С В Е Т

РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

А Н А Л И Т И Я

. . . . . . . .

. . . . . . . .

Нил Никандров

РОССИЯ - ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА: СПЛАВ СОЛИДАРНОСТИ И ПРАГМАТИКИ

В странах Латинской Америки с повышенным интересом ожидают визита Дмитрия Медведева в США 22 - 24 июня. Как отзовутся результаты этого визита на политике России в регионе? Не внесёт ли Москва "по настоянию" Вашингтона коррективы в ту энергичную политику, которую она проводит в последние годы в Западном полушарии, и, прежде всего, в отношениях с "популистскими режимами" - Венесуэлой, Боливией, Никарагуа, Эквадором?

Нынешние успехи на латиноамериканском направлении дались Москве нелегко. Вначале пришлось преодолевать откровенную враждебность администрации Буша, а потом - почти нескрываемое недоброжелательство президента Обамы с его консервативной командой, фактически унаследованной от республиканцев. Заявленный Обамой курс на "перезагрузку" отношений далёк от конструктивности. Практически все инициативы России на международной арене Вашингтоном саботируются, и особенно это заметно в Латинской Америке.

На исходе ХХ века многие борцы с "гегемонистскими претензиями бывшей Советской империи" прямо указывали: руки прочь от Латинской Америки, это заповедник Соединённых Штатов, не надо раздражать "партнёров" самостоятельной политикой в столь географически отдалённом и неперспективном районе. Закрывались посольства, ликвидировались торгпредства, отзывались разведчики, сворачивалась корреспондентская сеть. "Аэрофлот" отказался от хорошо освоенных и весьма рентабельных маршрутов.

Сейчас кажется невероятным, что после беспрецедентного (заказного, конечно) разгрома "советского наследия" в Латинской Америке, всего за десять лет Россия сумела вернуться и закрепиться на "латиноамериканском плацдарме", создав благоприятные условия для развития отношений со странами континента. При этом "идеологический аспект" не имеет значения. Москва идет на сотрудничество с правительствами и лево-социалистической, и право-консервативной ориентации. Такой подход даёт хорошие результаты. Достаточно сказать, что торговый оборот России с латиноамериканскими государствами в 2005 - 2009 годах вырос с 6 млрд. до (ориентировочно) 18 млрд. долларов. Некоторые эксперты считают успехи российской политики в Латинской Америке "самым эффектным итогом международной активности Москвы в последние годы", "знаковым по своей сути", во многом способствующим "модернизации системы региональных отношений".

Кремль постоянно напоминает: развитие отношений России с Латинской Америкой не направлено против третьих стран. Однако бывшие "советологи", которые сейчас предпочитают называться "кремленологами", настойчиво выдвигают пропагандистский тезис о том, что Москва, закрепляя свое присутствие в Латинской Америке, "зеркально" отвечает тем самым на "цветные революции", организованные Вашингтоном в Российском геополитическом пространстве (в странах бывшего СССР).

Стратегическое партнерство Москвы и Каракаса безапелляционно подаётся североамериканской "чёрной пропагандой" как первый этап неминуемой военной экспансии России в Южной Америке. Мол, Венесуэла - это только начало "русского натиска на Америку". В перспективе - "создание" российских военно-морских баз в Эквадоре и Никарагуа, а также сухопутной (ракетной) базы в Боливии, которая "станет ответом на североамериканскую систему ПРО близ границ России и позволит русским контролировать всю территорию континента с самого уязвимого для США направления".

Экспертами Пентагона не исключается возобновление работы российского центра радиоэлектронной разведки в Лурдесе на Кубе, который до 2003 года обеспечивал контроль за телефонными и электронными линиями на территории США.

Как тут не вспомнить, что в процессе налаживания российско-венесуэльских отношений в сфере военно-технического сотрудничества (ВТС), показательных прилётов стратегических бомбардировщиков ТУ-160 и совместных манёвров венесуэльского ВМФ с отрядом боевых кораблей Северного флота во главе с тяжёлым атомным крейсером "Пётр Великий", пропаганда США издевательски твердила о "ржавой военной технике", прибывшей из России. Но контрмеры были приняты Пентагоном на удивление быстро: на территории соседней с Венесуэлой Колумбии появилось сразу семь новых баз США якобы для борьбы с наркотрафиком и международными террористами.

Концепция внешней политики РФ, которая была утверждена 12 июля 2008 г., чётко указывает на задачу дальнейшего последовательного укрепления всестороннего сотрудничества со странами Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ). Сейчас Россия поддерживает отношения со всеми 33 государствами этого региона. Со многими из них осуществляются взаимовыгодные проекты в области энергетики, высоких технологий, инфраструктуры и т.д. Россия ориентирована на налаживание взаимовыгодных связей с интеграционными объединениями в ЛАКБ - в первую очередь с объединением МЕРКОСУР, куда входят Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай, Венесуэла (завершающая процедуру своего полноправного вступления), а также ряд ассоциированных стран. Меморандум о взаимопонимании по вопросу создания механизма политического диалога и сотрудничества с МЕРКОСУР был подписан в ходе официального визита министра С. Лаврова в Буэнос-Айрес и Бразилиа 12 - 15 декабря 2006 г. МИД РФ готовит соглашение о переводе партнёрства и на другие сферы сотрудничества.

С явным интересом Россия отнеслась к созданному "популистскими" странами интеграционному объединению на социалистической основе - Боливарианской инициативе для народов Латинской Америки (АЛБА). С идейным вдохновителем и организатором АЛБА - Венесуэлой - Россия всесторонне взаимодействует, не ограничиваясь ВТС. На венесуэльской площадке действуют крупнейшие государственные и частные корпорации России - "Газпром", "Лукойл", "Роснефть", "Сургутнефтегаз" и другие. Их партнёром выступает компания "Петролеос де Венесуэла", с которой в начале 2010 года было подписано соглашение о создании совместного предприятия по освоению богатейшего месторождения "Хунин-6" в Поясе Ориноко. Его резервов хватит на 35 - 40 лет интенсивной эксплуатации. Общий объём инвестиций в проект составит 20 млрд. долларов.

Активная роль России в разработке углеводородных резервов Венесуэлы, которых, по подсчётам специалистов, хватит на 200 лет (!) эксплуатации, крайне раздражает американских ястребов. Они развязали бесперспективные войны в Ираке и Афганистане во многом из-за имперского хватательного рефлекса, чтобы завладеть нефтегазовыми богатствами этих стран и распоряжаться ими только в своих интересах. А ведь для получения более широкого доступа к разработке нефтяных месторождений в Венесуэле американцам требовалось очень немногое: отказаться от привычного имперского диктата в отношениях с боливарианским режимом, согласиться с тем, что углеводороды - законная собственность Венесуэлы, правительство которой и должно определять правила их добычи, распределения квот и коммерциализации.

Во время визита в США Медведеву придётся выдержать сильнейшее давление Обамы в связи с "антиамериканской" направленностью российско-венесуэльских отношений. Прозвучат слова о том, что между либеральным политиком и "диктатором Чавесом" не может быть ничего общего. Не исключено, что гостю будет прямо рекомендовано свернуть ВТС с венесуэльцами. Обама заверит Медведева, что в США по достоинству сумеют оценить этот шаг и двери ВТО широко распахнутся для России.

По информации - Фонд стратегической культуры

20.06.2010