО НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ

На Ближнем Востоке имеются две страны, претендующие на лидерство в этом регионе - это Саудовская Аравия и Исламская Республика Иран. Имея мощный ресурсный и политический потенциал, эти страны являются неоспоримыми лидерами, обладающими около 60% мировых запасов нефти на двоих. Основу экономики государств составляют нефтяная и газовая промышленность. Саудовская Аравия и Исламская Республика Иран расположены в стратегически важной части планеты, связывающей Европу, Африку, Азию и Тихоокеанский регион.

Экономика стран. Королевство Саудовская Аравия - одно из ведущих арабских государств, обладающих весьма значительным политико-экономическим потенциалом как в региональном, так и глобальном масштабе, основной поставщик энергоресурсов Персидского залива на мировой рынок. Преимущества Саудовской Аравии - это огромные запасы нефти и газа, хорошо развитая перерабатывающая промышленность, ежегодный доход от паломников, посещающих святыни ислама. Слабые стороны - это сфера образования (не развито профессиональное образование), социальный уровень жизни (безработица), импорт большинства потребительских товаров и промышленного сырья.

Исламская Республика Иран - по объёму ВВП занимает 15-е место в мире и является крупнейшим среди государств Ближнего Востока и ОПЕК. Иран обладает вторым по объёму после Саудовской Аравии запасом нефти. Слабые стороны Ирана - санкции, наложенные на него в 1979 г., ограничивают контакты и доступ к новейшим технологиям. Высокая безработица и инфляция. Иранская нефтяная и газовая промышленность немного уступает таковой в Саудовской Аравии. А что касается социального статуса страны, то Иран лидирует, т.к. направленность системы социального благосостояния в немалой степени зависит от традиций и внутриполитических событий. Экономическая экспансия Англии в ХХ в. породила различные социальные системы благосостояния страны. В свою очередь Саудовская Аравия своей жесткой консервативной теологической политикой ограничила социальный уровень. ИРИ более светская страна, чем Саудовская Аравия.

Внутренняя политика. Внутренняя политика этих стран очень сложна и интересна тем, что обе страны, являясь исламскими республиками и "коллегами" по экспорту нефти, имеют разные политинституты и международные отношения. Разница Ирана и Саудовской Аравии в том, что как бы ни казалось, что Иран единое и сплоченное государство, он имеет ряд противоречий. Верховная власть принадлежит высшему религиозному лидеру - рахбару Али Хаменеи. Аятолла обладает широчайшим кругом полномочий (согласно ст.110 конституции ИРИ, рахбару предоставлены беспрецедентные права в области законодательной, исполнительной и судебной власти, в решении вопросов войны и мира, в назначении лиц и их смещении, в одобрении кандидата на пост президента и т.д.). Президент страны Махмуд Ахмадинежад является вторым официальным лицом страны после духовного лидера, представляет республику как глава исполнительной власти. Т.к. полномочия религиозного лидера распространяются фактически на всё, сфера деятельности президента ограничивается утверждением и руководством кабинетом министров, утверждением бюджета и подписанием договоров и соглашений иранского правительства с другими государствами. В стране идет негласная борьба двух направлений: борьба реформистов и консерваторов. Верховный лидер и президент являются закоренелыми консерваторами - сторонниками исламской революции. И поэтому во власти много конфликтов и разногласий, т.к. реформисты выступают за восстановление диалога с Западом, что абсолютно противоречит конституции ИРИ.

В Саудовской Аравии дела обстоят иначе - она является абсолютной монархией и управляется сыновьями и внуками первого короля Абделя Азиза ибн Сауда. В отличие от Ирана, полная власть принадлежит Королю Саудовской Аравии (королю подчинены все ветви власти, в стране нет политических партий). Саудовский Король, скорее умеренный реформист, человек, который, управляя государством, постепенно модернизирует политику страны, проводит реформы, пытается удержать общество с помощью радикального ислама. Несмотря на консервативное устройство общества и полное установление законов ислама, король старается балансировать между американским давлением и арабскими региональными интересами.

Религия. Иран и Саудовская Аравия исповедуют ислам. Иран - шиитского толка, а Саудовская Аравия - суннитского. Вот на этом и происходит раскол единства мусульманского мира. Возникновение шиизма связано с религиозно-политической оппозицией против власти Арабского халифата, борьбой за власть между преемниками пророка Мухаммеда. Главная черта шиизма - вера в то, что законными преемниками пророка - имамами - могут быть только его сородичи - потомки, а "избранные" общиной халифы - незаконны. В связи с этим шииты отвергают сунну, составленную при первых халифах из преданий о пророке. Позиция шиитов противоречит позиции суннитов. В Иране в XVI в. шиитский ислам стал государственной религией, и в ХХ в. шиизм дал начало Исламской Республике. Противоборство между двумя течениями происходит по сей день.

Саудовская Аравия является центром исламского мира, т.к. на ее территории находятся важнейшие святыни ислама (родина пророка Мухаммеда и колыбель ислама). Саудовцы исповедуют традиционный ислам, в частности, в королевстве практикуется (пропагандируется) ваххабизм, который призывает мусульман вернуться к истокам чистого Ислама. В мусульманском мире преобладает течение суннитского толка (90%), и поэтому лидерство в этом поединке остается за саудовцами. Как ни парадоксально, но Иран (где глава государства избирается всенародным голосованием) по своей модели правления больше соответствует нормам шариата, а в Саудовской Аравии правит королевская семья - монархию шариат запрещает. Попытки Ирана экспортировать исламскую революцию в мусульманском мире не увенчались успехом, что нельзя не сказать об экспорте саудовского ваххабизма (Алжир, Египет, Афганистан, Пакистан, Северный Кавказ, Чечня). Тесное сотрудничество с США помогло саудовцам в этом плане выйти вперед. Негласной миссией Ирана является свержение саудовского режима и стремление стать политическим религиозным лидером в исламском обществе, активно поддерживать шиитские группы в соседних странах с целью увеличения сторонников шиитского ислама. Главным аргументом ИРИ в борьбе против Саудовской Аравии является "предательство" последней интересов мусульманского мира ради получения прибылей.

Внешняя политика. Важную роль на мировой арене в международных отношениях, конечно, играет ведущая держава мира - США. Иран находится в оппозиции к этой мощной стране. Естественно, Америке, это не по нраву. Но Иран и не собирается целовать "ручки барина". Соответственно, без поддержки США ИРИ сложно удерживать лидерство на Ближнем Востоке. Что касается Саудовской Аравии, то эта страна является важнейшим стратегическим партнером США в этом регионе. Международные отношения двух стран начались со времен "холодной войны". С одной стороны, Саудовская Аравия является крупнейшим поставщиком нефти и газа, а, с другой, она получала вооруженную поддержку от США. Внешняя политика Саудовской Аравии нацелена на сохранение за королевством приоритетных позиций на Аравийском полуострове, среди исламских государств и государств - экспортёров нефти. Тесные международные отношения с Западом дали определенные преимущества для того, чтобы стать региональным лидером на Ближнем Востоке. Это и послужило разрыву отношений с ИРИ, т.к. Иран наотрез отказался сотрудничать с ведущей державой мира. Противоборство между ИРИ и США с 1979 г. по настоящее время показало и Америке, и всему миру, что Иран способен вести самостоятельную внешнюю политику, свободную от давления сверхдержав. Противостояние этих стран стоило Ирану больших потерь в развитии экономики: Иран лишил себя, возможно, важнейшего источника получения техники и технологий, необходимых, прежде всего, для развития нефтедобывающей промышленности, но это цена, которую ИРИ заплатила за свою независимую от США политику. Главные геополитические амбиции Ирана - это стремление к региональному лидерству и ограничению присутствия в регионе глобальных игроков. Из-за роста напряженности в отношениях с Западом, в первую очередь, с США, Иран нашел поддержку на стороне России. Внешняя политика Ирана ориентирована на сотрудничество с Российской Федерацией как со стратегическим союзником. РФ является крупнейшим поставщиком оружия и атомных технологий в Иран и эффективным экономическим партнером (к примеру, строительство АЭС в Бушере). С геополитической точки зрения Иран и Россию объединяет общий интерес - контроль в Центральной Азии, без участия США. А стратегический союз двух стран и сотрудничество (в т.ч. даже ядерных или военных сферах) чрезвычайно выгодны и для России, и для Ирана.

Средний Восток является одним из опасных регионов мира по средоточию угроз распространения ЯО. Это проявляется в том, что здесь уже нарушен режим о нераспространении ЯО. Этому послужило множество неразрешенных конфликтов на Ближнем Востоке, среди которых центральное место занимает арабо-израильский конфликт. Ядерный потенциал Израиля предоставляет угрозу безопасности целому ряду стран мусульманского мира. В свою очередь, ядерный потенциал Ирана, который направлен на развитие атомной энергии в мирных целях, не исключает возможности создания ядерного оружия, что может служить сдерживающим фактором для амбиций Израиля, но также может стать площадкой для вхождения в ряды стран, обладающих ядерным оружием.

Несмотря на многочисленные санкции, наложенные мировым сообществом против ядерной программы ИРИ, которую обвиняют в нарушении Конвенции о нераспространении ЯО, Иран в феврале 2010 г. объявил себя ядерной державой. Сделано это заявление было в честь годовщины исламской революции 1979 г., и Запад предупредил его, что вскоре нанесёт режиму удар в форме новых санкций.

Саудовская Аравия, у которой официально нет ядерной бомбы, но которая активно финансировала ядерные разработки в Пакистане для ее создания, фактически не считается ядерно-опасным объектом и не стоит в списках "международных изгоев", наряду с Ираном и Ираком. Все потому что она является хорошей поддержкой великой империи в Ближневосточном регионе.

Реальный вес Саудовской Аравии и ИРИ в мусульманских странах определяется тем, что положение Саудовской Аравии отличается устойчивым авторитетом в среде официальных политических режимов арабских стран, которых объединяют различные политические и экономические интересы. Однако ее роль, как союзника США, негативно сказывается на ее религиозно-политическом авторитете на Среднем Востоке. В свою очередь, политика Ирана противоречит позиции саудовцев и не имеет широкой поддержки на уровне государственных режимов арабских стран. Тем не менее, его упорная политика по сопротивлению американскому давлению на внутренние дела региона и бескомпромиссная позиция по многим проблемам региональных отношений способствует росту политического авторитета как единственной страны, которая реально отстаивает права мусульман в регионе.

Проведенный выше анализ свидетельствует о том, что борьба за лидерство, которая развернулась между ИРИ и Саудовской Аравией, не может закончиться в ближайшее время видимой победой одной из них. Это обстоятельство делает необходимым политическую консолидацию стран мусульманского мира. Ситуация, сложившаяся в регионе, свидетельствует о возможном объединении интересов государств на основе принципов исламской солидарности. Этот ход событий в настоящее время, имеет все предпосылки для осуществления.

По информации - Новое Восточное Обозрение

09.05.2011