Марина Сапронова

В ЙЕМЕНЕ ВОЗМОЖНА ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА

Пока все внимание мирового сообщества приковано к Ливии, очередная арабская революция разгорается в Йемене. Выступления в этой стране продолжаются уже два месяца: протестующие требуют отставки президента Али Абдаллы Салеха. Часть военных, чиновников и дипломатов уже перешла на сторону оппозиции. Ее поддерживает и сводный брат президента - генерал Али Мохсен Салех аль-Ахмар. 25 марта президент, чей мандат истекает в 2013 г., пообещал оппозиции уйти со своего поста до конца этого года, но готов передать власть только "в надежные, а не коррумпированные руки".

Ситуация в Йемене носит крайне опасный характер. В стране может разгореться гражданская война, учитывая тот факт, что практика политического насилия постоянно присутствовала в йеменской истории (многолетняя война после свержения монархии в 1962 г., трехлетняя война после объединения в 1991 г., периодические восстания на севере страны, сепаратизм на юге, деятельность аль-Каиды).

Встав в один ряд с другими арабскими революциями, ситуация в Йемене уже на этой стадии развития демонстрирует страновые особенности. Они связаны с длительным существованием в стране относительно организованной оппозиции - "Лика Муштарака" (представленной как религиозными, так и светскими партиями), а также наличием на руках у населения огромного количества оружия.

События в Йемене развивались по египетскому сценарию: вначале президент не обращал на манифестантов никакого внимания, затем согласился выполнить программу оппозиции (сформировать правительство национального единства, создать в стране избирательную систему пропорционального представительства, провести голосование по новой конституции и выбрать новый парламент). Однако инициативы оказались запоздалыми: когда было расстреляно шествие 18 марта, демонстранты стали требовать одного - немедленной отставки президента. Президент ответил объявлением в стране режима чрезвычайного положения и комендантского часа, что позволило верным ему силам безопасности задерживать и арестовывать людей без предъявления обвинения. После этого на сторону оппозиции перешли многие армейские офицеры и племена (в частности, крупнейшее из племенных объединений страны - племя Бакил).

Видимо, речь идет о серьезных внутриклановых проблемах: после примирительной сделки, предусматривавшей поэтапный переход власти в руки вице-президента и временного правительства при условии гарантий неприкосновенности главы республики и его родственников, президент объявил всех мятежников предателями и отказался уходить в отставку. Не повлиял на президента и призыв высокопоставленного племенного лидера шейха Садека аль-Ахмара "избежать кровопролития и сделать выбор в пользу достойного ухода".

После этого ситуация стала похожа на ливийскую: отказ Салеха выполнить требования оппозиции означает реальную угрозу начала гражданской войны. При этом Национальная гвардия Йемена заявила о своей верности президенту и начала сражение с частями регулярной армии, командиры которых перешли на сторону оппозиции. С президентом остаются и спецслужбы, усилением которых он занимался много лет.

Противостояние власти и оппозиции осложняется запутанными отношениями между племенами, армейской элитой, партиями, а также шиитскими (хауси) и суннитскими кланами. К этому добавляются и исторические противоречия между двумя основными исламскими мазхабами - зейдитами и шафиитами. После объединения Южного и Северного Йемена в Йеменскую Арабскую Республику ключевые позиции в политике и экономике заняли зейдиты (с севера) во главе с А. Салехом. Южнойеменская элита (в основном шафииты) оказалась за рамками политического процесса и была сильно ущемлена за счет несправедливого распределения финансов в пользу севера и монополизации президентской семьей основных торговых сфер. На мой взгляд, именно шафииты, требующие отделения юга, и составляют в нынешних событиях основную оппозиционную силу. Попытка Салеха передать власть по наследству своему сыну - Ахмеду Салеху - сплотила недовольные его политикой группировки. К ним примкнуло и ближайшее окружение президента, видимо, решившее сменить лидера внутри своего клана.

В случае начала гражданской войны в Йемене ситуация осложнится, прежде всего, в соседней с ним Саудовской Аравии. Эта страна может оказаться в кольце шиитского недовольства (учитывая компактное проживание в ее восточной провинции шиитского населения, а также то, что ее силами фактически было подавлено восстание шиитов в Бахрейне) и деятельности аль-Каиды (которая, по некоторым сведениям, уже контролирует одну провинцию в Йемене). Несмотря на сложные отношения Йемена с США, они все-таки были союзниками в антитеррористической войне.

По информации - Новое Восточное Обозрение

01.04.2011