Рафик Исмаилов

ЭРА АВТОРИТАРНЫХ РЕЖИМОВ - ВНЕЗАПНОЕ НАЧАЛО ДОЛГОГО КОНЦА

Прошло более 3 месяцев с начала событий в странах Ближнего Востока, которые до сих пор продолжают оставаться в центре внимания мировой общественности. Внезапный всплеск волнений оказался неожиданным для большинства мировых держав. Общественно-политические круги различных стран тут же бросились искать истоки причин революций в Тунисе, Египте и происходящих параллельно событий в других арабских странах.

Одни объясняли происходящее отсутствием политических свобод, другие - экономической ситуацией, третьи - ростом исламистских настроений. Но главные дискуссии, как и следовало ожидать, развернулись вокруг вопроса о причастности Соединенных Штатов к данным событиям. Большинство политологов и востоковедов объясняли происходящее следствием внутренних процессов в арабских странах.

Так, большинство российских аналитиков оценили происходящее как удар по интересам США и их союзникам в регионе в лице авторитарных лидеров, таких как Х.Мубарак и др. Насколько данное утверждение соответствует действительности и какова степень причастности США к событиям на Ближнем Востоке можно определить, проанализировав суть внешнеполитической концепции США, важные события, предшествующие всплеску волнений в Ближневосточном регионе и последующую за этим реакцию Америки.

Как известно, концепция внешней политики США в ХХ в. является результатом многолетних дискуссий между сторонниками интернационализма и изоляционизма. Интернационалисты выступали за активное вмешательство Америки в международные дела с целью достижения свободы и демократии во всем мире и защиты американских интересов в различных регионах. По мнению же изоляционистов, чем меньше Америка вмешивается в международные дела, тем лучше, поскольку во внутренней жизни США вполне достаточно проблем, требующих незамедлительного решения. Вторая мировая война ознаменовалась окончательной победой интернационалистов над изоляционистами.

В конце 2006 г. Госдепартамент США подготовил Стратегический план внешней политики США на 2007-2012 гг., который, по существу, является юридической основой американского интернационализма во внешней политике США. В данной концепции обозначены основные "направления и приоритеты" как непосредственно для Госдепа США, так и для Агентства США по международному развитию (USAID), по линии которого правительство США осуществляет программы зарубежной помощи.

По мнению бывшего госсекретаря США Кондолизы Райс, "в современном мире невозможно провести четкую разграничительную линию между интересами нашей безопасности, нашими усилиями в области развития и нашими демократическими идеалами". Поэтому главная миссия Госдепартамента и USAID состоит в том, чтобы "распространять свободу во благо американского народа и международного сообщества, помогать строить и сохранять демократический, безопасный и преуспевающий мир, состоящий из хорошо управляемых государств, которые отвечают на потребности людей, уменьшают широко распространенную бедность и действуют ответственно в пределах международной системы... Подобная внешняя политика приведет к окончательному краху последних тираний в нашем мире".

В части своей речи на Генассамблее ООН в сентябре 2010 г. (всего за 3 месяца до начала событий в Тунисе), касающейся прав человека, Б.Обама заявил следующее: "Не существует более фундаментального права, чем возможность самим выбирать своих лидеров и свой путь. Поймите: конечный успех демократии в мире не придет просто потому, что США диктуют это, он придет, когда конкретные граждане потребуют права определять, кто ими будет руководить", - подчеркнул Обама. "Цена нашей свободы - это защищать свободу других. Вера в это будет определять лидерство Америки в XXI в.", - заявил американский лидер.

Таким образом, Обама фактически лишь выразил ключевые мысли, содержащиеся в стратегическом плане внешней политики США. Смысл усилий США по демократизации ясен. Именно демократический режим является надежной гарантией прозападной (а, значит, проамериканской) ориентации той или иной страны. Соединенные Штаты, строительством внешней политики которой, помимо Госдепартамента, занимаются Совет национальной безопасности, Центральное разведывательное управление, Министерство внутренней безопасности, Агентство национальной безопасности, департамент оперативной контрразведки, Комитет по разведке Сената США, а также множество аналитических центров и неправительственных организаций не могли не знать, что революционная ситуация в арабских странах, когда верхи не могут управлять по-новому, а низы не хотят жить по-старому, созрела. Было совершенно очевидно, что эра могущественных авторитарных лидеров Ближнего Востока подходит к концу и дальнейшая ставка на них может обернуться не в пользу Америки.

Менее чем через два месяца после выступления Обамы на Генассамблее ООН сайт Wikileaks начал публикацию секретных материалов, связанных с американской дипломатической перепиской. В администрации президента Обамы заявили, что материалы, в т.ч. цитаты из переписки, содержащие отзывы о первых лицах государств, "прямолинейны, но зачастую содержат неполную информацию". "Это не выражение нашей политики и не всегда отражает конечные политические решения", - подчеркнули в Белом доме. Такая реакция США довольно интересна, т.к. фактически признается, что опубликованные документы не являются вымыслом.

Позднее основатель сайта утечек WikiLeaks Джулиан Ассанж в интервью австралийскому телеканалу SBS заявил, что собранные им материалы, опубликованные посредствам ливанского сайта "Аль-Ахбар", имели серьезнейшее влияние на происходящее в Тунисе, а Тунис, без сомнения, послужил примером для Египта, Йемена, Иордании и других выступивших против властей народов региона. Основатель WikiLeaks заявил, что именно опубликованные им американские депеши, рассказывающие о том, что президент Туниса Зин Эль-Абедин Бен-Али не пользуется поддержкой США, придали армии и гражданам Туниса "уверенность, в которой они нуждались, чтобы нанести удар по правящей политической элите".

Депеша, в которой сообщалось о том, что американские дипломаты рапортовали в Вашингтон о коррупции, учиненной Бен-Али и его женой Лейлой Трабласи, были опубликованы в конце 2010 г. Согласно тексту депеши, "широкие семейные круги Бен-Али - перекресток тунисской коррупции. Они именуются "Семьей", и под этим в стране понимают своего рода мафию. Кроме того, в июле 2009 г. из посольства США в Тунисе была отправлена другая телеграмма. В ней, в частности, указывалось, что "Бен-Али и его режим утеряли связь с тунисским народом".

"Они не готовы принять совет или критику, как внутри страны, так и из-за ее пределов", - писал посол США в Тунисе Роберт Годак. Таким образом, материалы Wikileaks лишний раз подтверждают точку зрения о том, что США были в курсе о назревающей революционной ситуации в Тунисе. Материалы Wikileaks, безусловно, ускорили процесс вспышки усилившегося после мирового финансового кризиса массового недовольства в арабских странах. Так, хлынувшие на улицы Туниса люди агитировали, читая вслух выдержки из материалов WikiLeaks о чудовищной коррупции и роскоши, в которой купалось правящее семейство. Конечно, США не являются главными виновниками того, что происходит в арабских странах.

Однако наивно полагать, что они не были готовы к такому развитию событий. Американцы были готовы и имели необходимые механизмы для направления событий в нужное русло. Иранский сценарий 1979 г. здесь повториться никак не мог. США также знали, что революция в одной из арабских стран будет иметь эффект домино. История показала, что революция в одной арабской стране неизбежно влечет за собой революции в других арабских странах. Разница лишь в том, что в отличие от 50-60-х гг. в современном мире события развиваются гораздо быстрее.

Следует отметить, что черты режимов во всех арабских странах очень схожи, как, впрочем, и во всех авторитарных странах. Правда, в некоторых странах данного региона, например, в Египте и Сирии ситуация усугублялась еще и действием режима чрезвычайного положения, который открывал путь бесчинству спецслужб. Узурпация власти одной семьей и близких к ней кланов в течение десятилетий, засилье на своих постах одних и тех же высокопоставленных чиновников, коррупция, культ личности, отсутствие политических свобод, заоблачные расходы на оборону, безработица, социальная несправедливость - вот истинное лицо арабских режимов. Мало кто представлял себе сценарий всплеска волнений в пустивших корни режимах, где отсутствуют сильная политическая оппозиция и независимые средства массовой информации.

Но ничего вечного, как известно, не бывает. Проблема авторитарных режимов заключается в отсутствии склонности к реформированию. Эволюционный путь, о котором так часто говорят политологи, в отношении авторитарных режимов неприемлем, т.к. в конечном счете неминуемо приведет к смене самого режима. Дальнейшие шаблонные действия первых лиц являются свидетельством этого и лишь подтверждают точку зрения классика о том, что единственный урок, который можно извлечь из истории, заключается в том, что из нее не извлекают уроков. Как оказалось, ни отсутствие политической оппозиции и свободных СМИ, ни апатия многих слоев населения не являются гарантом сохранения авторитарных режимов.

В этой связи следует выделить особую роль социальных сетей Twitter и Facebook, которые сыграли ключевую роль в организации массовых манифестаций. Термин "Twitter-революция", придуманный ученым Стэнфордского университета Евгением Моросовым после молдавских событий апреля 2009 г., вновь зазвучал в устах политиков и экспертов. Профессор Нью-Йоркского университета Клэй Шерки опубликовал статью "Технологии, публичная сфера и политические перемены", в которой утверждает, что развитие социальных медиа усиливает гражданское общество в авторитарных государствах и в перспективе ведет к политическим переменам.

Главным же апологетом доктрины стала госсекретарь США Хиллари Клинтон. 15 февраля, вскоре после падения режима Хосни Мубарака, она выступила с программной речью в университете им. Дж.Вашингтона, в которой похвалила роль социальных медиа в продвижении демократии на Ближнем Востоке. "Журналисты помещали свои репортажи с места событий в Facebook и Twitter. Протестующие координировали свои шаги", - заявила она, назвав эти технологии "ускорителями политических, социальных и экономических перемен".

Более того, признав, что иногда эти средства используют и сами авторитарные режимы для подавления протестов, госпожа Клинтон объявила о создании Госдепом своих аккаунтов в Twitter на фарси, китайском и русском - для продвижения демократии. Сторонники концепции "Twitter-революций" полагают, что именно наличие социальных медиа может в одночасье привести к крушению авторитарных режимов, бывших стабильными десятилетиями. Анализируя современное мировое политическое развитие и тенденции, можно сделать вывод о том, что эра авторитарных режимов подходит к концу, и это лишь начало долгого конца.

По информации - Новое Восточное Обозрение

13.04.2011