С В Е Т

РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

А Н А Л И Т И Я

. . . . . . . .

. . . . . . . .

Александр Фролов

ПРОЕКТ ПАКИСТАН: СДЕЛАНО В США

Вашингтон намерен начать оказание масштабной невоенной помощи Пакистану в размере 7,5 млрд. долл. в течение 5 лет. Конгресс США одобрил законопроект сенаторов Дж. Керри и Р. Лугара, структурирующий эту помощь, оговаривающий условия ее предоставления, сферы приложения и контроль за использованием. Недавно побывавшая в Пакистане Хиллари Клинтон оценила ситуацию на месте и дала зеленый свет всему проекту.

Названный документ, именующий Пакистан важнейшим вненатовским союзником США и ценным партнером в битве против "Аль-Каиды" и "Талибана", базируется на том принципе стратегии Б. Обамы, который увязывает решение проблем Афганистана и Пакистана в единое целое. В этой связи акт Керри - Лугара весьма любопытен.

В документе говорится, что начиная с 2001 г. США предоставили Пакистану общую помощь в размере 15 млрд. долл., из которых 10 млрд. были предоставлены в виде прямых платежей на обеспечение безопасности государства. Новое вливание средств призвано не просто "консолидировать достигнутое", но и придать новое направление развитию страны и предусматривает решение широкого спектра задач. Каковы же задачи?

Помощь должна "поддержать народ Пакистана и усилия его демократического правительства по консолидации демократии, укреплению роли пакистанского парламента, законности и созданию в стране независимых институтов государственной власти и юридической системы и их транспарентности". Законопроект Керри-Лугара предусматривает поддержку демократических институтов пакистанского общества, в том числе связанных с защитой прав человека, расширение экономических свобод, инвестирование в человеческий капитал, включая тех, кто проживают в зонах проведения антитеррористических операций, развитие народной дипломатии, защиту прав рабочих и создание профсоюзных организаций.

Помимо политической части помощь должна коснуться создания долгосрочных проектов развития, включая строительство дорог, создание национальной авиапромышленности и объектов авиационной инфраструктуры, развитие мелкого и среднего предпринимательства, водопользования, энергетики и создания соответствующих предприятий.

Третий сегмент помощи предусматривает совершенствование системы образования в школах и медресе с акцентом на воспитание учащихся в духе терпимости и ненасилия. Средства должны пойти на содействие усилиям по обеспечению всеобщего начального образования для пакистанских девочек.

И, наконец, четвертая составляющая помощи нацелена на укрепление способности Пакистана осуществлять контртеррористические операции, усиление его правоохранительных структур и национальных оборонительных сил, конечно, под надзором гражданского руководства. При этом американские законодатели считают необходимым проведение перекрестных трансграничных военных операций.

Эффективность действий пакистанского правительства по борьбе с терроризмом будет оцениваться тем, насколько оно: пресекает деятельность "Аль-Каиды" и движения "Талибан", других экстремистских группировок в зоне ФАТА (зоны федерально управляемых племен), в сопредельных зонах; уничтожает базы и укрытия этих структур, включая лагеря подготовки террористов Лашкар-е-Таиба и Джейш-е-Мухаммед; пресекает предоставление поддержки группам экстремистов и террористов, предотвращает их нападения на соседние страны; усиливает наблюдение за школами и медресе страны на предмет недопущения распространения в них идеологии терроризма и связей с террористическими организациями; усиливает законодательство по борьбе с отмыванием денег в соответствии с конвенцией ООН; предоставляет информацию о достигнутых успехах в деле ядерного нераспространения.

Эксперты утверждают, что, по сути, законопроект нацелен на то, чтобы расставить акценты во взаимоотношениях между пакистанскими гражданскими и военными. Финансы будут поступать только гражданским руководителям страны при условии, что те будут осуществлять нужный контроль над действиями военных. Каждые 180 дней Вашингтон будет осуществлять проверку расходования средств, в центре которой - генеральный контролер США, американские госсекретарь и министр обороны.

Конечно, помощь Пакистану необходима. Строительство дорог, объектов энергообеспечения, повышение уровня образования, занятости населения - всё это насущные потребности страны. Однако есть ощущение, что в Вашингтоне использовали обычный трафаретный подход, применимый, скорее, для недостаточно развитых европейских демократий. Речь же идет о стране с совершенно иным культурно-историческим наследием. Американцы хотят реализовать скроенный по их собственным меркам модернизационный проект в мусульманском обществе, давно живущем по своим, хорошо сохранившимся традициям. До сих пор ни один американский проект под названием "демократия" не сработал в мусульманских странах так, как того хотели его устроители, и, скорее всего, уже не сработает.

Например, в Пакистане военные играли и продолжают играть огромную консолидирующую роль, даже несмотря на то что с февраля с.г. в Исламабаде работает гражданское правительство. Именно военные ведут вооруженную борьбу с отрядами талибов на северо-западе страны, поддерживают порядок в городах и горячих точках и сохраняют единство страны. Вашингтон же, с одной стороны, побуждает военных продолжать наводить порядок с помощью силы, а с другой - пытается стреножить их действия, лишив их привилегий, которыми они всегда пользовались в пакистанском обществе.

Акт Керри - Лугара вызвал, естественно, недовольство пакистанских военных, которые выразили это недовольство гражданскому президенту А. Зардари. Президент, избрание которого в феврале с.г. приветствовали в Вашингтоне, высказал достаточно жесткую критику в адрес своих заокеанских партнеров, в частности по вопросу о практикуемых американцами методах борьбы с терроризмом. Он заявил, что Вашингтону не следует отождествлять две совершенно разные страны - Пакистан и Афганистан, а равно использовать к ним одни и те же подходы и методы - сугубо карательные.

Возникли у Исламабада претензии и в чисто военной сфере, прежде всего в том, что касается намерений Пентагона перенести военные действия на пакистанскую территорию. Пакистанское руководство убеждено, что национальная армия сама способна навести порядок в своём доме. Пакистанское командование хотело бы получить от США беспилотные летательные аппараты, но не может этого добиться. Армии Пакистана необходимы также материальная поддержка, помощь боеприпасами и вооружением.

В Исламабаде имеют и еще одну причину быть недовольными Вашингтоном: за последнее время США значительно продвинулись в сотрудничестве с Индией в области ядерной энергетики и даже предоставили ей свои технологии, чего нельзя сказать о сотрудничестве с Пакистаном. Как известно, летом этого года США и Индия заключили соглашение о стратегическом партнерстве, предусматривающее расширение военного сотрудничества.

В Пакистане не горят желанием предоставить американцам прямой доступ к своим разработчикам ядерного оружия. США же хотели бы непосредственных контактов с отцом пакистанской ядерной бомбы д-ром А. Ханом, которого обвиняли в передаче ядерных секретов Ирану, Северной Корее и Ливии. Пакистанские власти взяли д-ра Хана под домашний арест и не допускают к нему американцев. Как заявил, например, бывший член кабинета министров П. Мушаррафа Т. Азем, доктор Хан считается у пакистанцев национальным героем. Допустить к нему американцев - значит вызвать возмущение в пакистанском обществе.

Сейчас, когда стали известны детали закона Керри-Лугара, пакистанское руководство подпадает под огонь критики всех оппозиционных партий, утверждающих, что данный акт ущемляет национальный суверенитет государства. Согласно проведенному Международным республиканским институтом (США) опросу, 80% пакистанцев откровенно против сотрудничества с Вашингтоном в вопросах противодействия терроризму, и это на 20% больше, нежели полгода тому назад. А исламисты открыто говорят, что, согласившись сотрудничать с Соединёнными Штатами, пакистанское правительство стало на путь предательства, и сопротивление этому правительству будет нарастать. Многочисленные взрывы и акты насилия говорят о том, что исламисты не бросают слов на ветер. Многие эксперты, в том числе и американские, высказывают мнение, что жесткие условия предоставления американской помощи, особенно связанные с вмешательством во взаимоотношения военных и гражданских лиц, с внесением глубинных изменений в систему функционирования федеральной и местной структур власти могут еще больше усложнить ситуацию в стране и поставить пакистанское руководство в сложное положение.

В то же время пакистанские руководители не могут и отказаться от помощи, питая надежду, что, если деньги начнут поступать в рамках обещанного транша, настроения общественности могут качнуться в другую сторону.

Так или иначе, американский "проект Пакистан" запущен.

По информации "Фонд стратегической культуры"

16.11.2009