Жанна Игошина

ГЕНДЕРНЫЙ ВОПРОС НА ФОНЕ АРАБСКИХ "РЕВОЛЮЦИЙ"

Пока во Франции мусульманские женщины бастуют против запрета носить паранджу или бурку, женщины Йемена претендуют на то, чтобы стать движущей силой протестного движения, как до этого претендовали женщины Туниса и Египта, наравне с мужчинами участвуя в демонстрациях.

Арабские восстания стали свидетельством не только обострения структурных проблем безопасности на Ближнем Востоке, но и значительной активизации арабских женщин, которые решительно заявили о своем праве на участие в политической жизни.

А еще не так давно арабские женщины не имели даже права голоса, особенно в странах Персидского залива. Что же стало причиной столь разительных перемен за довольно короткий срок?

Включение арабских стран в процессы глобализации, проникновение в регион информационно-коммуникативных технологий и возникновение в 1990-х гг. "исламского феминизма" открыли арабским женщинам путь к гендерному равенству, несмотря на традиционную патриархальную структуру арабского общества и культурную практику "кивамы" (защиты чести и достоинства женщин), которая ограничивает передвижения женщин во многих арабских странах.

Арабские страны находятся в процессе адаптации к социальным трансформациям, демографическим изменениям и процессам глобализации, что противоречиво влияет на решение проблемы гендерного неравенства. С одной стороны, экономическая глобализация повлекла за собой рост рабочих мест в сфере экспорта, создание свободных торговых зон, е-коммерции и финансов, особенно в Бахрейне, ОАЭ и Саудовской Аравии, способствуя развитию женских предприятий. С другой стороны, наблюдается еще больший рост гендерного неравенства, о чем свидетельствует, к примеру, "феминизация бедности". Женщины по-прежнему имеют меньшую заработную плату и более низкий уровень образования, чем представители сильного пола. Наибольшую пользу от экономической интеграции и глобализации ощущают в первую очередь молодые женщины из обеспеченных семей с высшим образованием, в то время как положение женщин, принадлежащих к бедным слоям населения, остается практически неизменным.

Развитие информационно-коммуникативных технологий в арабских странах позволило арабским женщинам использовать блогосферу, СМИ и социальные сети в качестве действенных инструментов в борьбе за свои права. Появление спутникового телевидения предоставило еще один шанс привлечь внимание широких кругов арабского общества к проблеме гендерного неравенства. Так, катарский телеканал "Аль-Джазира" создал специальную программу "Только для женщин", в которой выдающиеся женщины с высшим образованием из всех арабских стран имели возможность высказать свое мнение по поводу острых социальных, политических, научных и экологических проблем. После трехлетнего эфира шоу было закрыто в 2005 г. без объяснения каких-либо причин, но уже в 2006 г. "Аль-Джазира" запустила новую передачу под названием "Каждая женщина", в которой затрагивались разные темы, касающиеся религии, общества, образования, искусства и все с женской точки зрения. В 2009 г. египетский "Нил-сат" выпустил в эфир женский телеканал "EVE", в рамках котрого проводились дискуссии касательно роли арабских женщин в политике, обществе и бизнесе.

Показательна деятельность королевы Иордании Рании, которая в 2004 г. инициировала долгосрочную медиа кампанию, направленную на развитие участия арабских женщин во всех сферах общественной жизни. В рамках данной кампании были отсняты специальные видеоролики, которые транслировались большинством региональных спутниковых телеканалов и более 20-тью государственными арабскими телекомпаниями.

Ключевую роль в трансформации гендерного вопроса в последние годы начали играть женские организации, особенно в странах Персидского залива. Большинство женских организаций в арабском регионе были созданы на основе транснациональных феминистских движений в результате роста осознания роли женщин в обществе. И хотя для женских организаций в арабских странах характерна направленность на поддержку традиционных женских сфер деятельности, с каждым годом увеличивается количество женских организаций, целью которых является продвижение женщин на руководящие должности и в политику. Такие организации, как, например, "Общество женщин Бахрейна", способствуют ликвидации женской неграмотности, проведению специальных учебных программ по включению арабских женщин в политическую жизнь.

Впрочем, несмотря на значительное улучшение положения арабских женщин в обществе, политика остается миром мужчин. Арабские страны на протяжении многих лет демонстрируют самые низкие показатели роста присутствия женщин в политике. В большинстве арабских стран политические права женщин в значительной мере ограничены. Даже, когда они признаются законом, на практике политические права женщин уважаются редко. Некоторые арабские страны долгое время не признавали права женщин участвовать в выборах и выдвигать свои кандидатуры. Так, Кувейт предоставил такое право женщинам только в 2005 г., до 2002 г. женщины Бахрейна также не имели никаких политических прав. Немногим ранее произошли изменения в жизни представительниц слабого пола в ОАЭ (1997) и Катаре (1999).

Стереотипы, культурные традиции и предубежденное отношение препятствуют арабским женщинам занимать высокие правительственные посты. Показатель присутствия женщин в парламентах и в министерских креслах варьируется от нулевого во многих арабских странах и до 12% в отдельных случаях. В Ливане, который считается одной из самых демократичных стран на Арабском Востоке, отмечается тенденция к уменьшению участия женщин в политике, что в некоторой мере может объясняться ростом влияния "Хизбаллы" в последнее время. Так, по результатам парламентских выборов июня 2009 г., количество женщин-парламентариев сократилось на 35% по сравнению с 2005 г. В то же время явка ливанских женщин на те же самые выборы превысила мужскую, что свидетельствует о высокой политической активности женщин Ливана.

Ощутимого прогресса в развитии политических прав женщин достигли страны Магриба. В 2002 г. король Марокко Мухаммед VI зарезервировал 30 мест Палаты представителей за женщинами, а каждая весомая политическая партия выдвинула на выборы женщин-кандидатов, в результате чего было избрано 34 женщины, и Марокко стало одной из немногих арабских стран, где женщины составили 10% в парламенте. В 2006 г. самого высокого показателя присутствия женщин в парламенте по сравнению со всеми арабскими странами добился Тунис - 11,6%. Неудивительно, что немалую долю демонстрантов, требующих ухода Бен Али, составили женщины Туниса - активное участие в политической жизни страны для них не в новинку.

Самую продолжительную историю борьбы женщин за свои права имеет Египет, который является пионером феминистской мысли и активности в арабском мире. Феминистское движение зародилось в Египте еще в 1920-х гг. При этом термин "феминизм" получил арабский эквивалент - "нисаийя". Парадоксально, но феминистское движение в Египте появилось благодаря мужчине. Отцом египетского феминизма считается юрист Касим Амин, автор "Освобождения женщин" ("Тахрир аль-Мара"). Современные египтянки отличаются высокой политической активностью. Примечательно, что одним из лидеров египетской "Коалиции за молодежную революцию" стала 26-летняя Асма Махфуз, которая разместила на YouTube видеоролик, призывающий молодежь и мужчин присоединиться к ней для проведения антиправительственной демонстрации на площади Тахрир в Каире 25 января этого года. При этом концепция видеоролика была построена на традиционном для арабского общества принципе защиты женщины. Слова Асмы Махфуз: "Если вы считаете себя мужчинами, выйдите со мной 25 января: выйдите и защитите меня и других девушек во время демонстрации: [если вы не придете]: вы будете виноваты перед нацией и людьми" всколыхнули египетскую молодежь, а сам видеоролик был записан тысячами демонстрантов на мобильные телефоны. Использовав гендерный стереотип "девушки, которая нуждается в защите" и, соединив цифровые технологии с традиционными социальными ценностями, Махфуз выбрала беспроигрышную тактику и сумела не только привлечь египетскую молодежь для участия в антиправительственных выступлениях, но и превратить женщин в движущую силу египетской "революции".

Подобная стратегия была принята на вооружение и 32-летней матерью троих детей из Йемена по имени Тавакуль Абдель Салям Карман. Будучи главой организации "Женщины-журналисты без оков" и членом исламистской партии "Ислях" Тавакуль Карман выступила в поддержку "революции" в Тунисе и призвала к протестам против президента Йемена Али Абдаллы Салеха. Йеменская активистка использует те же инструменты, с помощью которых проводились демонстрации в Тунисе и Египте - социальные платформы Facebook и Twitter, намного более эффективные, чем раздача листовок в университете Саны. Многотысячные шествия йеменских женщин, ратующих за уход Салеха на улицах Саны и Таизы, яркое тому подтверждение.

Тем не менее, говорить о значительном прорыве в вопросе гендерного равенства в арабском мире, на наш взгляд, рано. Иллюзорная видимость равенства на площадях арабских "революций" Туниса и Египта сменилась грубыми мужскими окриками "Женщины домой, на кухню!", арестами и унижением женщин во время марша, проходившего в Каире 8 марта этого года в честь Международного женского дня. А учитывая тот факт, что коренного перелома в сторону демократии западного образца ни в Тунисе, ни в Египте в результате свержения Бен Али и Мубарака не произошло, то вряд ли стоит ожидать полного уравнения в правах женщин и мужчин на Арабском Востоке в ближайшем будущем.

Игошина Жанна, старший научный сотрудник Одесского филиала Института стратегических исследований, специально для Интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение"

По информации - Новое Восточное Обозрение

22.04.2011