Игорь Бессонов

МОДНЫЕ ИДЕИ АРАБСКОГО НАЦИОНАЛИЗМА

Каждый день к нам поступают тревожные сводки с фронтов ливийской гражданской войны - именно так теперь можно назвать борьбу между Муаммаром Каддафи и оппозиционерами. Авиация западных держав, уже в открытую осуществляющих интервенцию, бомбит ливийские города, разрушая военные и гражданские объекты страны и её инфраструктуру. Несмотря на постоянные бомбардировки, армия Каддафи продолжает упорно сопротивляться, удерживая формирования оппозиции вблизи Адждабии. Надо сказать, что вряд ли это представляет для неё особую трудность - формирования мятежников состоят в основном из плохо вооружённых и необученных ополченцев.

В чём же причина столь драматических событий? Почему ещё вчера, казалось бы, преданные своему лидеру ливийцы сражаются друг с другом, а оппозиция призывает в страну иностранные войска - невзирая на горький исторический опыт страны, в прошлом веке пережившей геноцид со стороны европейских колонизаторов?

Как и в случае с Бахрейном, волнения начались в достаточно благополучной - по африканским меркам - стране. Конечно, относительное благополучие ливийцев не сопоставимо с достатком жителей стран Персидского залива. Тем не менее, по уровню национального дохода на душу населения и средней продолжительности жизни Ливия находится впереди всех государств континента - включая хвалёную Южную Африку. В стране бесплатное образование, ливийцы, в отличие от алжирцев и египтян, не разъезжают по европейским и азиатским странам в поисках работы - напротив, иностранцы едут работать в Ливию. Так в чём же тогда причина гражданской войны?

Волнения в Ливии во многом стали отголоском протестов, захвативших весной этого года Тунис и Египет. В любой, даже достаточно благополучной стране есть люди, недовольные властью; свою роль сыграл тот факт, что значительную часть населения Ливии составляет молодёжь, склонная к переменам и революционной романтике. Наверное, свою роль сыграло и недовольство части жителей страны бесконечным правлением М. Каддафи, руководящего Ливией аж с 1969 г. Однако в нынешних событиях прослеживается чёткая региональная привязка. Выступления на западе страны были довольно быстро подавлены (единственным исключением стала Мисурата), оппозиция не получила там серьёзной поддержки. Зато восток Ливии очень быстро перешёл под власть оппозиции: уже 20 февраля мятежники захватили Бенгази, вскоре ставший центром восстания. Сейчас Ливия фактически раскололась на восточную часть, воюющую на стороне оппозиции, и западную, сохраняющую верность Каддафи.

Причины такого расклада кроются в истории страны. Исторически она состояла из трёх регионов: Триполитании (западной Ливии), Киренаики (восточной Ливии) и Феццана (зоны пустыни). Основной общественно-политической силой Киренаики традиционно был суфийский тарикат Сенусийя. Сенуситы обладали значительными политическими, экономическими и военными ресурсами; они активно боролись как против проникновения европейцев, так и против вмешательства турецких властей в жизнь провинции. Западная Ливия, напротив, уже в конце XIX столетия стала объектом экспансии Италии; значительный отклик в ней находили и либеральные идеи младотурецкого правительства Османской империи.

В 1911-1913 гг. Ливия была захвачена итальянцами. Однако в Киренаике колонизаторы столкнулись с упорным сопротивлением сенуситов. В результате в 1919 г. итальянцы были вынуждены признать их власть над внутренними областями провинции, признав Идриса ас-Сенуси эмиром. На западе Ливии в это же время была предпринята первая в истории попытка создания республиканского арабского государства - им стала Триполитанская республика, провозглашённая в 1918 г. В 1922 г. после прихода к власти Муссолини итальянцы возобновили войну. Они применяли массовые обстрелы, бомбардировки, изгоняли оседлое население в пустыни, отравляли колодцы. В результате в 1911-1931 гг. только население Киренаики сократилось с 1,5 млн. до 700 тыс. чел. Вождём народного сопротивления стал сенуситский шейх Омар аль-Мухтар. Однако силы были неравны: в 1932 г. страна была окончательно завоёвана итальянцами.

Ливия вновь обрела независимость лишь после Второй мировой войны. В 1951 г. она стала суверенным королевством во главе с Идрисом ас-Сенуси - бывшим эмиром Киренаики. Несмотря на то, что достижение Ливией независимости во многом было именно заслугой короля Идриса, его правление оказалось не слишком удачным. Во внешней политике он сильно зависел от западных держав, во внутренней - не мог покончить с коррупцией в своём окружении. Кризис довершил его конфликт с сенуситами, чьё влияние на государственные дела он попытался ограничить. В 1969 г. инициативу перехватывают выходцы из Триполитании - капитан Муаммар Каддафи во главе группы офицеров-заговорщиков 1 сентября свергает короля.

Каддафи основывался на модных тогда идеях арабского национализма и социализма. Он провозгласил Ливию республикой, начал социалистические эксперименты в экономике и попытался внедрить прямую демократию в управлении. Все эти мероприятия вполне вписывались в политическую традицию западной Ливии, открытую либеральным и социалистическим веяниям. В то же время Каддафи не забыл и об исламских ценностях: основой законодательства республики стал Шариат. Опорой Каддафи всегда оставались выходцы из Триполитании. Тем не менее, сенуситы продолжали сохранять определённое влияние. Как показали дальнейшие события, в восточной Ливии не забыли и о том, что раньше именно им принадлежала власть в стране.

Сегодня Ливия снова разделилась на западную и восточную - Триполитанию и Киренаику. Жители Киренаики составляют основную часть сил формирований оппозиции; в Триполитании, напротив, большинство населения поддерживает Каддафи. Флагом Национального совета в Бенгази стал старый флаг дореволюционной Ливии, управлявшейся королём Идрисом. Много лет реализовывавшаяся в Ливии концепция "вооружённого народа" сейчас сыграла самую негативную роль - жители страны повернули оружие не против внешнего врага, а против своих же сограждан. В результате европейцы и американцы снова готовы войти в Ливию. Независимая политика Муаммара Каддафи давно не устраивала западные державы; в нынешней ситуации они увидели хорошую возможность свести старые счёты с последним представителем поколения арабских социалистических лидеров - и, что очень немаловажно, захватить ливийскую нефть.

Сейчас уже сложно надеяться на мирный исход конфликта. Либо Ливия окончательно расколется на Триполитанию и Киренаику, либо, завоёванная руками оппозиции, перейдёт под контроль западных держав. Впрочем, старый полковник всё ещё продолжает сражаться - и, кто знает, может быть, события ещё обернутся самым неожиданным образом. В любом случае мы видим, как ливийцы собственными руками разрушают свою вполне благополучную страну, ввергнув её в пучину гражданской войны и иностранной интервенции. И это, безусловно, самое печальное в сложившейся ситуации.

По информации - Новое Восточное Обозрение

27.04.2011