Елена Супонина, Вячеслав Голубь

ВЕТРЫ ПЕРЕМЕН В САУДОВСКОЙ АРАВИИ

Без больших потрясений прошел "День гнева" в пятницу 11 марта в Саудовской Аравии. Однако показателен сам факт проведения таких акций в казавшемся внешне спокойном и богатом нефтяном королевстве. Как видим, до него уже тоже докатились волны протеста из соседних стран. Поднимающая голову оппозиция обещает новые демонстрации на следующей неделе 20 марта.

Власти подготовились к такому ходу событий, и министерство внутренних дел еще в начале этого месяца издало указ о "запрещении любых демонстраций, маршей и забастовок". Было объявлено, что такие акции "противоречат нормам мусульманского права, ценностям и традициям саудовского общества". Параллельно с этим король Абдалла бен Абдель Азиз Аль Сауд срочно провел встречу с шейхами, представляющими общину мусульман-шиитов, выслушав их жалобы и пожелания. Шииты живут в основном на востоке и составляют от 10 до 15% 26-миллионного населения страны. Большинство ее жителей, включая королевскую династию, это мусульмане-сунниты.

Протесты объединили шиитов и суннитов

Как раз на востоке, в городке Эль-Катиф в пятницу все-таки состоялась, несмотря на запрет, небольшая демонстрация. Как и в прошлые разы, ее разогнала полиция, даже открывшая огонь на предупреждение. Обошлось без жертв, несколько активистов были арестованы. Шиитские интернет-сайты сообщили, что люди митинговали против ареста еще в конце февраля местного шейха Тауфика аль-Амера, который высказался за скорейший переход от абсолютной к конституционной монархии. Сразу после его задержания в городах Эль-Хуфуф и Эль-Катиф еженедельно начали проходить акции протеста.

От этой части королевства совсем близко по мосту до острова Бахрейн. А монарх Бахрейна раньше соседей столкнулся с протестами мусульман-шиитов. Примечательно, что особые меры безопасности в минувшие дни были приняты в Саудовской Аравии на объектах нефтедобычи на востоке и вокруг находящейся здесь же штаб-квартиры государственной нефтяной компании "Сауди Арамко".

Однако 11 марта свое недовольство состоянием дел в стране выразили не только шииты, кстати, они подчеркивают свою приверженность мирному сосуществованию всех общин в единой стране. Среди активных оппозиционеров много мусульман-суннитов. Поэтому в минувшую пятницу меры безопасности были усилены и в столице Эр-Рияде.

Месяц назад инициативная группа под руководством правозащитника Мухаммада аль-Кахтани, включающая в себя юристов и преподавателей, объявила о создании первой партии в государстве, где вообще-то политические партии запрещены. Авторы этой инициативы еще 10 февраля, т.е. в разгар антиправительственных демонстраций в Египте и уже после свержения режима в Тунисе, направили официальный запрос о регистрации своей "Исламской партии уммы" (этот термин в арабском языке употребляется в значениях как "религиозная община", так и "нация"). Вместо ответа группа из семи человек была арестована.

Интернет как средство агитации

Оппозиционно настроенные граждане регулярно общаются в Интернете на форумах и в социальных сетях, кстати, у арабов даже появился арабский аналог "Фейсбука" под названием "Ас-Саха аль-арабийа" ("Арабское пространство"). И хотя власти Саудовской Аравии осуществляют интернет-фильтрацию и цензуру, некоторые критические материалы оказываются доступными местным пользователям свободно, т.е. даже без использования специальных программ разблокировки.

До начала 2011 г. оппозиционное движение в Саудовской Аравии было слабым и незаметным. Некоторые оппозиционеры давно покинули страну и обосновались в США, Франции и Великобритании. Это, например, живущий в Лондоне учитель физики Мухаммад аль-Масаари, возглавляющий "Комитет защиты шариата". Там же проживают руководитель близкого к "Братьям-мусульманам" движения "Реформы" Саад аль-Факих и один из шиитских лидеров Хамза аль-Хасан. В Саудовской Аравии даже нелегально действовала коммунистическая партия, но после развала Советского Союза она тоже распалась.

Оппозиционеры-эмигранты всегда выступали с антиправительственных позиций, но активной подрывной работы не проводили и не пользовались большим влиянием внутри королевства. Сейчас мы наблюдаем за новой тенденцией: о себе заявляет внутренняя оппозиция. Выход ее из тени обусловлен бурными процессами в других арабских странах и сменой режимов в Тунисе и Египте. Еще одно веяние времени заключается в том, что оппозиционерам помогают выражать свои мысли современные телекоммуникационные технологии. Мобильная связь и Интернет оказались быстрым и эффективным средством общения и агитации.

С января этого года на нескольких саудовских сайтах были размещены программные документы местных либералов с обращениями к королю. Главные требования - ограничение абсолютизма, освобождение политических заключенных, восстановление социальной справедливости, разрешение на свободу слова и дискуссий. Звучат и более радикальные призывы к революции. Так, кто-то (посетители ресурсов часто прикрываются вымышленными именами) пытается объявить намеченные на ближайшее будущее акции протеста "Днем саудовской революции", предлагая переименовать страну в "Республику Аравийского полуострова". Власти блокируют доступы к этим сайтам с территории страны, но не всегда делают это оперативно, например, призыв к демонстрациям 11 марта успели поддержать почти 30 тыс. пользователей.

Следы коррупции в американских телеграммах

Показательно, что жители королевства обсуждают события на Севере Африки в сопоставлении со своими реалиями, говоря о коррупции, безработице, дефиците жилья и отсутствии социальных лифтов. Об этих же проблемах говорит и катарская телевизионная станция "Аль-Джазира". Она уделила немало внимания недовольству египтян, тунисцев и ливийцев. А сейчас время от времени начала делать соответствующие репортажи или публиковать на сайте критическую информацию о Саудовской Аравии. Из них вытекает, что в этой стране при ежедневном производстве нефти более 8,5 млн. баррелей (это второе место в мире после России) есть немало недовольных уровнем своей жизни.

В частности, накануне 11 марта на сайте телекомпании появилась заметка о том, что в городе Медина уже несколько дней длится забастовка 700 работников крупной типографии, причем печатающей Священный Коран. Они добиваются повышения заработной платы на 500 риалов (133 долл.) при нынешней зарплате 2000 риалов в месяц (т.е. 533 долл.). Авторы текста отмечают, что отдельные служащие уже немолоды, проработали на своем месте более 15 лет и вряд ли смогут найти другую работу.

Не полностью ясную, но значительную роль продолжают играть в событиях на Арабском Востоке и публикации скандально известного сайта WikiLeaks. Его сообщения о коррупции правителей и их родственников в Тунисе и Египте оказали подстегивающее воздействие на демонстрантов в этих странах. А в конце февраля этого года было опубликовано несколько телеграмм американских дипломатов с нелицеприятными оценками членов королевской семьи Саудовской Аравии.

Граждане страны через Интернет тоже получили доступ к этим депешам, не смущаясь тем, что самая интересная телеграмма устарела и датирована еще 1996 г. На саудовских форумах, тем не менее, смаковались подробности и обсуждались цифры со многими нулями. Ведь американские телеграммы обстоятельно описывали как, через какие каналы и сколько денег якобы получают принцы династии Аль Сауд из государственных источников. Там же говорилось о сильных разногласиях в правящей верхушке, в т.ч. из-за распределения денег и привилегий.

Принцы надеются на мудрость короля

Среди принцев отношение к происходящему неоднозначное. Обращает на себя внимание сделанное 9 марта жесткое заявление министра иностранных дел Сауда аль-Фейсала по поводу иностранного вмешательства во внутренние дела страны. Причем имелся в виду не столько шиитский Иран, сколько на этот раз США. Заявление принца прозвучало после того, как представитель Государственного департамента США, хотя пока робко и явно считая преждевременным ссориться еще и с Эр-Риядом, высказался в поддержку права граждан этой страны на выражение протестов. "Что касается иностранного вмешательства, то если какой-то палец укажет на королевство - мы его отрежем", - так ответил на это королевский министр.

В то же время сводный брат короля, бывший посол во Франции принц Таляль бен Абдель Азиз Аль Сауд в середине февраля призвал своих родственников быстрее проводить существенные экономические и политические реформы. В начале 1960-х гг. он возглавил дворцовую фронду, еще тогда объявив о неизбежности перемен. Присоединившихся к нему членов королевской семьи тогда назвали "красными принцами".

За эту критику принцу на протяжении многих лет было запрещено появляться в королевстве, и он жил в Египте, хотя в последние годы снова стал бывать на родине. Сейчас он полагает, что король Абдалла в состоянии пойти навстречу чаяниям народа, провести плавные реформы и сохранить стабильность в государстве. Сын этого принца-оппозиционера, известный бизнесмен аль-Валид бен Таляль опубликовал в западной печати статью, где заявил о необходимости извлечения уроков из событий у соседей. По его мнению, "не стоит рассчитывать на то, что гуляющие по всему региону ветры перемен улягутся".

Властям Саудовской Аравии, похоже, неизбежно придется активизировать проводимые реформы. В королевстве еще велик шанс для проведения постепенных преобразований. В конце февраля 87-летний король Абдалла бен Абдель Азиз Аль Сауд прервал лечение в Марокко, затянувшееся на два месяца, и вернулся на родину. Он пообещал увеличить вдвое, до 20 млрд. долл., объем национального фонда развития. И объявил также о масштабной программе оказания социальной помощи соотечественникам на гигантскую сумму 36 млрд. долл. Это предполагает увеличение социальных выплат, строительство нового жилья, поддержку молодых семей, предприятий малого и среднего бизнеса.

Монарх, как врач во время операции

Однако власти не может не настораживать то, что в том же Интернете некоторые оппозиционеры говорят о конституционных реформах, а после их частичного осуществления - "о полном отстранении королевской семьи от власти". И здесь от мудрости короля и его окружения зависит насколько выверено, точно и своевременно сможет он предпринимать свои решения по изменению политической ситуации в стране. Арабский король сегодня - словно врач в ходе хирургической операции. Он не имеет права на ошибку, на промедление и в то же время должен удержаться от непродуманных поспешных действий.

Монарх должен учесть также, что взгляды оппозиции в наши дни претерпевают быструю эволюцию и испытывают на себе влияние событий в других арабских странах. На их формирование также гораздо более сильное воздействие, чем в прежние времена, оказывают информационные атаки извне. Король может даже опереться на умеренную оппозицию, выступающую за сохранение монархии при ограничении ее полномочий. Это люди, которые рассчитывают добиться своих целей совместно с властью и с помощью монарха. Нельзя забывать, однако, про наличие радикальной непримиримой оппозиции, включая исламскую оппозицию, которая будет пользоваться любой ошибкой власти для продвижения своих целей.

Важно отметить, что все оппозиционные движения настроены патриотично и намерены добиться своего при сохранении единства страны и без иностранной помощи. Наличие американских баз на территории Саудовской Аравии - это еще один повод для недовольства властями. Местная оппозиция не устает повторять, что иностранным войскам - "не место на земле ислама".

Елена СУПОНИНА, востоковед, политический аналитик, обозреватель "Нового Восточного Обозрения", Вячеслав ГОЛУБЬ, востоковед.

По информации - Новое Восточное Обозрение

15.03.2011