Виталий Билан

НЕДОВОЛЬНЫЕ КАДДАФИ

О том, что Ливия представляет собой "сборную солянку" разрозненных племен, известно уже, пожалуй, всем, кто интересуется текущим североафриканским контекстом. В контексте же нашей сегодняшней темы нас интересуют те, кто за годы правления М.Каддафи посчитали себя "незаслуженно обделенными", а посему имеющие право, как они полагают, выступить против официального Триполи.

Клановые обиды

Принято считать, что против режима Муаммара Каддафи, в первую очередь, выступили вожди племен преимущественно из восточной части Ливии. А именно:

- "варфалла" (самое крупное, насчитывающее более одного миллиона из 6,5 млн. жителей всей страны, а посему претендующее на более видное положение в государстве);

- "аз-зауайа" (претендует на контроль основных нефтяных месторождений в стране; а также обиженное на официальный Триполи из-за бездействия в вопросе наплыва на территорию племени незаконных африканских иммигрантов);

- "магарха" (находятся в хороших отношениях с племенем варфалла; именно из этого племени, кстати, вышел Абдельбасет Меграхи, осужденный за взрыв американского авиалайнера над шотландским городком Локерби в 1998 г.);

- "тархулла", "зинтан", "обейдат", "авляд Сулейман" и ряд других более мелких, находящихся в союзнических отношениях с упомянутыми оппозиционными племенными "грандами".

Также против официального Триполи выступают амазиги - берберские племена ливийской пустыни (около 5% населения страны).

Правда, насчет самого многочисленного племени - "варфалла", поступала самая противоречивая информация. В частности, в середине марта ливийское государственное телевидение распространило сообщение о том, что представители племен "тархулла" и "варфалла" позвонили на спутниковый канал ливийского ТВ и выразили свою поддержку Каддафи. Впрочем, лидеры оппозиции тут же опровергли это сообщение, заявив: "Это лживые новости. Каддафи всегда врет. Они хотят создать вражду между племенами".

Кстати, как это ни парадоксально, правы могут оказаться и те, и другие.

Дело в том, что в последнее время сила родовых связей идет на убыль благодаря росту городского населения. Фактически, в стране паралельно с межклановыми разборками идет "ползучая" буржуазная революция. Это происходит благодаря тому, что в Ливии довольно высокий уровень образования. К тому же, в последние десятилетия население начало массово селиться в городах, т.е. начался процесс урбанизации.

В результате, люди оказываются оторванными от своих общинных поселений и меньше поддерживают родовые связи. Появились системы, которые объединяют людей из различных племен. Ну а когда человек из частички единого клана превращается в атомарный субъект, на первое место начинают выходить уже не клановые, а личные обиды.

Униженные и оскорбленные

Существует несколько версий, почему лидеры основной на сегодняшний день оппозиционной организации страны - Национального фронта спасения Ливии, занимая высокие позиции в Джамахирии, выступили против своего бывшего "патрона". От заговора саудовской, американской и французской разведок до банальной обиды за неудовлетворенные амбиции.

Особенно в этом плане показательно "отречение" второго человека во властной вертикали Джамахирии, бывшего министра внутренних дел генерала Абдель Фаттах-Юниса, бежавшего от Каддафи одним из первых. Кстати, это тот самый бывший министр общественной безопасности, который в 1992 г. во время встречи с британским послом в Египте извинялся за причастность к убийству Ивонны Флетчер и помощь его страны Ирландской республиканской армии.

Да и лидер Национального переходного совета Ливийской Республики, доктор исламского права Мустафа Абдул Джалиль, похоже, не испытывал особой нужды при М.Каддафи, занимая до недавнего времени пост секретаря Всеобщего народного комитета и министра юстиции. Правда, в январе 2010 г. он пытался подать в отставку, но она не была принята.

Список неплохо живших при Каддафи нынешних оппозиционеров можно продолжать.

Вообще, поговаривают, что за всеми этими "перебежчиками" стоит один из главных "обиженных и оскорбленных" режимом М.Каддафи - Халифа Белкасим Хафтар. Бывший высокопоставленный офицер ливийской армии во время войны с Чадом, бежавший в США, вернулся в Ливию, чтобы вступить в ряды повстанцев.

Именно его многие называют "серым кардиналом" оппозиционного движения, а недруги обвиняют в связях с ЦРУ, указывая, в частности, на то обстоятельство, что еще задолго до нынешних ливийских событий Хафтар на деньги ЦРУ занимался организацией повстанческого движения. Да и жил он в США, как утверждают, почему-то всего в пяти милях от штаб-квартиры ЦРУ в Лэнгли (штат Вирджиния).

Впрочем, кроме этой категории недовольных режимом, есть еще третья группа, имеющая серьезные претензии к лидеру Джамахирии. Это исламисты.

Исламистский реванш

Воззрения М.Каддафи насчет того, что истинный ислам проистекает непосредственно от Аллаха и через его пророка в форме Корана, а его интерпретации разными школами и сектами - это все "обработка масс" для достижения определенных политических целей, привели к тому, что ливийские религиозные группировки ушли в глухую оппозицию к правящему в Триполи режиму. Масла в огонь подлило еще два уже сугубо "прикладных" обстоятельства.

Во-первых, это депортация в середине 1990-х гг. сотни алжирских исламистов, а также выдача в 1998 г. Саудовской Аравией и Йеменом скрывавшихся там ливийских исламистов. А, во-вторых, непримиримая позиция М.Каддафи относительно Усамы бен Ладена и его "Аль-Каиды", сторонников которых лидер Джамахирии обещал "убивать как собак", а также тот факт, что в конце 2001 г. официальный Триполи передал американским спецслужбам досье на активистов исламистских организаций, связанных с "Аль-Каидой".

В общем, благоприятная почва для "подпольной армии тайных исламистов" в стране была создана. Все остальное - дело техники.

В результате, по сообщениям региональных информагентств, в суданских лагерях с целью внедрения в ливийские "народные комитеты" прошли специальную исламистскую подготовку несколько сотен ливийцев. Да и информация о переброске в Ливию через тунисскую границу боевиков из Афганистана и Пакистана также широко "гуляет Интернетом".

Пока, за исключением нашумевшего провозглашения в Дерне т.н. "исламского эмирата" во главе с бывшим узником Гуантанамо Абдель Каримом аль-Хасади, исламисты себя на передний план особо не выставляют. Однако, судя по всему, ливийские исламисты выбрали выжидательную тактику, добиваясь поставленных целей осторожно, тщательно маскируя свои истинные намерения.

Таким образом, на сегодняшний день мы видим довольно-таки пеструю публику тех, кто претендует заменить существующий режим в Ливии. И можно себе только представить, какая жесткая борьба за власть начнется между недовольными Муаммаром Каддафи после того, как лидера Джамахирии общими усилиями все же принудят сдаться.

Виталий Николаевич Билан - эксперт по Ближнему Востоку, специально для Интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение".

По информации - Новое Восточное Обозрение

08.04.2011