Владимир Нестеров

КАДДАФИ И ЕВРОПА

В последние дни восторги по поводу наступления демократии на Арабском Востоке сменилась тревогой за будущее экономики Европы и страхами перед приближением второй волны мирового финансово-экономического кризиса. Под влиянием событий в Ливии стали расти цены на нефть. 24 февраля фьючерсы на апрельские поставки североморского сорта Brent на Лондонской товарно-сырьевой бирже достигли отметки 119,79 доллара за баррель. Это максимум за последние 2,5 года. Нефть марки WTI на торгах Нью-Йоркской товарной биржи в тот же день подскочила до 98,88 доллара за баррель.

Поводом к нервозности для рынков стала приостановка добычи в Ливии такими концернами, как немецкие Wintershall и RWE, итальянский Eni, испанский Repsol-YPF и др. Сейчас все они завершают эвакуацию из охваченной волнениями страны откомандированных туда специалистов, практически полностью парализовав тем самым добычу и экспорт ливийских энергоносителей. "Нервозность на рынках очень высока. Каждый поставщик важен в этой ситуации", - говорит эксперт Германского института экономических исследований Клаудия Кемферт.

Доля Ливии в мировой добыче нефти относительно невелика - 2%. Следовательно, объективных причин для напряжения на сырьевых рынках нет. Тем более что Саудовская Аравия, дающая до 12% общемировой добычи, заявила о своей готовности в любой момент покрыть дефицит на рынках. Саудийя имеет самые крупные в мире запасы нефти и может быстро реагировать на меняющуюся конъюнктуру спроса.

Казалось бы, все не так страшно. Перебои в поставках нефти Евросоюзу не грозят. Кроме того, как заявила Европейская Комиссия, нефтяные резервы Евросоюза в два раза превышают годовые объемы импорта ливийской нефти. Этих запасов хватит всем 27 странам-членам ЕС на целых 120 дней. Однако резервы, вероятно, даже не придется трогать, ведь образовавшуюся брешь могут заполнить дополнительные закупки в Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах, Катаре.

Тем не менее заявления саудовцев не успокаивают рынки. Заговорили о возможности распространения волны протестов на саму Саудовскую Аравию. Сложной остается обстановка в Иране, где добывается в два раза больше нефти, чем в Ливии. Трудно прогнозировать дальнейшее развитие событий в Алжире.

По мнению The New York Times, рост цен на нефть вызван опасениями того, что "долгий период нестабильности на Ближнем Востоке только начинается". Масла в огонь подливают западные аналитики. Цены на нефть могут дойти до 220 долларов в случае, если беспорядки приведут к одновременному прекращению экспорта этого сырья и из Ливии, и из Алжира, утверждают эксперты Nomura Holdings Inc. В случае если и Алжир, и Ливия прекратят добычу, это сократит производство на 2,1 млн. баррелей в сутки, подчёркивает агентство Bloomberg.

Вместе с тем страны ОПЕК имеют свободные мощности для наращивания производства на 5 млн. баррелей в сутки и могут восполнить это падение. Представители ОПЕК, действительно, успокаивают: для паники никаких оснований нет. Однако, успокаивая, повышать объемы добычи не собираются. Ведь это, как заявили 22 февраля участники неофициальной встречи представителей ОПЕК в Эр-Рияде, только повысит ажиотаж на рынках. "Решения стран ОПЕК будут играть ключевую роль в динамике нефтяных цен", - отмечается в докладе МВФ о перспективах глобальной экономики, опубликованном 24 февраля.

"По мнению экспертов, рост цен на энергоносители несет самую большую угрозу наметившемуся выходу мировой экономики из кризиса, поскольку увеличивает себестоимость продовольственных и других товаров, тем самым препятствуя росту потребления всего - от бытовых приборов до сферы развлечений. Вот почему рынки находятся на грани нервного срыва", - приводит The Wall Street Journal мнение аналитика из компании UBS AG Джонатана Голуба.

Экономистам пока не ясно, носит ли произошедший 23 февраля скачок цен на нефть временный характер или же он знаменует начало длительной тенденции. Эксперты, опрошенные The Wall Street Journal, полагают, что ценам потребуется вырасти примерно до 127 долларов за баррель, прежде чем это начнет по-настоящему тормозить экономический рост.

127 долларов (до которых, впрочем, осталось немного) - это то, что сможет выдержать, например, экономика Германии. А вот многим в Европе и, в первую очередь южным странам еврозоны, придется тяжело. Они и без того в суровом долговом кризисе. К тому же они либо страдают от крайне низких темпов экономического роста, как Италия, либо вообще испытывают сокращение объёмов экономического производства, как Греция и Испания. Для них даже незначительное повышение ставок на рынке капитала может обернуться неспособностью обслуживать свои финансовые обязательства.

В результате Германии и Франции придется вновь оказывать срочную помощь хроническим аутсайдерам Евросоюза. Кстати, премьер-министр Греции Георгиос Папандреу 24 февраля в интервью газете Bild уже заявил, что его страна нуждается в новых кредитах, чтобы выиграть время для проведения необходимых реформ.

Сейчас власти ЕС собираются заморозить счета Каддаффи и его семьи. Этой мерой можно нанести удар по ливийскому лидеру, но нельзя остановить растущие цены на энергоносители. Доведя свое общество до социального взрыва, ливийский режим, возможно, не подозревая об этом, поставил под угрозу взрыва Европу.

Хотя почему держать ответ должен только Каддафи? Эксперты заговорили о возможности расчленения Ливии на три части. Столицей одного государства может стать Бенгази, откуда происходила ливийская королевская династия, свергнутая в 1969 году; здесь всегда критически относились к Триполи. В свою очередь, появится Триполитания, наиболее экономически развитая часть Ливии. При этом нефтегазовые доходы придётся делить с регионом, попадающим под контроль Бенгази. Третья, южная часть страны, - пустыня с населяющими ее арабами-бедуинами, берберами и другими кочевыми народами, которые могут выяснять отношения между собой, но вряд ли подвигнутся на государственное строительство. Эти племена принадлежат эпохе, которая в государстве не нуждается.

Распад Ливии, если он станет фактом, создаёт для Запада определённое "окно возможностей". Можно захватить то, что пока принадлежит ливийскому государству, и сократить расходы при поставках нефти и газа из Ливии, которая перейдёт в разряд "бывших". В своё время в Ираке так и произошло. Оккупировав страну, американцы и англичане первым делом взяли под контроль нефтепромыслы, нефтепроводы и нефтеналивные порты. Не исключено, что кто-то, еще до начала событий в Ливии, такое "окно возможностей" спроектировал. Так что не будем винить во всём "диктатора Каддафи", который довёл, мол, страну до социального взрыва.

По информации - Фонд стратегической культуры

25.02.2011