Александр Рублев

ГОНДУРАС КАК СИГНАЛ ЧАВЕСУ

Условие примирения с США - отказ от "Боливарианской альтернативы"

В последний год правления администрации Буша-Чейни отношения США со странами, присоединившимися к "Боливарианской альтернативе" Уго Чавеса, складывались крайне напряженно. Эквадор находился на грани конфликта с дружественными США властями Колумбии, к нему затем едва не подключилась Венесуэла. Лихорадило Боливию, где левый президент Эво Моралес смог удержаться лишь благодаря солидарной поддержке всех остальных латиноамериканских лидеров.

Тем не менее, "Боливарианская альтернатива" продолжала расширяться. Приверженцы идей Чавеса пришли к власти в Сальвадоре, и, что было самым неожиданным, к блоку присоединился Гондурас, где президент Мануэль Селайя победил на выборах-2006 под откровенно неолиберальными лозунгами и не помышлял ни о каком строительстве социализма. Однако затем Селайя осознал, что геополитический проект Чавеса выгоден его стране, и объявил о намерении провести в стране масштабные социальные преобразования. Эти инициативы получили массовую поддержку населения, но не пришлись по вкусу местному правящему классу, контролировавшему парламент, суды, политические партии и армию. Самому же президенту было не на кого опереться, кроме нескольких единомышленников в правительстве.

После того как президент Венесуэлы Чавес сделал несколько знаковых жестов, демонстрирующих стремление наладить отношения с Бараком Обамой, стало казаться, что "холодная война" между США и странами "Боливарианской альтернативы" скоро закончится.

Казалось, это нужно обеим сторонам. С одной стороны, падение цен на нефть существенно понизило возможности Чавеса оказывать беднейшим государствам Центральной и Южной Америки экономическую помощь и, следовательно, поумерило его геополитические амбиции. С другой стороны, Обама хотел прослыть миротворцем и снять напряженность, накопившуюся за время правления Буша.

Но, оказалось, не тут то было. Переворот в Гондурасе, произошедший в минувшие выходные, показал: после всего, что было сказано и сделано Чавесом за последние годы, США не готовы просто так взять и помириться с ним на условиях сохранения статус-кво.

Для Латинской Америки события в Гондурасе стали настоящим шоком. Представлялось, что времена, когда "генералы-гориллы" могут вламываться в президентские апартаменты, арестовывать министров и избивать иностранных послов (в Тегусигальпе, напомним, пострадали дипломаты из Венесуэлы, Кубы и Никарагуа), давно прошли. Ясно, что повторение этого "пиночетовского" сценария, пусть и в мягкой, бескровной форме, отбрасывает Латинскую Америку на тридцать-сорок лет назад. В эпоху, которую президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер, реагируя на переворот в Гондурасе, назвала "временами варварства".

Разумеется, Обама и Хиллари Клинтон в крайне общих и расплывчатых заявлениях выразили свое "неодобрение" и "обеспокоенность" происходящим в Гондурасе. Из Госдепа даже последовало заявление о том, что Селайю признают законным президентом (правда, сделано оно было: на условиях анонимности источника).

Однако трудно поверить, что переворот является "самодеятельностью" местных военных. В 1980-х годах Гондурас играл в Центральной Америке ту же роль, что и Пакистан в Азии, представляя собой опорный пункт для борьбы с сандинистами и левыми повстанцами по всему региону. Не нужно думать, что старые связи исчезли - посольство США в Тегусигальпе никто не закрывал. Кстати, как показали последующие события, в заговор были вовлечены практические все парламентарии, члены Верховного Суда и т.д. Такое "единодушие" было бы едва ли возможно без "консультаций" с американскими представителями.

Но все это вовсе не означает, что США действительно будут оказывать поддержку гондурасским путчистам. Американцы, с их имиджем "глобальных демократизаторов", меньше всего хотели бы нести ответственность за свержение демократически избранного главы небольшого центральноамериканского государства.

Не исключено даже, что Госдеп начнет демонстративно мирить изгнанного из страны президента (как никак, срок его полномочий истекает в 2010 году) со свергнувшими его военными. И играть, таким образом, роль беспристрастного арбитра, разруливающего конфликт.

Эффект, произведенный событиями в Гондурасе, уже сам по себе оправдывает возможное американское участие в них. Санкционировав переворот в этой стране, США послали Чавесу сразу несколько важных сигналов. Ему дали понять, что 1) никакие региональные блоки ему создавать больше не дадут; 2) союзные ему режимы могут быть демонтированы привычными "пиночетовскими" средствами; 3) если Чавес хочет мириться с США, то должен свернуть внешнеполитическую активность и, по крайней мере, не лезть в Центральную Америку.

Конечно, едва ли американцы в ближайшее время будут оказывать силовое воздействие на самого Чавеса - он слишком популярен не только на родине, но и в Европе, где успел обзавестись самыми широкими связями в "системных" левых кругах (экс-мэр Лондона лейборист Кен Ливингстон сейчас работает советником Уго). Но вот с его менее влиятельными и известными друзьями в небольших и бедных латиноамериканских странах, США, похоже, будут вести совсем другой разговор.

По информации RPMonitor

29.06.2009