Борис Подопригора

"ОДИССЕЯ" В ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ "ДЖУНГЛИ"

Главные нерукотворные богатства придётся не столько делить, сколько отнимать. По мере истощения природных ресурсов и с учётом прогнозируемости их завтрашней номенклатуры это неотвратимо. Отнимать будут у тех, кто не сможет их защитить. Россия с её обобщенной третью наиболее ценных "подземных активов" в этом смысле, скорее, потенциальная жертва. Уже поэтому озадачивает правовой аспект. Скажем яснее: если и впредь международная законность будет приспосабливаться под нужды сильнейших и алчущих, миру угрожает всеразрушающий хаос.

Судите сами: Совбез ООН принимает резолюцию, "закрывающую" ливийское небо для ливийских же военных самолётов. Мы не обсуждаем основания для принятия этих мер. Мы лишь констатируем легитимность исключения правительственной авиации из участия во внутреннем конфликте. Гуманитарная логика подсказывает, что на первых порах должно последовать грозное предупреждение властям Триполи. При игнорировании вердикта допустимо выведение из строя взлётно-посадочных полос. Вот и всё. На основании чего объектом поражения стала вся правительственная инфраструктура? Какой международный арбитр объявил Каддафи вне закона, тем более, передал его власть оппозиции? Почему НАТО обеспечивает воздушное прикрытие антиправительственных повстанцев? Что весомее - международное гуманитарное право или право власти пресечь гражданскую войну на своей территории? Кто "взвесил" сегодняшние и потенциальные потери при торжестве того и другого?

Здесь же юридическая частность: как объяснить незапальчивую реакцию американского истэблишмента на участие США в военной операции без согласования с конгрессом? Ответ на эти вопросы один: правоведы готовятся к кардинальному изменению своей роли. Законным становится всё, что выгодно сильнейшему. Сам он и его союзники - неподсудны как победители. Особенно, если они вдобавок ещё и миротворцы. То, что потери даже "виновной" стороны ожесточают обе, - отметается как казуистика узколобых. Между тем, "араб отомстил врагу через сто лет и спросил Аллаха не слишком ли он торопился".

Кто видел зримые свидетельства зверств Каддафи? Чем подтверждено количество приписываемых ему жертв среди мирных сограждан? Все 6 тыс., объявленных в СМИ погибшими, должны оставить столько же свежих могил. Если учесть, что до начала натовской операции иностранные журналисты имели доступ практически ко всем местам боестолкновений, эта цифра преувеличена в разы. Почему журналисты, претендующие на надполитическую объективность, массово переродились в "спецпропагандистов"? Или факты мешают правде? Что толку, что она вещая, жизнь-то коротка!

Что, собственно, произошло в Ливии? А то, что никогда не гармоничный внутренний мир этой арабской страны раскололся, прежде всего, по традиционному кланово-племенному признаку, усиленному привычным противостоянием двух национальных центров - Триполи и Бенгази. Чтобы "уязвлённым" бенгазийцам одержать верх над "жирующими" триполитанцами первые заручились помощью тех, кто заранее рассчитывал на обращение. Она и была оказана, чтобы привести к власти изначально благодарную новую элиту. Ибо Каддафи, эволюционировавший от ненавистника Запада до "личного друга" Берлускони с Саркази, сохранил слишком много "родимых пятен" былого "радикал-антиимпериализма" с терроризмом в придачу.

На раннем же этапе сыграл свою роль трансарабский фактор социальной недооценки молодёжи. Она и выступила запалом большинства национальных взрывов. Обновление региона осуществлено, исходя из геополитических требований завтрашнего дня.

Личность ливийского лидера, конечно же, - неоднозначна, как, впрочем, большинства его собратьев по арабскому и просто Востоку. Сойдется ли он когда-нибудь с Западом - по политико-этическим критериям, вопрос, скорее, к Редьярду Киплингу. Но экстравагантный Муаммар Каддафи совмещал метания по всей внешнеполитической розе ветров с весьма последовательной заботой о национальном благе. Как лидер "народной революции", он пресекал "контрреволюционную ересь". При этом вывел свой народ в региональные лидеры по образованности. 95-процентная грамотность при $14-тысячном ВПП на душу населения (чуть меньше, чем в России, и в два раза больше, чем в Китае) и впечатляющем перечне социальных гарантий сделали его страну привлекательной, как минимум, для соседей-арабов. А они, кстати, тоже ревнивы. Оппозиции своему курсу он, повторим, не терпел, но кто стал её лидером? - Это Мустафа Абдель Джалиль - бывший министр юстиции страны. Как он вырос до главного "законника" страны без правовой поддержки ныне отвергнутого им режима? Какие задачи решает экс-министр - карьерно-эгоистические или политически "облагороженные"? Важнее другое: "бедуин-полковник" вёл страну по светскому пути. А в арабском мире любая оппозиция власти не обходится без исламских лозунгов во имя расширения своей социальной базы. "Догонять Америку" в духовно-искательском смысле здесь не принято.

Каддафи, а может, и всей Ливии не повезло в главном: это самая близкая к Европе страна, обладающая солидным энергетическим потенциалом. "Усиленным" хорошей выучкой не самых разбалованных разработчиков тамошних недр. Занимая опять-таки вслед за Россией 8-е место по запасам нефти (3,3 и 3,0% от мирового объёма), он был обречён либо встать в западный кильватер, доказав верность "демократии", либо уступить дорогу догадливым. Арабский "социалист-народник" Каддафи упустил, по меньшей мере, время. В одиночку противостоять "смене мировых вех" ему сложно. Запад, воодушевлённый обамовской премией мира, пококетничал по поводу труднодостижимого консенсуса и солидарно запустил томагавки. Россия предвкушает пусть и временный, но всё-таки скачок цен на нефть. Китай столь же временно получает карт-бланш в чёрной Африке. Арабы, придумавшие не только алгебру, но и "обменные пункты", привычно сводят финансовый дебет с общеисламским кредитом. А "цивилизованное человечество" ждёт триумфа "свободы над тоталитаризмом".

Не возникнет ли повод в следующий раз рассказать о Сирии с Ираном?

По информации - Новое Восточное Обозрение

05.04.2011