Борис Долгов

ЛИВАНСКИЙ КРИЗИС И АРАБСКИЙ МИР

События мая - июня 2008 года в Ливане явились следствием давнего внутриполитического кризиса, переживаемого ливанским обществом.

Правительство Ливана, возглавляемое Фуадом Синьора, в начале мая 2008 г. приняло решение ликвидировать телекоммуникационную сеть, принадлежавшую движению Хизбалла. Одновременно был смещен со своего поста начальник службы безопасности Бейрутского международного аэропорта, являвшийся сторонником Хизбалла. Руководство Хизбалла во главе с шейхом Хасаном Насраллой расценило эти действия ливанского правительства как "объявление войны Хизбалле и заговор с целью поставить Ливан под контроль Израиля и США".

Военизированные отряды Хизбалла и ее союзников взяли под контроль Бейрутский телецентр, редакцию печатного органа проправительственного движения "Аль-Мустакбаль" (Будущее), была прервана работа Бейрутского аэропорта и морского порта. Начались столкновения между боевиками Хизбалла и их политическими союзниками, с одной стороны, и сторонниками правительственной коалиции премьер-министра Ф. Синьора - с другой. Столкновения продолжались семь дней и распространились на другие районы Ливана, в результате чего с обеих сторон погибли более 80 человек.

Ливанская армия не принимала участия в столкновениях и взяла под контроль ситуацию только после того, как правительство отменило свое решение, столкновения прекратились и обстановка стабилизировалась. При активном посредничестве Лиги арабских государств (ЛАГ) в г. Доха (столица эмирата Катар) 21 мая 2008 г. было достигнуто соглашение, в результате которого противоборствующие стороны договорились о формировании правительства национального единства и об избрании президентом Ливана нынешнего командующего ливанской армией генерала Мишеля Сулеймана. Напомним, что предыдущий президент Ливана Эмиль Лахуд из-за непрекращающегося политического кризиса добровольно ушел в отставку в конце 2006 г.

Ливанский парламент, председателем которого является Набих Берри, представитель Хизбалла, более десяти раз назначал дату проведения выборов нового президента, однако депутаты парламента, в виду острых политических разногласий, так и не смогли его избрать.

Основные политические силы Ливана в настоящее время разбиты на две противоборствующие группировки. Первая представляет альянс политических сил, оппозиционных правительству, во главе которых стоит шиитское движение Хизбалла. Ее союзники - другое шиитское движение Амаль (Надежда), представители части суннитской общины, возглавляемые известным ливанским семейным кланом Караме, "Свободное национальное движение" под руководством генерала Ауна, представляющее часть христианской общины, а также часть лево-демократических сил (в частности, одно из течений ливанской компартии, куда входят как мусульмане, так и христиане). К ним также примыкают сторонники ПАСВ (Партии арабского социалистического возрождения) и насеристы (последователи Гамаля Абдель Насера).

Противостоящая ей политичесая группировка состоит из партии "Аль-Мустакбаль", которую возглавляет влиятельный суннитский общественно-политический деятель Саад Харири, сын бывшего премьер-министра Рафика Харири, погибшего в результате покушения в 2005 г. "Аль-Мустакбаль" представляет часть суннитской общины и поддерживает ливанское правительство во главе с суннитом Фуадом Синьора. К этой же группировке относится правое движение христиан-маронитов "Катаиб" (Фаланги), которую возглавляет семейный клан Жмайель, а также движение Ливанские силы, объединяющее право-христианские кланы Шамуна и Франжье. Община друзов представлена политическим блоком "Национально-патриотические силы" (НПС) под руководством влиятельного друзского политического лидера Валида Джумблата. Позиция НПС окончательно не определилась, тем не менее, его руководство имеет контакты как с Хизбаллой, так и с "Аль-Мустакбаль". Необходимо отметить, что вышеуказанная расстановка ливанских политических сил носит достаточно общий и приблизительный характер. В каждой из противостоящих группировок имеются свои внутренние противоречия и конкретные цели определенных политических лидеров, которые зачастую меняют свою позицию.

Глубинные причины кризиса понятны лишь в свете этно-конфессионального состава ливанского общества и его истории. Ливан - многоконфессиональное государство, где проживают представители 15 конфессий. Основные из них: христиане-марониты, католики, армяне-григориане, православные, а также мусульмане - шииты, сунниты, друзы. Конституция Ливана и его государственное устройство закрепило на постоянной основе за христианами-маронитами высшие должности - президента страны, главнокомандующего вооруженными силами, председателя центрального банка, а за мусульманами - пост премьер-министра (суннит) и спикера парламента (шиит).

Такая государственная структура в достаточной степени отражала этно-конфессиональный состав, а также политическое влияние в обществе данных конфессий в тот период, когда Ливан стал независимым государством, сначала формально, в 1943 г., а затем фактически в 1946 г. после вывода с его территории французских войск. Однако с течением времени мусульманское население стало преобладать и требовать изменения сложившейся государственной структуры. Это во многом является причиной и нынешнего конфликта, хотя он, в основном, носит политический характер.

Характерная черта общественно-политической жизни Ливана - этно-конфессиональная и клановая основа политических партий. Основные политические группировки имеют свои вооруженные формирования. Значительное влияние на внутриполитическую ситуацию в Ливане оказало его участие в арабо-израильском конфликте и гражданская война середины 70-х гг. ХХ в. Результатом арабо-израильских войн для Ливана стала оккупация Израилем небольшой части его территории в районе Ферм Шабаа и появление лагерей палестинских беженцев, в которых насчитывается в настоящее время около 250 тыс. палестинцев.

Обострение внутриполитического кризиса в Ливане произошло в конце 2006-го - 2007 годах. Столкновения, начавшиеся в Бейруте в районе Арабского университета между студентами, поддерживавшими различные политические группировки, в конце января 2007 г. охватили многие районы Бейрута и перекинулись в другие города Ливана - Триполи и Сайду. В некоторых случаях участники столкновений применяли оружие, были жертвы. В Бейруте был введен комендантский час, в то же время лидеры противоборствующих группировок - Хасан Насралла (лидер Хизбалла) и Саад Харири (руководитель партии "Аль-Мустакбаль") призвали своих сторонников прекратить противостояние и покинуть улицы.

Обострение политической ситуации в Ливане происходило на фоне проходившего в конце января 2007 г. в Париже международного саммита, на котором решался вопрос о помощи Ливану в восстановлении его инфраструктуры, пострадавшей в результате израильского вторжения летом 2006 г. На саммите была выражена поддержка правительству Фуада Синьора, и было принято решение о выделении финансовой помощи Ливану (основные средства предоставляли Саудовская Аравия - 1,1 млрд. долл., США - 0,8 млрд. долл. и ЕС - 0,5 млрд. долл.). Причем основная часть американских средств будет направлена на "укрепление безопасности" Ливана, то есть на финансирование ливанской армии и силовых структур, в которых США и Израиль намерены усилить свое влияние.

Американо-израильская стратегия в Ливане направлена на реализацию плана, который не удался во время израильского вторжения в Ливан летом 2006 г. А именно: использовать некоторые ливанские политические силы, а также ливанскую армию для подавления движения Хизбалла, которое президент Джордж Буш называет "террористической группировкой" и "второй Аль-Каидой".

В связи с этим необходимо отметить повышение роли и повышение авторитета России на Ближнем Востоке, подтверждением чего явился официальный визит в Россию в январе 2007 г. Саада Харири, лидера парламентского большинства и руководителя партии "Аль-Мустакбаль". Темой переговоров с российскими официальными лицами стали, наряду с обсуждением двусторонних отношений, возможность содействия России в "прекращении вмешательства в дела Ливана внешних сил". Противоборство между различными внешними силами существенно влияет на ливанскую внутриполитическую обстановку: в Ливане действуют достаточно влиятельные просирийские силы, которым Сирия оказывает поддержку, этому активно противодействуют Израиль и США. Обращает на себя внимание начало переговоров между Сирией и Израилем о возможности заключения между ними мирного договора при посредничестве Турции. Если это произойдет, ситуация не только в Ливане, но и на всем Ближнем Востоке коренным образом изменится.

Со своей стороны исламистские шиитские движения в Ливане поддерживает Иран.

Важную роль в разрешении ливанского внутриполитического кризиса играет Лига арабских государств (ЛАГ) и, прежде всего, Саудовская Аравия и Египет, которые прилагают значительные усилия для того, чтобы не допустить развязывания гражданской войны в Ливане. После достижения 21 мая 2008 г. соглашения в г. Дохе генерал Мишель Сулейман 25 мая 2008 г. был избран президентом Ливана. В результате консультаций с основными парламентским фракциями, он, по предложению парламентского большинства, представленного партией <Аль-Мустакбаль> и маронитскими группировками, назначил Фуада Синьора премьер-министром. Надо отметить, что лидеры оппозиции Хасан Насралла и генерал Аун в ходе парламентских консультаций выступали против назначения премьер-министром Ф.Синьора и выдвигали свои кандидатуры. Тем не менее, Ф.Синьора, утвержденный на своем посту, приступил к формированию правительства национального единства, куда должны войти и представители оппозиции, в том числе Хизбалла.

Процесс формирования правительства протекает сложно, обе противостоящие парламентские группировки ведут острую борьбу за обладание ключевыми министерскими портфелями. Осложняют политическую ситуацию и периодически вспыхивающие вооруженные столкновения между сторонами, как, например, в конце июня 2008 г. в г. Тараблус, где в результате перестрелок между суннитскими и алавитскими вооруженными группировками погиб один и было ранено 24 человека.

Вместе с тем процесс достижения политического компромисса набирает силу и, как заявил депутат Валид Хури, представляющий движение генерала Ауна, возможно, уже в ближайшее время, в июле 2008 года, правительство национального единства в Ливане будет сформировано.

Многие ливанские парламентарии отмечают роль президента Ливана Мишеля Сулеймана в достижении согласия, указывая на его успешные действия по урегулированию внутриливанских конфликтов (например, во время вооруженного противостояния в лагере палестинских беженцев Нахр аль-Барид). Позицию ливанского президента поддерживают руководители арабских стран.

На данный момент вспышку новой гражданской войны в Ливане удалось предотвратить. Определяющую роль в этом сыграли усилия Лиги арабских государств (ЛАГ), особенно Саудовской Аравии, Египта, Катара, Сирии, Иордании. Тем не менее ситуация в Ливане остается сложной. Будущее этой страны зависит и от характера противоборства внутриполитических сил, и в еще большей степени - от внешнеполитического контекста, в том числе от перспектив единства арабского мира.

* * *

1. Одной из причин ликвидации телекоммуникационной сети Хизбалла, по сообщениям египетских СМИ, являлось то, что через эту сеть Хизбалла имела прямую связь с иранским руководством, в том числе со спецслужбами Ирана, которые снабжали лидеров Хизбалла необходимой информацией. Такая связь в период противостояния Хизбаллы с израильской армией в июле-августе 2006 г. позволяла, в частности, дезориентировать приборы наведения израильских боевых самолетов, и в то же время давало возможность боевикам Хизбаллы наносить точные удары по израильским целям.

2. Христиане-марониты принадлежат к Униатской восточнокатолической церкви. Униаты, сохраняя в богослужении православные обряды, подчинены юрисдикции Ватикана. Община стала называться маронитской по имени христианского святого Маруна, проповедовавшего в конце IV-нач. V вв. н.э. на территории современной Сирии.

3. Друзы - арабы, приверженцы мусульманской секты, совмещающей принцип единобожия с утверждением о том, что Бог раскрывает себя в ряде последовательных инкарнаций. Название <друзы> происходит от имени мусульманского проповедника Ибн Исмаила ад-Дарази, проповедовавшего в начале ХI в.

4. В 1920-х гг. христиане составляли более половины населения Ливана. На 2006 г. население Ливана насчитывает 3 млн. 925 тыс. Из них наиболее многочисленной общиной являются мусульмане-шииты - 40%, христиане составляют немного больше 30%.

5. Сирия является важным внешним фактором, влияющим на внутриливанскую политическую ситуацию. Известно, что ввод сирийских войск в Ливан в 1976 г. сыграл позитивную роль и способствовал прекращению гражданской войны и стабилизации обстановки в этой стране. Тем не менее, широкие полномочия, которыми пользовались в Ливане представители сирийских государственных структур (в том числе спецслужб), вызывали недовольство части ливанцев, а также раздражало Запад, в частности, США и Францию. По решению ООН Сирия в 2004 г. вывела свои войска из Ливана. Негативно отразилось на отношениях между Сирией и Ливаном убийство в Бейруте в феврале 2005 г. премьер-министра Ливана Рафика Харири, в причастности к которому США обвинили сирийские спецслужбы (что так и не было доказано комиссией ООН). Во время израильского вторжения в Ливан в июле-августе 2006 г. Сирия оказывала всяческую поддержку Ливану. Через территорию Сирию уходили потоки ливанских беженцев, шли в Ливан гуманитарные грузы и, возможно осуществлялось снабжение вооружением и боеприпасами формирований Хизбалла (что, впрочем, официально также не было доказано).

По информации "Фонд стратегической культуры"

30.06.2008