Юлия Кудряшова

О НЕКОТОРЫХ АКТУАЛЬНЫХ АСПЕКТАХ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ

Отношения Турции с Россией складываются сложно, имеет место взаимное недоверие, не урегулированы многие региональные проблемы, одновременно Россия вовсе не заинтересована в экспансии Турции в евразийский регион.

Между тем, в России положительно оценивают возросшую в последнее время независимость Турции от НАТО, в первую очередь от США, в принятии внешнеполитических решений.

В частности, Турция выражает согласие с позицией России о недопустимости участия внерегиональных игроков в урегулировании конфликтов в регионе Южного Кавказа. Вместе с тем, когда речь заходит о проблеме Нагорного Карабаха, звучат заявления турецких политиков о желательности более активного вовлечения США для ускорения решения данной проблемы. Во многом под давлением США началось политическое сближение между Турцией и Арменией. Однако Азербайджан был возмущен фактом того, что Турция начала процесс нормализации отношений с Арменией вопреки неурегулированности территориального конфликта по Нагорному Карабаху. Из-за взаимного нежелания сторон идти на уступки процесс урегулирования отношений был заморожен. Россия же, как союзник Армении и одновременно стратегический партнер Турции, могла бы выступить посредником в деле размораживания армяно-турецких отношений. Россия, являясь связующим звеном экономических коммуникаций в регионе, могла бы способствовать реализации совместных пилотных проектов как начальной стадии сближения на экономической почве. Не менее важны совместные шаги по человеческому сближению, гуманитарные проекты, учитывая политико-историческую общность России с Арменией и Азербайджаном и растущее взаимное доверие в отношениях с Турцией.

В свою очередь, в турецких политических и академических кругах звучат идеи о взятии на себя Турцией посреднических усилий в урегулировании российско-грузинских отношений. Грузия является сложным вопросом в российско-турецких отношениях, поскольку Анкара поддерживает стремление Тбилиси вступить в НАТО, а Москва выступает против этого проекта. Что касается идей некоторых представителей Турции о посреднической роли Анкары между Москвой и северокавказскими регионами России, то это представляется абсурдным, т.к. непонятно, между какими политическими силами предполагается посредничество, не говоря уже о том, что Россия категорически не приемлет любые внешнеполитические контакты в ущерб российским суверенным интересам.

Что касается экономической сферы взаимоотношений, то представители европейских стран выражают обеспокоенность тем фактом, что Москва и Анкара в ходе участившихся за последнее время контактов всякий раз принимают значительные пакеты сотрудничества, имеющие долгосрочную перспективу. Звучат даже заявления, что согласие Анкары с политикой России на территории СНГ послужит препятствием для развития отношений Турции с объединенной Европой.

В свою очередь, турецкие представители подчеркивают, что отношения с Россией развиваются преимущественно в экономической сфере, они не являются приоритетными, т.к. внешняя политика Турции многовекторная и имеет много альтернатив. Важность отношений с Москвой определяется тем, что Россия является для Турции основным поставщиком энергоресурсов.

Между тем, Турция в перспективе может стать одним из основных маршрутов доставки энергоносителей в Европу. Цель Анкары - сделать Турцию региональным энергетическим узлом, т.е. покупателем каспийского газа, который она будет затем перепродавать европейским потребителям. Турция не готова выступать в роли чисто транзитной территории, у нее более серьезные амбиции, в частности, стать посредником в торговле углеводородами между Европой и Азией. В результате в вопросе создания энергетической инфраструктуры Турция может оказаться в состоянии несовпадения интересов с Россией.

Возникают опасения монополизации Турцией своих интересов как страны-транзитера. Турция уже поднимает вопрос о более низких ценах на российский газ при увеличении поставок и праве реэкспортировать его в Европу.

Турцией пропагандируются варианты прокладки трубопроводов, которые предназначались бы для перекачки азербайджанской и центральноазиатской нефти на Запад в обход России. Они привлекательны для государств СНГ, т.к. ликвидируют одностороннюю привязку поставок углеводородного сырья к коммуникациям, проложенным по российской территории. Однако рассуждения о диверсификации источников энергоносителей имеют исключительно политическую основу, т.к. очевидно отсутствие достаточных альтернативных источников наполнения трубопроводов, идущих в обход России. Тем более что альтернативные источники на Ближнем Востоке оказались в зоне долгосрочной политической дестабилизации. А каспийские государства львиную долю своих ресурсов продают России для дальнейших поставок в Европу.

Тем не менее, Москва играет заметную роль почти во всех энергетических планах и геополитических расчетах Анкары. По мере того, как энергетика занимает все более важное место в региональной политике обеих стран, особенно в том, что касается их отношений с Европой, растет стратегическая важность российско-турецкого сближения. Энергетическая основа российско-турецких отношений способствует налаживанию политического сотрудничества во всем регионе.

Российско-турецкое деловое сотрудничество в настоящее время активно развивается вне зависимости от участия двух стран в тех или иных региональных организациях. Москва и как поставщик сырья, промышленной продукции и военных технологий, и как потребитель турецких товаров и услуг является одним из важнейших партнеров Анкары. Турция является вторым по объемам товарооборота торговым партнером России.

Такое успешное экономическое сотрудничество неизбежно создает прочную основу для политического сближения и поступательного роста взаимного доверия в отношениях. Реализуемая правительством Эрдогана диверсификация внешней политики способствует налаживанию еще более тесных связей с Россией и их плодотворному развитию.

По информации - Новое Восточное Обозрение

19.03.2011