С В Е Т

РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

А Н А Л И Т И Я

Никита Мендкович

ДОРОГИ В АФГАНИСТАН

Европейские страны планируют новый транспортный проект, направленный на развитие железных дорог в Средней Азии. Его целью является создание стабильных транспортных каналов между республиками СНГ и Афганистаном. На конференции по железнодорожным сетям, которая прошла недавно в Таджикистане, Тадеуш Шозда, председатель Комитета Организации содружества железных дорог (ОСЖД), заявил, что Узбекистан перестал справляться с функциями транзита грузов в Афганистан и необходимо создание новых транспортных маршрутов i.

Действительно, за последний год Афганистан пережил целую серию транспортных кризисов, связанных с проблемами перевозки грузов через территорию соседних государств. Весь прошлый год прошел на фоне задержки товаров на железнодорожных узлах Узбекистана, в декабре грянуло "топливное эмбарго" Ирана, которое чуть не парализовало страну.

Недавно Торгово-Промышленная Палата Афганистана заявила о транспортных проблемах, возникших на этот раз с соседним Таджикистаном. Транзитные пошлины для афганских грузов были повышены правительством Таджикистана на 60% ii, одновременно поступили сообщения и о повышении транспортных тарифов. Хотя Таджикистан преимущественно является передаточным звеном между инфраструктурами восточных провинций Афганистана и узбекскими железнодорожными магистралями, рост транспортных издержек стал болезненным ударом для многих бизнесменов.

Есть проблемы и в Пакистане. Никак не удается полностью решить вопрос о задержке в порту Карачи афганских грузов, на простой которых жалуются многие предприниматели. Кроме того, из-за проблем в отношениях Пакистана и США участились случаи блокирования протестующим населением маршрутов, используемых для снабжения афганской группировки НАТО.

Да, скорее всего, эти проблемы будут так или иначе решены. Афганистан, США и Пакистан регулярно проводят трехсторонние консультации по транспортным вопросам, действует даже афганско-пакистанская комиссия по вопросам транзита. В Таджикистане также успешно идет переговорный процесс. Заместитель начальника предприятия "Таджикская железная дорога" Усмон Каландаров недавно заявил, что предприятие пойдет на уступки при условии, что компании, осуществляющие транзит нефтепродуктов по таджикским железным дорогам, документально гарантируют определённый объем поставок грузов.

Однако само наличие подобных проблем, частота возникновения которых в последние годы нарастает, показывает, что необходимо развитие максимального числа альтернативных транспортных маршрутов. В настоящий момент идет разработка проекта региональной железнодорожной сети, которая должна соединить Иран, Таджикистан, Афганистан, Кыргызстан и Китай, бюджет которого составит 3 млрд. долл. Разумеется, при реализации этой грандиозной стройки предстоит решить массу технических проблем, в т.ч. - разные стандарты ширины железнодорожной колеи в странах региона.

Напомним, в странах СНГ - 1520 мм, а "европейский" стандарт колеи, принятый, в частности, в Китае и Иране - 1435 мм, в Индии и Пакистане - 1676 мм (т.н. "колониальная" колея). Современный Афганистан находится на стыке этих систем, и какая из них будет, в конечном итоге, выбрана для внутренней железнодорожной сети - зависит от геополитического выбора страны.

Пока наиболее вероятен вариант сосуществования в стране нескольких видов колеи, которые будут использоваться в разных регионах.

Часть из них проникает с Севера. Сообщается, что компания "Узбекистон темир йуллари" ("Узбекские железные дороги"), недавно завершившая строительство железнодорожной ветки Хайратон-Мазари-Шариф намерена продолжить движение вглубь страны. Обсуждается, в т.ч., проект продления этой ветки до афганского Герата, одного из крупнейших промышленных центров страны iii. Кстати, к Герату идет и иранская железнодорожная ветка, что указывает на то, что в перспективе в городе придется создавать стыковочные пункты для взаимодействия железных дорог.

Ранее опасались, что препятствием для этого проекта могут стать разногласия Афганистана и Узбекистана по ряду вопросов, в число которых входит энергетический проект CASA-1000, который, как опасается узбекская сторона, может нанести вред республике. Однако сторонам, видимо, удалось договориться о "разделении" этих проблем, что может означать новый виток транзитного сотрудничества.

Также ОСЖД рассматривает проект развития транзитных маршрутов через территорию Туркмении, инфраструктура которой в последнее время переживает бурный рост. Аналитики уже зафиксировали переговоры представителей США и Туркменистана, которые могли касаться новых маршрутов перевозок военных грузов для нужд международных сил в Афганистане iv.

"Европейская" колея проникает в Афганистан из Ирана, который кроме гератской ветки может также взяться за строительство железной дороги Колхозобад-Кундуз-Мешхед. Кроме того, на афганском железнодорожном рынке вероятно появление и строителей из Китая, который планирует строительство ветки КНР-Айнак, предназначенной для снабжения китайского медного комбината. Не исключено также, что в перспективе "экспортировать" собственные железнодорожные стандарты попытается и Пакистан.

Кроме того , не стоит забывать о рынке автоперевозок. Современная дорожная сеть Афганистана - не в лучшем состоянии, однако западные страны и арабские государства вкладывают большие средства в ее развитие и соединение с инфраструктурами соседних государств. Например, Кувейт недавно инвестировал более 20 млн. долл. в проект реконструкции автодороги 4Р87 Гузар-Чим-Кукдала, которая должна соединить Афганистан и Узбекистан.

Наконец, следует упомянуть о воздушных перевозках, которые весьма важны при частых нарушениях наземных путей из снегопадов и паводков. В настоящий момент во многих административных центрах провинций действуют международные аэропорты, которые постоянно модернизируются и расширяются. Кроме того, в Афганистане функционирует ряд военно-воздушных баз, инфраструктура которых достанется после вывода из республики ISAF национальным властям.

Хочу подчеркнуть, проблема транзита не имеет исключительно технического решения. Наравне с ограниченной емкостью транспортных систем сопредельных стран, регулярные транспортные кризисы вызывают и политические причины, попытки оказывать давление на страны Международной Коалиции и правительство Афганистана, используя "транзитный ресурс". Однако сама по себе диверсификация путей снабжения поможет создать значительно большую свободу маневра на переговорах.

Мендкович Никита Андреевич, историк, экономист, эксперт Центра изучения современного Афганистана (ЦИСА), специально для Интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение".

i "http://www.journal-neo.com/?q=ru/node/6158#sdendnote1anc" Regnum, 19 апреля 2011 "http://www.regnum.ru/news/1396345.html".

ii "http://www.journal-neo.com/?q=ru/node/6158#sdendnote2anc" Информационно-аналитический бюллетень "Мизан", 25 апреля 2011.

iii "http://www.journal-neo.com/?q=ru/node/6158#sdendnote3anc" Афганистан.ру, 25 апреля 2011 "http://www.afghanistan.ru/doc/19999.html".

iv "http://www.journal-neo.com/?q=ru/node/6158#sdendnote4anc" Д.Н. Верхотуров Активизация Туркменистана на афганском направлении "http://www.afghanistan.ru/doc/19503.html".

По информации - Новое Восточное Обозрение

03.05.2011