Людмила Руденко

САУДОВСКАЯ АРАВИЯ: СМОЖЕТ ЛИ ПРАВЯЩИЙ РЕЖИМ СОХРАНИТЬ ПОЛИТИЧЕСКУЮ И ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СТАБИЛЬНОСТЬ В СТРАНЕ

Король Саудовской Аравии Абдалла в феврале-марте текущего года объявил о принятии ряда мер, пытаясь избежать политической дестабилизации, которая произошла в других арабских странах. В частности, правительство выделило 55 млрд. долл. для выплаты различных социальных пособий. Согласно заявлениям короля, одной из основных задач правящего режима должна стать борьба с безработицей. Например, было дано обещание, что 90 тыс. чел., работающих в государственных органах по временным контрактам, будут трудоустроены на постоянной основе.

Тем не менее, в марте в ряде саудовских городов произошли "дни гнева", в ходе которых манифестанты-шииты требовали равноправия и освобождения из тюрем политических заключенных. В ответ саудовское МВД пообещало жестко подавлять любые протестные акции и усилило охрану нефтяных объектов в неспокойных районах. Так, войсковые подразделения были отправлены на помощь полицейским в Эль-Катиф, Эль-Хуфуф и Эль-Хасу, расположенные в Восточной провинции, прилегающей к Бахрейну. Глава МИД королевства принц Сауд эль-Фейсал призвал граждан к диалогу, а иностранцев - к невмешательству в "наши дела". "Руки таких иностранцев будут безжалостно отрублены", заявил он, признав в то же время необходимость проведения реформ.

В этой связи уместно напомнить, что Саудовская Аравия является абсолютной монархией, в которой нет ни оппозиции, ни политических партий, ни выборов, а любые демонстрации запрещены законом.

Какие реформы, особенно в политической сфере, собирается проводить нынешний королевский режим - пока неизвестно. Ясно одно: Саудовская Аравия сталкивается в настоящее время с рядом серьезных социально-экономических и политических проблем, нерешенность которых может привести к дестабилизации обстановки в королевстве.

Согласно прогнозу Министерства планирования, общая численность населения страны увеличится с 27,7 млн. чел. в 2010 г. (19,1 млн. - саудовские граждане и 8,6 млн. - экспатрианты) до 35,5 млн. чел. к 2020 г. (29,7 млн. и 3,8 млн., соответственно). Уровень безработицы среди местных жителей оценивается в настоящее время в 11% трудоспособного населения, при этом для молодежи этот показатель значительно выше: более 65% саудовцев в возрасте 16-25 лет не имеют работы. Молодые люди, лишенные работы, а также избирательных и гражданских прав, представляют серьезную угрозу для правящего режима.

С целью решения этой и других социально-экономических проблем саудовское правительство разработало долгосрочную программу развития до 2024 г., которая разбита на несколько 5-летних планов. Последний из них на 2010-2014 гг., в частности, предусматривает снижение количества безработных до 5,5% экономически активного населения.

Руководство Саудовской Аравии надеется, что крупные доходы от экспорта нефти, которые, по данным Banque Saudi Fransi, в 2010 г. составили примерно 200 млрд. долл., позволят финансировать масштабные инвестиции, запланированные в программе развития. Однако опора исключительно на нефтяные поступления вряд ли сможет обеспечить устойчивый экономический рост страны в долгосрочном плане. Представляется, что более надежным двигателем роста мог бы стать саудовский частный сектор.

Правительство страны прикладывает определенные усилия к тому, чтобы частный капитал играл более заметную роль в экономике и участвовал в различных проектах, в частности, по добыче и транспортировке природного газа, строительству нефтеперерабатывающих заводов, производству электроэнергии и опреснению морской воды. Тем не менее, пока в экономике Саудовской Аравии сохраняется доминирование государства и государственных компаний.

В соответствии с долгосрочной программой развития, доля частного сектора в создании валового внутреннего продукта королевства должна увеличиться до 69,3% в 2024 г. по сравнению с 52,3% в 2004 г. Для достижения этой цели государственным предприятиям рекомендовано активнее заключать соглашения о государственно-частном партнерстве. Более того, некоторые государственные компании должны быть приватизированы путем выпуска своих акций на фондовой бирже.

Наилучшие возможности для частных инвестиций открываются в новых экономических центрах. Распределенные по различным регионам страны, эти города-центры предназначены специально для определенных секторов экономики и призваны содействовать уменьшению зависимости Саудовской Аравии от нефти и созданию новых рабочих мест. Наряду с этими новыми экономическими центрами, запланированы и широкомасштабные проекты жилищного строительства, подобные городам, созданным в Абу-Даби.

Правительство страны обозначило в качестве важнейшего приоритета крупные инвестиционные вливания в развитие образования королевства. Так, в августе 2010 г. Министерство образования подписало контракты на реализацию 22 проектов общей стоимостью 2 млрд. долл., предусматривающих модернизацию двух королевских университетов - King Abdullah University of Science & Tehnology и Princess Noura University.

Руководство страны надеется, что в результате развития сферы образования повысится участие саудовцев в экономической деятельности и тем самым уменьшится зависимость от привлечения гастарбайтеров. Например, компания Saudi Aramco уже пытается осуществлять новые проектные работы, используя местную рабочую силу.

В то же время иностранные компании также приглашены участвовать в развитии экономики Саудовской Аравии. Однако, по свидетельству наблюдателей, заинтересованность зарубежных инвесторов в этом пока невелика, если не считать крупные нефтехимические проекты. Хотя королевство привлекательно для иностранных бизнесменов в финансовом отношении, участие в развитии ее экономики создает немало проблем. Ощущение нежелательности приезжих из-за границы проявляется в трудностях с оформлением виз, в своеобразных жилых "гетто" для них, а также в отсутствии соглашений, устраняющих двойное налогообложение. Вследствие этого западным предпринимателям, в частности, нелегко найти квалифицированную рабочую силу и руководящий состав для организации своего бизнеса в Саудовской Аравии.

Многие аналитики, специализирующиеся на проблемах арабских стран, справедливо полагают, что меры, намеченные руководством королевства в рамках долгосрочной программы развития, в т.ч. по стимулированию частнопредпринимательской деятельности, недостаточны, чтобы кардинально решить стоящие перед страной проблемы, включая проблему безработицы и улучшения условий жизни быстро растущего населения. Исходя из этого, возникает объективная необходимость ускорения назревших реформ как в социально-экономической, так и политической сфере.

В этой связи важно подчеркнуть, что сохранение политической стабильности, а также масштаб, глубина и темпы преобразований во многом будут зависеть от новых лидеров, которые придут на смену нынешнему режиму. Продолжат ли они стратегию короля Абдаллы, направленную на медленные и постепенные реформы, или пойдут по пути более активного формирования современной, конкурентоспособной, базирующейся на знаниях экономики, покажет ближайшее будущее.

Руденко Людмила Николаевна, научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН, кандидат экономических наук, специально для Интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение".

По информации - Новое Восточное Обозрение

28.04.2011