Виктор Михин

БЛИЖНИЙ ВОСТОК: БОЛЬШАЯ ШАХМАТНАЯ ИГРА

Наша насыщенная жизнь приносит нам, казалось, все новые и новые уроки. Т.н. "цветные революции" ядовитым мухомором вдруг расцвели в Арабском регионе. Нынешний обыватель, только вчера с интересом следивший за "жасминовой" революцией в Тунисе, затем переключился на "апельсиновую" в Египте. Потом время пришло событиям на Жемчужной площади в Манаме, столице маленького Бахрейна, которого весьма трудно найти на карте. С интересом читали про народные волнения в далеких, но хорошо известных Йемене, Алжире, Ливии. С трудом глотая от зависти слюну, обыватель узнавал про десятки миллиардов долларов, спешно выделенных для своих любимых народов в Саудовской Аравии, Кувейте, ОАЭ и Султанате Оман.

Казалось, что-то неожиданное случилось в арабском доме. Но это только на первый взгляд. Профессионалы вновь и вновь бросились перечитывать книгу нынешнего американского идеолога З. Бжезинского "Великая шахматная доска". И оказалось что в ней все четко и ясно описано, что же происходит в современном мире. Как в катренах Нострадамуса американский "звездочет" еще 10 лет тому назад предсказывал нынешние события. "Американское превосходство, таким образом, породило новый международный порядок, который не только копирует, но и воспроизводит за рубежом многие черты американской системы: Главный геополитический приз для Америки - Евразия".

Посмотрим, как же на практике проводились в жизнь теории З. Бжезинского? После удачно организованных и еще более удачно разыгранных американцами событий 2009-2011 гг. наступила очередь Евразии, а, скорее всего, его самой богатой "черным" золотом страны Арабского мира. Моментально под смехотворными предлогами был оккупирован Ирак и Афганистан, размещены в мирное время огромное количество американских войск и техники в странах Персидского залива.

В Госдепе и Пентагоне не только стали говорить, но уже появились карты очертаний новых государственных образований в зоне Арабского мира. Не зря же американский оракул предрекал: "Правящие национальные элиты все ближе подходят к признанию того, что не территориальный, а другие факторы представляются более принципиальными в определении национального статуса государства или степени международного влияния этого государства".

Согласно Вашингтону и по катренам З. Бжезинского, должен появиться Большой Ближний Восток, куда включались также Иран, Афганистан, Пакистан, страны Магриба и страны Северной Африки, где господствует Ислам (к примеру, Сомали).

США, как взахлеб писала пресса, поставили себе целью распространение в этих странах западной "демократии" как инструмента, который мог бы стать противовесом распространению в регионе исламского фундаментализма. В достижение этой цели американцы стали оказывать сотрудничающим с ними странам финансовую помощь, благо печатный станок был под боком.

Как отмечают аналитики, вторжения США и НАТО в Афганистан (2001 г.) и в Ирак (2003 г.) были связаны с переформатированием восточной части Большого Ближнего Востока. В начале 2011 г. пришла пора структуризации западной части этого обширного региона, включающая замену действующих режимов на еще более контролируемые США и более зависимые от них, и одновременно более дееспособные в плане обеспечения большей стабильности в своих странах и недопущения срывов поставок углеводородов, в первую очередь в США.

И вот на Большом Ближнем Востоке началась Большая шахматная игра, которую простаки вначале приняли то ли за ветер перемен, то ли за "цветные революции", то ли за прогресс и модернизацию. Да и как тут не ошибиться, если весьма опытные пропагандисты этот гнилой товарец упаковали в блестящую цветную бумагу, на которой были написаны магические слова WikiLeaks и Facebook.

Помните, как только начались события в Тунисе, западные аналитики моментально выдвинули причину начала "жасминовой" революции. Предполагается, отмечается в западных изданиях, что последней каплей, переполнившей чашу народного терпения, стала публикация WikiLeaks секретных телеграмм американского госдепартамента. В опубликованных донесениях Тунис назван "полицейским государством", а президент и его родственники характеризуются как мафия.

В весьма авторитетном журнале Foreign Policy была опубликована статья, в которой, в частности, говорится: "Разумеется, народ Туниса и сам давно знал об этом. Но изложенные в телеграммах подробности, - например, то, что жена президента присвоила крупные средства, которые правительство выделило на поддержку ее частной школы, - дополнительно подогрели страсти. Власти закрыли гражданам Туниса доступ к WikiLeaks и начали вылавливать в социальных сетях диссидентов и активных оппозиционеров, однако данные меры не улучшили, а, напротив, ухудшили обстановку в стране". В британских газетах Guardian и Daily Mail высказывались схожие мнения.

Публикации WikiLeaks взбудоражили, прежде всего, тунисскую молодежь. Беспорядки начались спонтанно, но быстро распространились по всей стране. Вначале весь мир с удивлением наблюдал за событиями в Тунисе, считая их недоразумениями и блажью нового, воспитанного на Интернете и других современных технологиях поколения молодежи. Лига арабских государств обратилась ко "всем политическим силам, представителям тунисского общества и власти" с призывом "сплотиться для возвращения спокойствия, безопасности и стабильности в стране с тем, чтобы достичь национального консенсуса по выходу из кризиса, уважая волю тунисского народа".

В то же время организатор "цветных" революций и по совместительству президент США Барак Обама заявил, что "восхищен мужеством тунисских демонстрантов и призвал все стороны сохранять спокойствие и избегать насилия". Правда, до этого он также восхищался стабильностью и прочностью бывшего тунисского режима.

Но тунисские события не зря прозвали революцией, хотя и "жасминовой". Они оказались тем магическим пусковым крючком, который привел в движение все арабские страны и заставил многих задуматься над будущим этого богатого природными ресурсами, прежде всего нефтью, Ближневосточного региона.

Вслед за Тунисом, как под копирку, такие же события прошли в Египте. И здесь президент Х. Мубарак был вынужден уйти в отставку, что опять же моментально вызвало одобрение Б. Обамы. В связи с этим можно напомнить, что за период правления Х. Мубарака американцы предоставили Египту военную помощь в размере около 30 млрд. долл., в результате чего Каир стал второй страной по объему американской военной помощи после Израиля. Кроме того, за тот же промежуток времени египтяне получили примерно 30 млрд. долл. в качестве экономической помощи.

Получается довольно любопытная картина. В тех странах, где влияние США огромно, хотя и произошли народные волнения, но пока они не привели к смене правящих режимов. Здесь можно напомнить о странах Персидского залива плюс Иордании. В тех странах, где влияние США является умеренным и разделяется с европейским - Тунисе и Египте - после недовольства народа правящие режимы возглавили новые лица. Пока остается под большим вопросом Йемен, где все ширятся требования по поводу смены президента и, следовательно, его клана. Вашингтон пока молчит. Видимо еще кровоточат раны, полученные в соседнем Сомали в 90-х гг., а ведь в Йемене, если туда "сунется" прославленная американская пехота, будет намного хуже и раны будут более кровоточащие. Кстати, бомбить что-либо в Йемене, как это делалось в Ираке и Ливии, просто нечего.

Теперь время остановится на той стране, где США не имели и пока не имеют влияния. Это Ливия, где сейчас разворачиваются основные события, связанные с переформатированием Большого Ближнего Востока. Не надеясь только на народные выступления, американцы и их союзники по НАТО, в основном Франция, стали активно подготавливать племена, которые в какой-то мере были обижены М. Каддафи при распределении "нефтяного пирога", к вооруженному восстанию. Едва, как их именуют в западной прессе, повстанцы с оружием в руках (автоматы, и вдруг откуда-то появившиеся артиллерия, танки, и даже самолеты) открыли боевые действия, как моментально в западных столицах стали принуждать М. Каддафи добровольно оставить свой пост. Правда, какой неизвестно, поскольку в Ливии т.н. Джамахирия, т.е. народное правление, а сам М. Каддафи лишь лидер этой самой Джамахирии. Ну что ж, не хочешь добровольно - заставим. Сначала США и Европа заговорили о нелигитимности режима Каддафи, затем вообще на словах отстранили его от власти. Затем пришла "тяжелая артиллерия" в виде ООН. Резолюция, продавленная в Совете Безопасности, разрешала лишь создание зоны свободной от полетов ливийской авиации. Но кто, тем более США, будет считаться с международным документом.

И вот мы имеем точное повторение иракских событий. Члены НАТО и никто больше начали бомбить Триполи и другие города, в прибрежных водах сконцентрировались многочисленные военные корабли. Откровенно говоря, ни американцы, ни их натовские друзья пока не спешат, поскольку они точно знают, что в Ливии в отличие от Ирака нет "ядерного оружия" (помните, как Государственный секретарь Пауэлл показывал всему миру некую пробирку с иракским "ядерным оружием"). За многие годы эмбарго армия Ливии вооружена старым оружием. И поэтому с М. Каддафи и повстанцами можно спокойно, не спеша поиграть. Время есть. Поставить во главе страны нужных людей, которые пройдут инструктаж и перед этим подпишут соответствующие обязательства перед Вашингтоном. Кстати, в западной прессе прошли сообщения о неких тайных эмиссарах из Вашингтона, которые посетили повстанцев и дали им твердые гарантии отстранения Каддафи от власти.

Однако следует предупредить, что в этой стране Соединенные Штаты и их союзники ступают на зыбкое политическое и демографическое минное поле. Западные СМИ и типичные политики имеют расплывчатое представление о повстанцах, как о храбрых, демократических борцах, стремящихся освободить страну от жестокого тирана. Но есть другие, возможно, гораздо более важные элементы процесса. Ливия сама по себе - еще одно хрупкое, искусственное политическое образование, созданное европейскими колониальными державами. В свое время Италия (как Великобритания создала из трех вилайетов Ирак) слепила три несовместимые провинции для создания своей ливийской колонии. Это Киренаика на востоке (сложилась вокруг городов Бенгази и Тобрук), Триполитания на западе (вокруг Триполи, который стал колониальной столицей), и малонаселенная и менее важная Феццан на юго-западе.

Ключевым моментом является то, что у различных племен, населявших Киренаику и Триполитанию, не было почти ничего общего. На самом деле, между ними иногда возникали враждебные отношения. Тем не менее, когда державы-победительницы союзников забрали у Италии под свой контроль Ливию после Второй мировой войны, они сохранили это неустойчивое объединение вместо разделения его на более сплоченные составные части.

Данный вопрос представляет не просто исторический интерес. Резкое разделение между Киренаикой и Триполитанией сохранялось после обретения Ливией независимости, оно сохраняется и по сей день. Это не совпадение, что нынешнее восстание против режима Каддафи началось на востоке, а повстанческие силы быстро захватили Бенгази и другие города Киренаики. Практически все предыдущие (неудачные) движения против режима начались в том же регионе. Каддафи родом из Триполитании, он долгое время зависел от западных племен, и его власть опиралась на силы безопасности, скомплектованные в основном из их представителей. И так же легко, как демонстранты и войска повстанцев захватили основные цели на востоке, они предсказуемо споткнулись, углубившись в Триполитанию.

Повестка дня повстанцев остается неопределенной, но две основных возможности в равной мере создают серьезные проблемы для Соединенных Штатов и их союзников, как только они начнут интервенцию. Одной из возможностей является то, что лидеры повстанцев решат сохранить целостность Ливии и просто поменяться местами с противниками из Триполитании. Иными словами, с победой над режимом Каддафи придет час расплаты. Другой возможностью является то, что они захотят расколоть страну и сделать Киренаики независимыми. Для такой цели есть исторический прецедент. Ливийский монарх король Идрис сказал Соединенным Штатам и другим союзным державам после Второй мировой войны, что он хотел бы править только Киренаикой, потому что считал: пытаться контролировать более крупное объединение было бы слишком сложно, это приведет к опасной нестабильности.

В связи с этим, в Вашингтоне открыто рассматриваются несколько планов в отношении Ливии. Первым из них может быть раскол страны, поскольку Ливия была создана через объединение трех регионов: Триполитании, Киренаики и Феццана. Киренаика со столицей Бенгази была исторической родиной клана Сенусийя, давшего Ливии королевскую династию. Вполне возможно, что после падения Каддафи в Ливию вернутся потомки последнего короля Идриса I, которые сейчас живут в Вашингтоне. Вряд ли это понравится жителям Триполитании, которая всегда была более продвинутой частью страны. Триполитания могла бы объединиться с Феццаном - наименее независимым регионом из всех трех - но это предполагает двувластие.

Другим сценарием может стать создание новой исламской республики - либо на территории всей Ливии, либо на территории какой-то ее части. Ливия сегодня из-за десятилетий светского правления Каддафи не является глубоко религиозной страной. Так что если исламская республика и будет создана, то - руками военных и интеллигенции, а не руками религиозных лидеров, которые не имеют в Ливии такого авторитета, как, скажем, в Иране, Ираке или Йемене.

Третьим сценарием будет сохранение светского ливийского государства, однако в условиях наличия такого количества центробежных сил на это потребуется время и, возможно, международное участие.

Однозначно можно сказать лишь, что в период между революцией и новым форматом в стране будет неспокойно. Это значит, что Европе придется готовиться к тому, что к ее берегам будут причаливать лодки с ливийцами, в панике бегущими из страны. Также стоит готовиться к проблемам в энергосекторе, где все будет зависеть от того, кто возьмет его под контроль в переходный период. Будут создаваться спонтанные комитеты и комиссии, с которыми, возможно, сложно вести диалог (пример тому нынешний Ирак). Если власть в руки возьмут военные, то международным компаниям будет проще решать свои проблемы.

Кстати, с самого начала во многих европейских станах царило предубеждение и озабоченность переменами в Ливии, потому что Каддафи последние несколько лет был стабилизирующим фактором. Он контролировал эмиграцию, сотрудничал с итальянским правительством, например, не пуская мигрантов в Европу и Италию. Получается, что страшный диктатор Каддафи был полезным инструментом в руках Европы. "Именно поэтому его и приняли в нашу алчную европейскую семью", - точно заметила одна европейская газета.

Беспорядки в странах Ближнего Востока и Северной Африки взорвали нефтяной рынок. В результате гражданской войны Ливия прекратила поставки нефти и газа на экспорт. И вот итог - за баррель сырья марки Brent уже дают более 100 долл., а цена легкой западно-техасской нефти вплотную приблизилась к отметке в 120 долл. Остудить пыл спекулянтов пока удалось - у стран ОПЕК есть резервы, но если революционная лихорадка перекинется на другие государства-экспортеры "черного золота" и особенно в зону Персидского залива - миру грозит крупнейший нефтяной кризис, предупреждают эксперты.

Таких панических настроений на сырьевом рынке не было давно. Аналитики крупнейших банков мира выдают один прогноз хуже другого - 150 долл. за баррель предсказал Barclays Capital, 220 долл. - пригрозил миру японский банк Nomura. И вот уже на горизонте и в умах нефтетрейдеров гуляет призрак нефтяного кризиса 1973 г. Тогда ОПЕК объявила эмбарго на поставки нефти странам, поддержавшим Израиль в войне с Сирией и Египтом. Вследствие этого котировки "черного золота" меньше чем за полгода возросли более чем в три раза - с $3 до $10 за баррель. Происходящее негативно сказалось на мировой экономике и, в особенности, на крупнейших импортерах нефти.

"Сейчас ситуация может повториться. Но не по желанию властей самих стран, а по воле взбунтовавшейся толпы. Если беспорядки перекинутся на Алжир, Нигерию и на тройку ведущих стран ОПЕК - Иран, Саудовскую Аравию и Арабские Эмираты - мир просто останется без нефти", - считает Дмитрий Лютягин, аналитик инвестиционной группы "Алор-Инвест".

В свое время администрация Буша серьезно недооценила глубину разногласий среди иракских арабов-суннитов, шиитов и курдов, и эта промашка значительно добавила головной боли Вашингтону в Ираке. Администрация Обамы, похоже, готова сделать аналогичную ошибку в Ливии. Помощь повстанцам из Киренаики в свержении Каддафи почти наверняка вызовет негодование народа Триполитании. Если повстанцы расколют страну, это станет главной обидой для побежденных племен и новым поводом для недовольства Западом в большей части мусульманского мира. Даже если повстанцы попытаются сохранить целостность Ливии, триполитанцы непременно обвинят Вашингтон в причинах своего нового подчиненного положения. В любом случае, Соединенные Штаты и их союзники находятся в опасности оказаться в ситуации, в которой они почти наверняка приобретут новых врагов. А это последнее, в чем нуждается Америка времен Б. Обамы.

Американский звездочет З. Бжезинский все же больше теоретик, чем практик и поэтому он не предусмотрел тех последствий, которые могут сложиться в результате Большой щахматной игры. Но это довольно четко обрисовал много веков тому назад неподражаемый М. Нострадамус:

Ливийский князь на Западе велик.

Арабами зажжен французов дух;

Ученые найдутся, чтоб язык

Арабов толковать французам вслух (III-27)

Так что, если верить Нострадамусу, не так-то будет просто решить участь Каддафи "по-быстрому".

Нетрудно спрогнозировать дальнейшее развитие событий. Прежде всего, это усиление военного присутствия США и их союзников по НАТО в этом регионе. При этом США постараются не допустить тех ошибок, которые они совершили в ходе вторжения в Ирак. Ситуация в ряде арабских стран (прежде всего в Ливии) будет доведена до такого накала, что потребуется санкционированный ООН ввод международных сил в эти страны. Пришедшие к власти новые режимы уступят давлению США и в конечном итоге дадут согласие на размещение на территории своих стран американских или натовских военных баз или пунктов постоянного базирования военнослужащих США и стран НАТО. Высказываемое целым рядом зарубежных аналитиков мнение о том, что последние события в арабском мире застали американское руководство врасплох, не выдерживает критики. Просто сработало все то, что загодя готовилось в недрах американских дипломатического и военного ведомств и осуществляется спецслужбами этой страны. Само наличие проекта Большого Ближнего Востока является красноречивым тому подтверждением.

В связи с этим можно процитировать хорошо знающих и умных израильских аналитиков: "Все происходящее полностью вписывается в разработанную в США теорию "управляемого хаоса"... Как представляется, данная масштабная операция проводится в рамках глобального передела мира и имеет своей целью смену руководителей тех стран, которые представляют стратегический интерес для США в долгосрочной перспективе. Замена лидеров на новое, более молодое поколение прозападных технократов должна кардинально упрочить лидирующие позиции США в мире с одновременным ослаблением влияния Китая, ЕС и России".

Другими словами, цель - все та же: утвердить на пространстве от Алжира до Китая (т.е. в главной для себя после Америки части мира или в т.н. Большом Ближнем Востоке) еще более контролируемые и дееспособные в заданных им рамках режимы.

Михин Виктор, член-корреспондент РАЕН, специально для Интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение"

По информации - Новое Восточное Обозрение

26.03.2011