Владимир Евсеев

ЛИВИЙСКИЙ ПРЕЦЕДЕНТ: НЕ СЛИШКОМ ЛИ ЗАПАД ТОРОПИТСЯ?

Ливия по-прежнему приковывает к себе международное внимание. Вопреки мнению многих, режим Муаммара Каддафи не только не пал, но и расширил зону своего влияния. Так, 12 марта текущего года представитель вооруженной оппозиции, а ранее министр внутренних дел генерал Абдель-Фатах Юнис, проинформировал, что войска Каддафи захватили Рас-Лануф, один из главных ливийских портов по экспорту нефти, вместе с нефтеперерабатывающим заводом, что им позволило отодвинуть линию фронта (в реальности вооруженная борьба ведется за отдельные населенные пункты) в восточном направлении на 20 км. Несколько ранее оппозиция была подавлена в городе Эз-Завия, расположенном в 40 км к западу от Триполи. Это свидетельствует об усилении правящего режима, войска которого теперь могут быть полностью задействованы против основных центров оппозиции в Киренаике.

Одновременно в Триполи прибыла миссия ООН с целью оценки происходящих в стране событий, масштабов гуманитарной катастрофы и ситуации в сфере безопасности. Этот визит состоялся по инициативе Муаммара Каддафи, который не сомневается в ошибочности широко распространенных суждений об использовании его войсками тяжелых вооружений против мирного населения. Аналогичное предложение было сделано и Европейскому Союзу, но Брюссель, заявив о поддержке вооруженной оппозиции, уже потерял свою роль посредника в урегулировании этого конфликта.

Не ограничившись введением против правящего в Триполи режима международных санкций, Запад стал сознательно демонизировать Муаммара Каддафи в рамках разворачивающейся информационной войны. К этой деятельности подключились исламисты, используя, в частности, катарский телеканал "аль-Джазира". Они стали распространять заведомо ложную информацию о вербовке африканских наемников с помощью израильской консалтинговой компании по вопросам безопасности Global CST. Такое представляется крайне маловероятным по причине многолетней борьбы Каддафи с "сионистским врагом", а также наличия у него прочных связей на Африканском континенте.

В складывавшейся ситуации, когда население Ливии разделилось на сторонников и противников Каддафи, Запад мог бы занять нейтральную позицию, призывая к примирению и диалогу. Вместо этого, он сразу принял сторону вооруженной оппозиции: уже в феврале США, Австралия, Франция и Великобритания закрыли свои посольства в Триполи, а Италия приостановила действие подписанного в 2008 г. договора о дружбе с Ливией. По этому соглашению, стороны обязались не прибегать к угрозам и насилию по отношению друг к другу.

Великобритания первой предприняла попытку установления неформальных взаимоотношений с Национальным советом Ливии, учрежденным 27 февраля в составе тридцати представителей ливийской оппозиции из восточных районов страны. Такая встреча должна была состояться 6 марта в Бенгази, но по непонятным причинам британский дипломат вместе со своей охраной был задержан, а потом отпущен. В итоге секретную миссию Лондона пришлось свернуть. Это можно было бы считать случайностью, но там же 4 марта при взрыве склада оружия погибло не менее семнадцати человек, а 13 марта в засаду попала съемочная группа телеканала "аль-Джазира", что привело к гибели оператора и ранению корреспондента. Возникает закономерный вопрос: кто в Бенгази реально контролирует ситуацию?

Затем инициативу перехватил президент Франции Николя Саркози, который 10 марта первым из ведущих государств объявил о признании Национального совета единственной легитимной властью, представляющей интересы ливийского народа. На следующий день аналогичное заявление сделал Председатель Европейского совета Херман ван Ромпей, а президент Саркози призвал страны ЕС создать на территории Ливии "зоны оказания гуманитарной помощи" и обеспечить их защиту. Помимо этого, Лондон и Париж предупредили режим Муаммара Каддафи о готовности нанесения по его войскам ракетно-бомбового удара, если будет применено химическое оружие или авиация против мирного населения. Однако другие ведущие государства, включая Россию, проявляют по этому вопросу большую сдержанность.

Осудив режим Каддафи за антинародные действия и проинформировав о своей готовности применить военную силу, Вашингтон готовится к любому варианту дальнейшего развития событий. Для этого Пентагон проводит перегруппировку военно-морских и военно-воздушных сил на американских базах в Греции и Италии.

12 марта Лига арабских государств проявила свою полную беспомощность и бездеятельность, призвав Совет Безопасности ООН запретить полеты над Ливией боевой авиации. Против этого решения выступили Алжир и Сирия. Такой результат был вполне ожидаем после аналогичного решения Совета сотрудничества стран Персидского залива. Теперь США и их союзники могут пойти на создание зоны запретной для полетов даже при отсутствии соответствующего решения со стороны СБ ООН. Но остается вопрос о целесообразности подобной деятельности, т.к. запретные зоны легче ввести, чем отменить. Конечно, США могут установить такую зону, например, в Киренаике с целью защиты вооруженной оппозиции. Но если правящий в Триполи режим сохранится, то Пентагон будет вынужден неопределенно долго защищать это искусственно созданное государственное образование.

По мнению американских экспертов Джэйсона Хановера и Джеффри Уайта из Вашингтонского института ближневосточной политики, только одновременное создание области закрытой для полетов и зоны безопасности на земле способно привести к прекращению насилия. В ливийских условиях, когда страна, по сути, раскололась на Триполитанию и Киренаику, это предполагает то, что противоборствующие стороны должны отказаться от расширения сферы своего влияния. Но сейчас это невозможно ввиду бескомпромиссного характера борьбы.

Муаммар Каддафи считает своим долгом устранить сепаратизм и вернуть контроль над всей территорией страны. Он по-прежнему воспринимается Лидером революции, который сверг монархический режим Идриса I и основал государство "прямого народовластия" - Джамахирию. Учитывая тот факт, что король Идрис I являлся внуком основателя мусульманского ордена сенуситов и до 1947 г. был только эмиром Киренаики, нетрудно понять мотивы поведения Каддафи, который воспринимает вооруженную оппозицию, в первую очередь, как сторонников свергнутого монарха.

Критичное восприятие Муаммара Каддафи и его ближайшего окружения является обоснованным. Но нельзя такую точку зрения распространять на многочисленных сторонников Каддафи, которых вполне устраивает созданное им достаточно благополучное и социально ориентированное государство. Так, по доле валового внутреннего продукта на душу населения за 2008 г. Ливия занимала первое место в Северной Африке - 14,4 тыс. долл., средняя зарплата в стране составляла 1 тыс. долл., предоставлялось бесплатное медицинское обслуживание и образование, и при этом внутри общества не наблюдалось значительного социального расслоения. И вот этим людям, которым есть что терять, власть раздала оружие, подготовив, таким образом, к продолжительной гражданской (партизанской) войне. Теперь даже естественная или насильственная смерть Муаммара Каддафи ничего принципиально не изменит. Его сторонники могут пойти до конца, а их ослабит только серьезный раскол внутри правящей элиты. Но это, по мнению американских экспертов, пока маловероятно.

Ливийская оппозиция крайне разнородна и достаточно радикальна. В ее составе много молодых людей, которые легко поддаются манипулированию. Сейчас их объединяет одно - вражда к Муаммару Каддафи. Но что делать после захвата власти? Восстанавливать монархию, создавать либеральное правительство или идти по пути Ирана, строя теократическое государство? Возможны все эти столь разнородные пути.

Отдельного внимания заслуживают лидеры оппозиции. В своем большинстве это люди, преданные режиму Каддафи до января 2011 г. Их нынешняя приверженность демократии и свободе не больше чем ширма, позволяющая с западной помощью захватить в стране власть. Поэтому лидерам оппозиции не нужны реформы или диалог с правящим режимом, и они обречены бороться до конца, потому что Муаммар Каддафи их никогда не простит. При неблагоприятном развитии событий эти люди надеются быть принятыми, например, в Европе.

По-видимому, Запад слишком торопится в признании легитимности ливийской оппозиции, которая представляет только одну историческую область страны - Киренаику. Исход дальнейшего развития событий крайне неясен даже в случае победы вооруженной оппозиции. Более вероятно, что в стране будет продолжаться гражданская война, которая может закончиться распадом Ливии на несколько составных частей. Признание сейчас одной из них создает серьезный прецедент, влекущий за собой тяжелые последствия для всей системы международных отношений. Ведь ранее большинство западных государств уже признало независимость Республики Косово - составной части Сербии, в которой албанское большинство возникло в результате сознательной и недальновидной политики Иосипа Броз Тито. Позднее Россия была вынуждена признать независимость Абхазии и Южной Осетии. Далее Запад санкционировал распад Судана. Неужели к этому и так слишком длинному списку нужно добавлять независимость Киренаики? И где - в Африке, большинство государственных границ которой было определено в период колониального прошлого? Не приведет ли это к стремительному росту сепаратистских движений по всему миру? Может быть, стоит остановиться и подумать о последствиях тех достаточно скоропалительных решений, которые создают проблемы уже у себя дома: в Европе и Америке? Очень бы хотелось верить, что руководству ведущих государств удастся избежать создания нового - ливийского прецедента. В этом заинтересованы абсолютно все.

Владимир Валерьевич Евсеев - директор Центра общественно-политических исследований, специально для Интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение".

По информации - Новое Восточное Обозрение

15.03.2011