Елена Супонина

НОВЫЕ ВОЙНЫ АРАБСКИХ МОНАРХОВ

Одним из результатов исторических перемен на Ближнем Востоке стало то, что вооруженные силы обычно тихих аравийских монархий сейчас участвуют сразу в нескольких военных операциях в регионе. Так, в пятницу 25 марта свой первый боевой вылет над Ливией совершил истребитель "Мираж" из государства Катар. Совместно с такой же машиной военно-воздушных сил Франции он совершил патрулирование зоны, запретной для полетов ливийской авиации. Вылеты повторились и в последующие дни.

Эмир Катара направил для участия в действиях международной коалиции на севере Африки шесть истребителей и два военно-транспортных самолета. Еще как минимум 12 истребителей американского и французского производства пообещали Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ).

Одновременно с этим военные и полиция из ОАЭ продолжают находиться в Бахрейне, где по просьбе местных властей вместе с коллегами из Саудовской Аравии подавляют периодически возникающие вспышки протеста. Один из арабских дипломатов, пожелавший остаться неизвестным, сообщил обозревателю "Нового восточного обозрения" об участии в этой операции также военных из Катара. Официальных подтверждений этой информации не имеется.

Принц рассказал в Кремле о целях военной операции

Для обсуждения всех этих событий в Москву с кратким визитом в конце минувшей недели прибыл министр иностранных дел Саудовской Аравии принц Сауд аль-Фейсал. Гостя, привезшего послание своего короля Абдаллы, принял президент Дмитрий Медведев. В переговорах приняли участие его советник по международным делам Сергей Приходько и министр иностранных дел Сергей Лавров. Судя по краткому сообщению из Кремля, российская сторона интересовалась не только Ливией, но и целями ввода в Бахрейн войск Саудовской Аравии и Эмиратов, выразив надежду, что их "усилия будут способствовать стабилизации ситуации".

Власти Бахрейна, похоже, не рассчитывают на скорое решение проблемы. Во всяком случае, чрезвычайное положение продлится, по меньшей мере, до 15 июня. Оно было введено на три месяца 15 марта, т.е. на следующий день после ввода в страну иностранных войск. Сейчас в королевстве в темное время суток действует комендантский час. Со своей стороны, командование базирующегося здесь американского 5-го флота запретило своим морякам выходить на берег с развлекательными целями во избежание инцидентов до улучшения ситуации.

Впервые в истории одно из арабских государств получило военную помощь от соседей для подавления народных демонстраций. Без жертв в этой операции не обошлось. По официальным сообщениям из Манамы, в ходе разгона митингующих 16 марта, в частности, погибли как минимум четыре гражданина Бахрейна, из которых двое - полицейские. Однако лидер оппозиционного блока "Аль-Вифак" ("Согласие"), депутат парламента Абдель-Джалиль Халиль сообщил тогда о том, что оппозиционеров погибло еще больше, не менее пяти человек только за один день. В целом же в этом месяце в Бахрейне погибло несколько десятков человек, данные властей и оппозиции при этом расходятся.

Среди погибших имеются иностранцы, например, наемный рабочий из Бангладеш, случайно оказавшийся в районе возле посольства Саудовской Аравии в Манаме, когда туда подошли протестующие против ввода в страну иностранных войск. Полиция применила слезоточивый газ и открыла огонь сначала только в воздух, но затем стрельба пришлась и на напиравшую толпу. В середине марта было также сообщение западных информационных агентств о гибели военного из Саудовской Аравии. Неофициальные источники идентифицировали его как сержанта Ахмада аль-Раддади. Власти королевства опровергли эту информацию.

Бульдозер раздавил "жемчужину"

Иностранные войска сумели разогнать демонстрантов и разрушить палаточный городок оппозиции, установленный еще в феврале на Жемчужной площади в центре Манамы. Власти Бахрейна после этого даже разрушили на всякий случай ни в чем не повинный памятник, стоявший на этой площади. Он представлял собой пирамиду из шести белых парусов, вершина которых была украшена жемчужиной в виде шара. Это был символ дружбы шести монархий, входящих в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Но поскольку оппозиция разбила свой палаточный городок рядом с этим памятником, то за последние месяцы он превратился в символ протестов. Власти разломали его бульдозерами под предлогом, что монумент стал помехой транспортной развязке в центре столицы. Тем не менее, в минувшую пятницу здесь снова прошли небольшие демонстрации, которые были быстро разогнаны.

Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива существует с 1981 г. и объединяет шесть нефтяных монархий - Саудовскую Аравию, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Кувейт и Султанат Оман. Государства-члены через год после этого договорились о создании совместных сил быстрого реагирования под названием "Щит полуострова". Одним из инициаторов был как раз Бахрейн, где в 2000-м г. шестеро арабских соседей заключили также договор о совместной обороне. Он предусматривает оказание помощи в случае иностранной агрессии и для поддержания стабильности в странах-членах. Как пояснил сейчас в Москве глава МИД Саудовской Аравии принц Сауд аль-Фейсал, нынешняя операция в Бахрейне "соответствует договору о коллективной безопасности".

Арабы учатся противостоять Ирану

Эти договоренности всегда с большой тревогой воспринимал соседний Иран, власти которого сейчас расценили совместную арабскую операцию в Бахрейне как "угрозу региональной стабильности". "Мы наблюдаем беспрецедентное давление на народ Бахрейна. Все происходящее там плохо и неприемлемо", - заявил в середине марта иранский президент Махмуд Ахмадинежад. В Тегеране говорят, что "иностранное вмешательство в Бахрейне только осложнит ситуацию".

Восставшие в Бахрейне в основном представляют интересы мусульман-шиитов, община которых насчитывает около 350 тыс. чел., т.е. около 70% коренного населения маленького островного Бахрейна. Всего там проживает, учитывая иностранных наемных работников, чуть более миллиона человек. Правящая династия в Бахрейне между тем - это представители мусульман-суннитов. Они с недоверием относятся к шиитскому Ирану, подозревая его в подзуживании единоверцев-шиитов в Бахрейне против суннитского правящего меньшинства. Более того, королевская власть открыто объявила, что основная причина демонстраций в стране - это будто бы "следствие иностранного вмешательства".

Тут и без пояснений понятно, что имеется в виду Тегеран. А раз Иран вмешивается, то это еще один повод для арабов вспомнить о коллективной обороне. Ведь один из пунктов договора говорит: "Вмешательство со стороны кого бы то ни было во внутренние дела одного из участников организации - это вмешательство во внутренние дела всех стран-членов".

Впрочем, протесты в Бахрейне не носят выраженного религиозного характера. Люди требуют политических реформ и демократизации страны, а также улучшения условий жизни. А к иностранным войскам из соседних арабских стран население относится без энтузиазма. Депутат парламента Халиль Марзук из того же оппозиционного блока "Аль-Вифак" и вовсе объявил, что воспринимает военное присутствие войск Саудовской Аравии и Эмиратов на территории своей страны как "неприемлемую оккупацию". Оппозиция обратилась с протестом к генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну. Судя по всему, это не возымело результата. Подразделения объединенных вооруженных сил, известных под названием "Щит полуострова", продолжают находиться в Бахрейне.

Зачем шести монархиям один "Щит полуострова"

"Силы быстрого реагирования насчитывают 22 тыс. чел. Лет десять назад они насчитывали всего около 9 тыс. военных. Это подразделения, подчиняющиеся командованию собственных стран и базирующиеся на их территориях. Но в случае необходимости их можно собрать вместе и задействовать, что и произошло в Бахрейне, хотя ранее таких прецедентов не было", - рассказал "Новому восточному обозрению" военный эксперт из расположенного в Эмиратах исследовательского центра "Оборона" Рияд Ханджали. По его данным, "Саудовская Аравия направила в Бахрейн тысячу человек, а Эмираты - 500 солдат и полицейских". Наш собеседник уверен, что "собственных сил властям Бахрейна было недостаточно для поддержания порядка".

Эксперт пояснил, что "участие в операции было добровольным делом стран-членов организации, а пришедшие в Бахрейн иностранные войска подчинялись исключительно приказам местного командования". Совместная операция началась 14 марта, но еще в начале месяца из Саудовской Аравии в Бахрейн пришла колонна из нескольких десятков единиц бронетехники, в т.ч. танков.

Идея формирования "Щита полуострова", что примечательно, была выдвинута и реализована в 1980-х гг. вскоре после начала ирано-иракской войны. Шесть нефтяных арабских монархий опасались как персидского Ирана, так и арабского Ирака. И поэтому решили по возможности вместе противостоять возникающим в регионе угрозам. Штаб-квартира объединенных сил была создана в городе Хафар-эль-Батин на севере Саудовской Аравии. Ведущую роль в объединенном командовании всегда играли саудовцы как самые крупные участники.

Правда, агрессия Ирака против Кувейта в 1990 г. показала, что в решающие моменты эти объединенные силы все еще неэффективны. Монархи вынуждены были тогда обратиться за помощью к западным странам. Подразделения "Щита полуострова" приняли участие в боевых действиях в 1991 г. в ходе возглавляемой американцами операции по освобождению Кувейта от иракской оккупации. Дополнительный опыт они приобрели и в 2003 г., когда американцы начали войну в Ираке с целью свержения Саддама Хусейна. Арабские монархии к той войне отнеслись сдержанно. Были опасения, что иракский режим в предсмертных судорогах нанесет удар по Кувейту. Поэтому члены ССАГПЗ направили тогда свои подразделения в Кувейт ближе к границе с Ираком. Это были оборонительные действия, не переросшие в боевые столкновения.

Штаб объединенного командования не имеет выделенного ему на постоянной основе крупного контингента. Ранее было принято решение, что подразделения будут перебрасываться из своих стран в нужную точку для определенных целей. Например, для проведения военных учений или при возникновении чрезвычайной ситуации. В обычное время штаб среди прочих своих обязанностей регулярно выдает анализ ситуации с оценкой внешних и внутренних угроз для стран-членов организации. Очевидно, в случае с Бахрейном угроза была признана высокой.

"Однако внутренний конфликт - это очень сложная проблема. И здесь на самом деле военного решения быть не может. Так что после восстановления порядка надо приступать к политическому диалогу и реформам", - считает военный эксперт из Эмиратов Рияд Ханджали. Недаром Евросоюз, США и Россия в один голос призвали стороны в Бахрейне к переговорам и мирному решению конфликта. Российский МИД, в частности, еще в середине марта выразил надежду, что иностранные подразделения в Бахрейне "не станут фактором внутриполитической борьбы", а местные власти "безотлагательно начнут широкие общенациональные консультации" о политическом и социально-экономическом развитии страны.

Елена Супонина, востоковед, политический аналитик, обозреватель "Нового восточного обозрения"

По информации - Новое Восточное Обозрение

30.03.2011