Виталий Билан

СТРАСТИ ПО ПАЛЕСТИНСКОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ

Околопалестинская активизация

После того, как в конце прошлого года израильско-палестинский переговорный процесс застопорился, руководство ПНА во главе с Махмудом Аббасом развернуло бурную кампанию за одностороннее признание Палестины в качестве независимого государства.

Результатом палестинского активизма стал парад признаний Палестины в границах 1967 г.

Более того, недавно в докладе специального координатора ООН по Ближнему Востоку Роберта Серри было заявлено, что палестинцы "технически готовы" к созданию собственного государства. "По шести направлениям, по которым ООН ведет наиболее активную работу, аппарат управления ПНА в настоящее время достаточно развит для нормального функционирования государства", - отмечается в выдержках из доклада, представленных пресс-службой аппарата Р.Серри.

В комментариях же к докладу спецкоординатор ООН акцентировал внимание на том, что для дальнейшего развития палестинских государственных институтов требуются "конкретные действия" со стороны Израиля.

Да и Запад существенно ужесточил свою позицию по отношению к Израилю. В частности, американские и европейские медиа постоянно акцентируют внимание на том, что премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху оказался под жестким давлением западных лидеров. От него требуют огласить план по возобновлению переговоров с палестинцами, прекращению оккупации и созданию палестинского государства.

Более того, существенно переменилось настроение со стороны главного израильского "адвоката" на международной арене - США.

Так, в начале месяца Белый дом устами госсекретаря США Хиллари Клинтон объявил, что президент США Барак Обама в ближайшее время намерен огласить свой план урегулирования палестино-израильского конфликта, согласно которому (исходя из данных "информированных источников" израильской газеты "Едиот Ахронот"), Вашингтон надеется, что противоборствующие стороны должны сесть за стол переговоров, которые должны начаться с обсуждения границ будущего палестинского государства.

Разумеется, в Белом доме хорошо известно, что такое предложение является неприемлемым для Б.Нетаньяху, не раз заявлявшего, что начинать демаркацию границ имеет смысл лишь после решения вопросов, связанных с безопасностью.

Поэтому в качестве "пряника" Б.Обама обещает Израилю во время сессии Генассамблеи ООН проголосовать против одностороннего объявления независимости Палестины.

Однако этот "бонус" Израиль получит только в том случае, если израильское правительство подтвердит, что не имеет "принципиальных возражений" против провозглашения независимости арабского государства Палестина в границах 1967 г., с обменом территориями (возвратом ПНА земельных участков, равных по площади захваченным территориям) и, что еще более важно, столицей будущего палестинского государства должен стать Восточный Иерусалим.

Игра Нетаньяху на опережение

В общем, ситуация с каждым днем становится для Израиля все менее выгодной.

Более того, американская газета The Los Angeles Times допускает, что если Израиль будет и дальше упорствовать, то "квартет" может впервые (!) провозгласить о своей поддержке создания палестинского государства в границах 1967 г. со столицей в Восточном Иерусалиме.

Что же предлагает нынешнее правительство Б.Нетаньяху для того, чтобы не стать "изгоем" в мире и, в то же время, сохранить расположение израильского электората?

Накануне еврейского праздника Песах, премьер-министр Израиля выступил с речью на встрече с активистами своей партии "Ликуд", где, помимо прочей риторики, подчеркнул, что Израиль хочет установления настоящего мира с соседями, и не готов подписывать "бессмысленные соглашения". Глава израильского правительства также добавил, что "будет требовать" от партнеров по мирным переговорам признать Израиль еврейским государством.

Однако, это все, судя по всему, больше пропаганда и агитация. В то же время в израильском информационном поле активно муссируется информация о том, что Б.Нетаньяху 24 мая во время своего выступления перед двумя палатами Конгресса США (там он собирается произнести спич по приглашению спикера американской Палаты представителей Джона Бойнера) намерен объявить об одностороннем выходе ЦАХАЛ с территории Западного берега р.Иордан, а также односторонней эвакуации оттуда ряда поселений (за исключением крупных блоков).

Таким образом, зоны "В" и "С" (находящиеся под полным или же частичным контролем Израиля) будут переданы под полный контроль ПНА и, соответственно, станут зоной "А".

Сообщается, что правительство собирается начать выполнять данную программу уже через несколько месяцев и завершить реализацию в течение 5 лет.

Очевидно, что инициирование этой программы можно объяснить попыткой Б.Нетаньяху сыграть на опережение и где-то смикшировать последствия от возможного провозглашения в ООН палестинской независимости в границах 1967 г.

Тем более, в израильском правительстве прекрасно отдают себе отчет, что на фоне отсутствия переговоров подобные "пиар-инициативы" могут убедить западные страны не поддерживать одностороннего провозглашения независимости Палестины.

Впрочем, в офисе израильского премьера, очевидно, рассчитывают также и на сугубо юридическую сторону вопроса.

Надежда на "букву закона"?

Согласно международному праву, границы должны определяться соответствующим соглашением между заинтересованными сторонами (за исключением ситуаций, когда прежние границы наследуются созданными государствами) и ни один орган ООН не имеет полномочий в окончательном определении границ.

Тем более, резолюция ООН относительно признания палестинского государства не будет означать также автоматическое членство Палестины в ООН, где она ныне имеет статус наблюдателя.

И еще, в рамках процедуры приобретения новым палестинским государством членства в ООН в одностороннем порядке, руководство ПНА должно будет официально объявить о своей независимости, что противоречит соглашению в Осло 1993 г. и плану "Дорожная карта" 2003 г.

Кроме того, полноправное членство Палестины в ООН возможно лишь при условии одобрения этого вопроса в Совбезе.

В свою очередь, СБ ООН может рекомендовать членство Палестины в ООН лишь при условии достижения палестинским государством ряда международных критериев. Это - наличие эффективного и действующего правительства, постоянного населения, определенной территории и при условии способности осуществлять международные отношения. Территория этого государства, хотя и может включать окончательно неурегулированные границы, однако эти границы должны находиться под эффективным контролем.

Следовательно, оптимистически заключают ряд израильских экспертов (в частности, из Института исследований национальной безопасности), единственно возможным способом определения израильско-палестинских границ и будущего палестинского государства может быть их закрепление только соответствующим соглашением между сторонами конфликта.

Впрочем, в наше время, когда на наших глазах рушится вестфальская система и поддаются радикальной коррекции основные принципы международных отношений, особо рассчитывать на "букву закона" не стоит.

Очевидно, что если не произойдет чего-то из ряда вон выходящего под давлением возглавляемой США мировой общественности, Израилю, в конечном итоге, придется принять решение ООН о провозглашении палестинского государства в границах 1967 г.

Готово ли израильское общество, которое уже сейчас демонстрирует раскол по вопросу палестинской независимости (вспомнить, хотя бы, символическое подписание 20 апреля в Тель-Авиве "декларации палестинской независимости" группой израильской интеллигенции), к такому вызову, пока сказать трудно.

Если нет, то, возможно, к концу года мы станем свидетелями еще одной "революции" в стране, которую ее нынешний премьер так любит называть "островком стабильности" на Ближнем Востоке.

Виталий Николаевич Билан - эксперт по Ближнему Востоку, специально для Интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение".

По информации - Новое Восточное Обозрение

25.04.2011