С В Е Т

РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

А Н А Л И Т И Я

Андрей Серенко

ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС В КАБУЛЕ: ТЕГЕРАН И ИСЛАМАБАД ЛИШАЮТ ПРАВА ГОЛОСА В АФГАНСКОМ ПАРЛАМЕНТЕ

Новый политический кризис в Кабуле набирает обороты. Легитимность Волуси джирги (нижней палаты национального парламента Афганистана) вновь поставлена под сомнение. На этот раз из-за решения специального трибунала, созданного в конце 2010 г. по распоряжению президента Хамида Карзая для расследования нарушений в ходе последних парламентских выборов. На наш взгляд, причины июньского политического кризиса в Кабуле следует искать в интриге с подготовкой соглашения о стратегическом партнерстве между Афганистаном и США, работа над которым вступила в решающую стадию.

23 июня 2011 г. специальный трибунал по расследованию нарушений в ходе парламентских выборов 2010 г. объявил недействительными полномочия 62 депутатов Волуси джирги. Члены спецтрибунала пришли к выводу, что эти народные избранники получили мандаты членов парламента в результате прямых фальсификаций и иных нарушений избирательного законодательства страны.

Итоги проверки чистоты выборов 2010 г., проведенной судьями специального трибунала, крайне трудно оспорить, т.к. весь цикл "проверочных работ" происходил не просто при свидетелях, но с фиксированием всех этапов ревизии на видеокамеры - от момента вскрытия первой опечатанной урны с бюллетенями для голосования до демонстрации последнего бюллетеня.

Теперь, согласно вердикту специального суда, кресла депутатов, уличенных в фальсификациях и подлогах, должны занять те кандидаты в члены Волуси джирги, которые получили на сентябрьских выборах 2010 г. наибольшее число честных бюллетеней в свою поддержку.

Пока специальный трибунал требует аннулировать депутатские полномочия у парламентариев от 25 провинций. В т.ч. - Герат (5 депутатов), Кундуз (3 депутата), Бадахшан (3 депутата), Тахар (1 депутат), Саманган (3 депутата), Лагман (2 депутата), Балх (1 депутат), Джаузджан (1 депутат), Пактика (2 депутата), Пактия (2 депутата), Хост (2 депутата), Фарьяб (3 депутата), Фарах (2 депутата), Сари-Пуль (1 депутат), Гор (2 депутата), Бадгис (4 депутата), Нуристан (1 депутат), Забуль (3 депутата), Пактика (2 депутата), Вардак (1 депутат), Гельманд (1 депутат), Газни (4 депутата), Баглан (2 депутата), Кабул (5 депутатов), Кучи (1 депутат).

В провинциях Панджшер и Бамиан специальным трибуналом нарушений не обнаружено. Результаты расследования по провинциям Каписа, Урузган, Нимроз, Дайкунди, Кунар и Парван будут обнародованы позже.

Очевидно, это был первый в афганской политической истории прозрачный и честный подсчет голосов, отданных избирателями в ходе национальных выборов. Впрочем, он же может оказаться и последним - по мнению депутатов Волуси джирги, недовольных итогами расследования специального трибунала, его решения не имеют законной силы, т.к. сам трибунал не является легитимным, его существование не предусмотрено Конституцией Афганистана.

Недовольные депутаты отреагировали на заявления членов специального суда немедленно. Сначала обвиненные в нарушениях в период выборов 2010 г. 62 члена Волуси джирги объявили о создании политического альянса "За защиту закона". Затем они пригрозили - в случае вступления в силу "незаконного" решения спецтрибунала - вывести на улицы Кабула и других афганских городов тысячи своих сторонников. Наконец, члены парламента призвали международные организации вмешаться в ситуацию и "защитить демократические ценности в Афганистане". В противном случае депутаты Волуси джирги пообещали эскалацию напряженности и дестабилизацию обстановки в стране. "Признание решения специального трибунала приведет Афганистан к острому политическому кризису", - заявил возглавивший новый политический альянс "За защиту закона" депутат от провинции Нангархар Хаджи Захир Кадир.

Пока, впрочем, на заявления встревоженных депутатов национального собрания президент Хамид Карзай (а они, очевидно, обращены, прежде всего, к нему) не реагирует. Видимо, по законам классической карзаевской политической драматургии, дает ситуации "нагреться", чтобы вмешаться в нее в тот момент, когда интрига достигнет апогея или тупика. Зато в "разогреве" намерен активно участвовать генеральный прокурор Афганистана Исхак Алеко, который, получив 23 июня вотум недоверия со стороны парламента, заявил 24 июня в беседе с журналистами, что намерен в скором времени выполнить решение специального трибунала.

Таким образом, внешняя архитектура июньского политического кризиса в Кабуле пока имеет форму "юридического треугольника", участниками которого выступают депутаты Волуси джирги, судьи специального трибунала и генеральный прокурор. То, что обретение этой конструкцией новых "углов" - прежде всего, политических - неизбежно, очевидно. Один из критиков Хамида Карзая доктор Абдулла Абдулла, например, уже обозначил свое отношение к ситуации, осудив решение специального суда от 23 июня. При этом доктор Абдулла пригрозил, что если вердикт спецтрибунала афганские власти попытаются исполнить, то он потребует аналогичного расследования итогов президентских выборов 2009 г.

Интрига вокруг 62 депутатов Волуси джирги может иметь самые серьезные последствия для всего афганского парламента. По мнению кабульских экспертов Центра изучения современного Афганистана (ЦИСА), она способна привести к параличу в законодательном собрании страны и даже к его роспуску. В этом случае встанет вопрос о том, каким образом должен быть сформирован новый состав Волуси джирги - через кооптирование тех кандидатов в депутаты, что заняли вторые места на выборах в сентябре 2010 г., или же через проведение новых, внеочередных парламентских выборов. В любом случае это будет означать разрушение зыбкой политической стабильности в Афганистане и резкое обострение всех внутренних противоречий, присущих афганской государственно-политической модели. Впрочем, как и любой другой политический кризис, июньский "переворот сверху" в Кабуле несет в себе предпосылки для создания новой политической архитектуры.

Афганские эксперты, занимающиеся поиском причин июньского обострения политической ситуации в Кабуле, видят в случившемся либо "руку американцев", либо "руку Карзая". По словам одного из кабульских аналитиков, "это все затеяли США, чтобы сначала распустить парламент, а затем убрать президента". По мнению другого эксперта, "наезд на депутатов организовал Карзай, чтобы перевести внимание афганской общественности с недавней критики в свой адрес со стороны посла США в Кабуле".

На наш взгляд, июньский кризис в Кабуле напрямую связан с завершением подготовки к подписанию соглашения о стратегическом партнерстве между Афганистаном и США. Напомним, что это соглашение, активная работа над которым началась еще в феврале 2011 г., предусматривает, в частности, создание постоянных ("долговременных") военных баз США на территории Афганистана после 2014 г.

Подготовка проекта соглашения вступила в финальную стадию, и уже встал вопрос о процедуре его принятия и ратификации афганской стороной. Президент Хамид Карзай придерживается позиции, согласно которой одобрение и ратификация соглашения являются прерогативой специально созванной Лойя-джирги (собрания народных представителей, прежде всего, из числа пуштунских племенных лидеров). Работа по созыву Лойя-джирги уже началась.

Однако в последнее время в процесс обсуждения вопроса о стратегическом партнерстве с США стали все более активно вмешиваться депутаты Волуси джирги. Они начали требовать, чтобы процедура обсуждения и ратификации договора с американцами происходила, как это и предусмотрено международной практикой, в национальном парламенте. Другими словами, в нынешней Волуси джирге, где не только недостаточно прочны позиции Хамида Карзая, но, напротив, достаточно сильны позиции таджикских и хазарейских этнических групп, традиционно прислушивающихся не только к мнению своих национальных лидеров, но и к рекомендациям из Тегерана. Кроме того, в афганском парламенте существует также "пакистанское лобби", представляемое рядом депутатов-пуштунов, прежде всего, из восточных провинций Афганистана.

Учитывая негативное отношение иранских и пакистанских властей к проекту размещения в Афганистане американских военных баз, можно не сомневаться, что в случае обсуждения вопроса о стратегическом партнерстве в Волуси джирге, члены афганского парламента, ориентированные на Тегеран и Исламабад, проголосовали бы против сохранения военного присутствия США. Тем самым, не только провалив стратегическую инициативу Вашингтона в регионе, но и спровоцировав сильнейший внутриафганский политический кризис.

Представляется, что одним из выходов в такой ситуации для официального Кабула и Вашингтона было ситуативное обрушение афганского парламента, в котором достаточно сильны антиамериканские позиции по вопросу об афгано-американском стратегическом партнерстве. На наш взгляд, в этом ключе и следует рассматривать интригу с очень кстати подоспевшими итогами расследования спецтрибуналом фактов нарушений в ходе последних выборов депутатов Волуси джирги. Следует отметить, что в числе провинций, где специальный трибунал требует провести ротацию депутатских представителей, выделяются восточные, центральные и западные регионы. Причем, больше всего депутатов предлагается поменять в провинциях Герат, Бадгис, Кабул и Газни - это, в основном, представители хазарейцев-шиитов, традиционно ориентирующихся на Иран.

Теперь очевидно, что не вполне легитимный национальный парламент Афганистана не только не вправе настаивать на том, чтобы процедура обсуждения и ратификации соглашения о военных базах США происходила в его стенах, но и, напротив, должен согласиться на делегирование этих полномочий Лойя-джирге, на чем и настаивал президент Хамид Карзай.

Июньский кризис 2011 г. не оставил сомнений в том, что теперь в Афганистане остается лишь единственный механизм ратификации соглашения об афгано-американском стратегическом партнерстве - через Лойя-джиргу (а также Мишрану джиргу - верхнюю палату национального парламента). Однако он не снимает вопроса о политической судьбе нынешнего парламента и о механизмах преодоления кризиса его легитимности. На наш взгляд, здесь возможны несколько вариантов.

1. Парламент сохраняет единство, отказывается поддержать требование специального трибунала и снять депутатские полномочия с 62 своих членов и переносит спор в Верховный суд, одновременно апеллируя к посредничеству международных организаций (ООН).

2. Волуси джирга переходит в политическое наступление: организует массовые акции протеста, ставит вопрос об отставке правительства, генерального прокурора, упразднении специального трибунала по расследованию нарушений в ходе выборов 2010 г., а также объявляет импичмент президенту Хамиду Карзаю. Одновременно парламент поручает одному из вице-президентов сформировать новое правительство страны, подотчетное Волуси джирге.

3. Парламент раскалывается и отказывается защищать своих незадачливых депутатов, попавших под пресс специального трибунала. Руководство Волуси джирги соглашается с требованиями спецтрибунала и проводит ротацию депутатского корпуса, тем самым, устраняя сомнения в своей легитимности.

4. Парламент раскалывается, но не в состоянии провести требуемую специальным судом ротацию депутатского корпуса. Кризис вокруг парламента становится внутрипарламентским, приводя к параличу работы Волуси джирги. В этом случае роспуск нижней палаты законодательного собрания становится делом времени.

5. Президент Карзай вмешивается в кризисную ситуацию, не дожидаясь, пока она приведет к прямому противостоянию главы государства и парламента, и объявляет о роспуске Волуси джирги и досрочных парламентских выборах в конце 2011 г. На период до избрания нового депутатского корпуса полномочия национального законодательного собрания передаются Лойя-джирге, созванной для ратификации афгано-американского соглашения о стратегическом партнерстве, и получающей статус "временного парламента".

В случае реализации пятого сценария президент Хамид Карзай и Лойя-джирга станут на несколько месяцев единственными легитимными институтами власти в Афганистане.

Насколько успешной окажется попытка ослабить влияние Ирана, а также Пакистана в афганском парламенте накануне подписания соглашения о стратегическом партнерстве Афганистана и США, покажет уже ближайшее время. Июньский кризис создает не только предпосылки для усиления президента Афганистана и подконтрольного ему собрания народных представителей в афганской политической системе. Он также предоставляет дополнительные возможности афганской оппозиции, а также иранским и пакистанским спецслужбам для раскачивания ситуации в Кабуле и целом ряде провинций Афганистана. Если внешний контроль над июньским кризисом будет потерян, а сам он выйдет из-под контроля организаторов, то последствия для афганской государственно-политической системы будут самыми печальными. Ведь внеконкурсное участие в афганской борьбе за власть движения Талибан еще никто не отменял.

По информации - Новое Восточное Обозрение

30.06.2011