Вениамин Попов

ЗАМЕТКИ О РОЛИ "АЛЬ-ДЖАЗИРЫ" В СОЦИАЛЬНЫХ РЕВОЛЮЦИЯХ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ

В связи с последними событиями в странах Ближнего Востока и южного Средиземноморья, которые теперь называют "арабская народная революция", в политический лексикон вошло новое слово "youthquake" - т.е. подобные землетрясению политические сдвиги, потрясения, вызванные движением молодежи. И подобно землетрясению, как многие утверждают, эти события были непредсказуемы. Все же это, видимо, не совсем так. И если внимательно просмотреть публикации, аналитические материалы некоторых экспертов, обозревателей 3-5-летней давности, то можно убедиться в том, что уже тогда серьезные опасения по поводу будущего стран этого региона были предметом пристального исследования.

Вот, к примеру, что писал известный американский политолог Фарид Закария ("Будущее свободы: нелиберальная демократия в США и за их пределами", Москва, 2004). "Арабский мир является самым убедительным подтверждением теории о государствах-паразитах: легкие деньги подразумевают стимул к экономической и политической модернизации. Смесь чувств гордости и неудачливости составляет суть арабской проблемы, она осложняет путь к экономическому развитию и затрудняет политический прогресс. Америка считает переход к эпохе модернизации благом, для арабского мира это означало одно поражение за другим: все избранные пути - социализм, секуляризм, национализм приводили в тупик. Теперь же народ ассоциирует провалы своего правительства с неудачей восстановления светского режима и западной модели развития. Арабы разочаровались в Западе, в то время как им следовало бы разочароваться в собственных лидерах".

Арабы стали быстро отставать в конце ХХ в. Это было особенно заметно на фоне успехов государств Восточной Азии. Ускорение глобализации в 90-е гг. нанесло арабскому миру неожиданный удар. Арабы не видят экономических возможностей для динамизма, поскольку все контролируют прежние элиты. В какое-то время в странах Персидского залива работало около 10% трудоспособного населения Египта. Попадая в новый для себя мир, они наблюдали большую разницу в доходах и испытывали лишающее их четких ориентиров воздействие современного образа жизни. Они сталкиваются с противоречиями современной жизни, поскольку стремятся приобрести благоденствие нового мира, сохранив при этом определенность и традиции мира старого.

Глобализация застигла арабские общества в сложный демографический период: происходит молодежный бум, возраст более половины населения до 25 лет. "Избыток неугомонной молодежи", - считает Фарид Закария, - "плохая новость для любой страны". Как утверждал один социолог, "посадите всех молодых людей под замок, и количество преступлений с применением насилия сократится более чем на 95%".

Насер был умеренно набожным мусульманином, но стремился не смешивать религию с политикой, что представлялось ему возвратом в прошлое. После того как поддержавшие его сначала "Братья-мусульмане" выступили против него, Насер жестоко обрушился на эту партию, посадив в тюрьму более тысячи ее членов и казнив шестерых в 1954 г. Одним из них был Саид Кутб, написавший в тюрьме книгу под названием "Вехи пути", в которой он порицал Насера, осуждал его режим как далекий от ислама. Книга стала "учебником" для современного политизированного ислама, в ней излагался путь к более совершенному добродетельному государству, основанному на строгих принципах ислама. "По мере того, как в течение десятилетий после прихода Насера к власти ближневосточные режимы становились все более далекими от народа, репрессивными и лицемерными, привлекательность фундаментализма росла".

Другой пример аналитического предсказания опасного развития событий в регионе на фоне надлома арабской политической культуры - новаторская работа "Арабы в беде" Фуада Аджами. Вот что он пишет: "Фундаменталистский призыв находит отклик, потому что приглашает людей к участию. В противоположность такой политической культуре, которая низводит граждан до положения зрителей и предполагает, что те оставят решение всех проблем на усмотрение своих правителей. Во времена, когда будущее неопределенно, фундаментализм связывает людей с традицией, что снижает степень их смятения".

В этом отношении ислам уникален. По мнению Фарида Закария, "арабский мир это - политическая пустыня, где нет настоящих партий или свободной прессы и не хватает способов для выражения недовольства". В результате местом обсуждения вопросов политики стала мечеть как единственная площадка, которую в мусульманских обществах невозможно запретить. Здесь концентрируется и взращивается вся ненависть и оппозиция к правящим режимам. Языком оппозиции стал язык веры. Подобное сочетание религии и политики оказалось взрывоопасным. Религия, во всяком случае, исходящая из авраамистических традиций - иудаизм, христианство и ислам, делает упор на абсолютных нравственных ценностях. Политика же вся построена на компромиссах. В итоге сложилось безжалостное отношение к политической жизни, не учитывающее интересы оппонентов".

Кризис арабского мира продолжал углубляться, вместе с тем, интеллигенция искала выходы из тупика, который осложнялся арабо-израильским противостоянием. И было найдено одно из средств для преодоления этого тупика, причем в духе времени и в лучших традициях арабской традиционной культуры и интеллекта.

7 ноября 1996 г. в эфир вышел телеканал "Аль-Джазира", который стал рупором "свободомыслия". И это стало действительно важнейшей вехой в становлении арабского национального самосознания и идентичности, в утверждении арабского мира в качестве реальной политической силы на международной арене.

"Аль-Джазира" (в переводе с арабского - "остров") - спутниковый канал новостей, круглосуточно ведущий передачи на арабском языке, а в последние годы регулярно и на английском. Штаб-квартира находится в г. Дохе, столице Катара; президентом канала является двоюродный брат эмира Хамад Бен Тамер Ат-Тани. "Аль-Джазира" имеет корпункты более чем в 30 странах. Костяк коллектива сотрудников составляют журналисты-арабы из различных государств, работавшие на арабском канале всемирной службы Би-би-си до его закрытия в 1996 г.

Группа корреспондентов, уволенная с Би-би-си, получив в качестве стартового капитала кредит в размере 140 млн. долл. от правительства Катара, сумела в короткий срок создать независимую компанию. В программе вещания - новости, аналитические материалы, при этом главная цель редакции - объективное изложение событий, беспристрастное освещение мнений и позиций. Например, "Аль-Джазира" транслировала записи теле- и аудиобращений Усама Бен Ладена к исламскому миру, что дало повод некоторым западным странам обвинить редакцию в пропаганде терроризма. По каналу идет также показ документальных фильмов и развлекательных мероприятий. Передачи отличаются большим профессионализмом, и коллектив состоит из высококвалифицированных специалистов; "Аль-Джазиру" называют "арабским Си-эн-эн". В июле 2004 г. "Аль-Джазира" стала первым арабским телеканалом, принявшим кодекс профессиональной этики. По приблизительным подсчетам, ее аудитория насчитывает около 100 млн. чел.

За прошедшие 15 лет после создания канала ни одно арабское правительство не дало ему позитивной оценки. Более того, едва ли не все арабские правительства, за исключением Катара, высказывали протесты, и большинство лидеров арабских государств хотя бы несколько раз выступали с публичным его осуждением. Как только его не называли, самое мягкое - скандальный. Каддафи последний раз сделал это 8 марта 2011 г.

В конце декабря 2001 г. на заседании Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, тогда наследный принц Саудовской Аравии Абдалла обвинил "Аль-Джазиру" в дискредитации государств Персидского залива и подчеркнул, что эта станция представляет угрозу стабильности арабского мира (недовольство принца, видимо, особенно возросло после показа репортажа об одной из принцесс Саудовской Аравии, задержанной в США за плохое обращение со своей служанкой). "Аль-Джазиру" обвиняли и светские арабские режимы - Сирия, Египет, Тунис, Марокко, Алжир. Власти Саудовской Аравии неоднократно призывали эмира Катара закрыть канал (саудовские компании бойкотируют его, отказываясь размещать свою рекламу). Неоднократно запрещали трансляции "Аль-Джазиры" Иордания и Кувейт.

В апреле 2002 г., когда на Бахрейне произошли массовые антиамериканские демонстрации, министр информации Набиль аль Хумр осудил сообщения "Аль-Джазиры", расценив их как попытку "очернить королевство и его народ".

В этих условиях, в целях информационно-психологического воздействия на аудиторию арабских стран несколько частных инвесторов из Саудовской Аравии, Кувейта, ОАЭ и Ливана в противовес "Аль-Джазире" создали в 2003 г. новый арабский спутниковый телеканал "Аль-Арабия". Его уставной капитал - 500 млн. долл. (стартовый капитал "Аль-Джазиры" - 140 млн.долл.). "Аль-Арабия" с 3 марта 2003 г. начал круглосуточное вещание.

"Аль-Джазира" транслировала в прямом эфире военные акции Израиля в Ливане в 2006 г. Многие считают, что ее прямые передачи об израильском вторжении в Газу на рубеже 2008-2009 гг. способствовали расширению рядов радикальной мусульманской молодежи.

В начале 2011 г. канал обнародовал палестинские секретные документы, из которых следует, что Махмуд Аббас и другие палестинские руководители были готовы на большие уступки ради мира с Израилем. Это событие потрясло арабский мир, и фактически поставило крест на продолжении мирного процесса в прежнем формате. Главный палестинский переговорщик С. Эрекат был вынужден уйти в отставку.

Когда в Египте в январе 2011 г. развернулись массовые выступления, власти объявили о полном запрете на территории страны телеканала "Аль-Джазира", об аннулировании всех аккредитаций журналистов телеканала и закрыли доступ к спутниковой связи. "Аль-Джазира", тем не менее, продолжала транслировать репортажи с улиц Каира и других египетских городов, предоставляла эфир оппозиционным лидерам, участникам манифестаций, передавала эксклюзивную информацию о беспорядках, грабежах и жертвах. После запрета вещания в Египте, работники телеканала моментально смогли договориться с другими телестанциями о непрерывном получении кадров о событиях, а по спутниковому телефону связывались с представителями различных общественных сил Египта, освещая последовательно ход революционных событий (после отречения Х. Мубарака работа телеканала в Египте была восстановлена). Примечательно, что во время отключения "Аль-Джазиры" в Египте журналистами канала были подготовлены статистические данные о доходах, которые получает Египет от туризма, Суэцкого канала и т.п., и все это давалось на фоне сообщений прессы о том, что общее состояние семьи Хосни Мубарака, включая его самого, жену и двух сыновей, оценивается в сумму от 40 до 70 млрд. долл.

"Аль-Джазира" вызывает раздражение не только арабских правителей, но и серьезную обеспокоенность Запада. Когда канал резко выступил против американского вторжения в Ирак, его англоязычный веб-сайт, ставший исключительно популярным в последнее время, сразу же подвергся хакерской атаке; редакции понадобилось пять месяцев для того, чтобы восстановить работу. Госсекретарь США Колин Пауэлл назвал телеканал "ужасным и тенденциозным", а президент Джордж Буш-мл., по сведениям американской прессы, был настолько раздражен критикой действий администрации США на Ближнем Востоке, что грозился нанести бомбовый удар по "Аль-Джазире". "У американских должностных лиц буквально закипает кровь, когда заходит речь об этом канале", - писал известный палестинский политолог Дауд Куттаб (3.08.2004 г.). В итоге, Соединенные Штаты приняли решение о создании собственного арабо-язычного канала - спутниковую телестанцию "Аль-Хурра". По общему мнению, к ней не проявляют интереса в арабском мире.

По сути дела, "Аль-Джазира", да и канал "Аль-Арабия" настолько подробно сообщали в эфире о "жасминовой революции" в Тунисе, о том, как развертывались события, приведшие к бегству тунисского президента, что все это оказало огромное воздействие на все соседние страны. И не только соседние, практически на все арабские государства без исключения. Можно говорить о том, что "народные революции" в Тунисе и в Египте эти телеканалы транслировали в прямом эфире: если тунисцы и египтяне сумели добиться отречения своих, ставших ненавистными, лидеров, то "почему, - рассуждали в других арабских государствах, - мы не можем сделать этого".

Публикуемые с 2002 г. доклады о развитии арабского мира ясно показывают, что арабы переживают острый кризис: треть населения неграмотно, почти столько же живет меньше, чем на 2 долл. в день. Во всех 22 арабских государствах в год переводится чуть более 300 книг (с различных языков). Положение в области образования, несмотря на отдельные достижения, оставляет желать лучшего. С точки зрения экономического развития, Ближний Восток относится к числу наиболее отстающих регионов мира.

Все эти кризисные явления (социальная несправедливость, коррупция элит, растущий разрыв между богатыми и бедными и т.п.) и явились главным побудительным моментом для социальных революций, причем мы присутствуем только при самом начале процесса, он будет расширяться и углубляться. По существу, речь идет о том, что арабы закладывают основы для преодоления кризиса и возрождения своей нации. Этот процесс будет сложным, болезненным и, видимо, долгим. И, тем не менее, он будет неумолимо набирать силу.

Видимо, исследование роли средств массовой информации и, прежде всего, телеканала "АльДжазира" еще ждет своего часа, но это уже стало общепризнанным фактом. Не случайно об этом недавно говорила и госсекретарь США Х. Клинтон.

В любом случае, Ближний Восток в последующие годы будет в эпицентре социальных бурь и потрясений, но его новая роль в международных делах закладывается уже сейчас.

Вениамин Викторович Попов - директор Центра партнерства цивилизаций МГИМО (У) МИД РФ, Чрезвычайный и Полномочный посол, специально для Интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение".

По информации - Новое Восточное Обозрение

16.03.2011