Владимир Платов

КАКОЕ БУДУЩЕЕ ЖДЁТ АФГАНИСТАН?

Как известно, 15 августа 2021 года боевики запрещенного в России террористического движения «Талибан» практически без боя заняли афганскую столицу Кабул и установили в стране свою власть, став единственной правящей силой в этой стране. Придя к власти, талибы заявили о готовности взаимодействовать с миром, создать правительство, в которое войдут представители со всей страны, а также обеспечить основные права населения, в том числе женщин.

Однако из обещанного почти двадцать месяцев назад практически ничего так и не было выполнено, в связи с чем правительство талибов никто в мире не торопится признавать. В СМИ и оценках политиков многих государств продолжают появляться оценки, что Афганистан — самая опасная страна исламских фундаменталистов, неиссякаемый источник потока беженцев, страна с криминальной экономикой и жуткой демографией.

Население страны превышает 40 млн. человек. Афганистан держит первенство в мире по рождаемости (женщины, в среднем, имеют 6-7 детей), правда средняя продолжительность жизни — 44,6 года (214-е место в мире). ВВП на душу населения — 169 место в мире из 189, иностранная помощь $2,6 млрд при госбюджете в $3,3 млрд. Страна обладает богатыми природным ископаемыми: уголь, железо, медь, драгоценные и редкоземельные металлы, нефть, газ, и др., которые однако не используются и не разрабатываются. Гуманитарная ситуация весьма сложная, 20 млн человек, что составляет половину населения страны, испытывают нехватку продовольствия. Произошел отток десятков тысяч высококвалифицированных работников, бежавших из страны. Было распущено Министерство по делам женщин, права которых продолжают урезаться. С точки зрения гражданских свобод ситуация в Афганистане ухудшилась.

По поступающим оценкам, в стране выросла численность боевиков террористической группировки ИГИЛ (запрещена в РФ) — с 2 тыс. до 6 тыс. боевиков, усиливается радикализация общества, что вызывает не утихающую обеспокоенность стран Центральной Азии (ЦА) в отношении угроз региональной безопасности. И эта озабоченность дополнительно усилилась после сенсационных откровений лидера талибов мавлави Хайбатуллы Ахундзады несколько дней назад, после того, как тезисы его выступления появились в афганских социальных сетях. Из опубликованного следует, что первый этап джихада в стране пройден и теперь «Талибан» (формирование запрещено в РФ) намерен распространить шариатскую систему управления во всём мире.

Заявление эмира талибов разрушает надежды многих политиков на то, что в стране установят демократические принципы, так как мавлави Хайбатулла Ахундзада во время указанного выше выступления перед учёными сказал, что никакого «инклюзивного правительства» в Афганистане не будет. Полную шариатскую систему в стране планируется создать путем объединения действий религиозных ученых и «правителей», то есть талибских администраторов. Причем ученые, знающие религиозные нормы лучше талибов, будут присутствовать во всех структурах власти, чтобы контролировать соблюдение шариата и именно на них возлагается главная задача в этом процессе.

Несколько месяцев назад известный американский политолог Шерил Бернард, супруга бывшего американского спецпредставителя США по Афганистану Залмая Халилзада, через СМИ открыто призвала главу Минобороны муллу Якубу и главу МВД Сираджуддина Хаккани, которые пытаются вести закулисные переговоры с иностранными партнерами и выступают с критикой фундаменталистского окружения мавлави Хайбатуллы, совершить переворот в Афганистане. В этой связи, стремясь сохранить старые порядки и усилить контроль жизни в стране, эмир Хайбатулла Ахундзада заявил о создании 40-тысячного корпуса личной гвардии, не исключая возможность смены руководства силовых ведомств. Этот корпус личной гвардии будет финансироваться из бюджета страны в противовес правоохранителям и армии.

Что же касается армии, то Министерство обороны «Исламского Эмирата Афганистан» (ИАЭ — так талибы называют свою страну) планирует увеличить в текущем году численность солдат до 200 тысяч. Об этом заявил начальник штаба армии Кари Фасихуддин Фетрат. При этом учитывается, что у ИЭА осталась вся военная техника от предыдущего правительства, имеется восемь воинских частей, включая Центральный армейский корпус помимо двух воинских частей в Баграме и Бадахшане, в провинциях Кандагар, Гильменд, Пактия, Лагман, Кундуз и Балх. К настоящему времени талибам удалось создать даже собственные военно-воздушные силы (ВВС), которых на протяжении последних 20 лет у них не было. Эти ВВС насчитывают десятки единиц авиатехники, которая уже используется в боевых действиях против вооруженных группировок противников нынешнего режима.

Примечательно, что на момент захвата власти в Афганистане в середине августа 2021 года численность боевиков «Талибана» оценивалась в 100 тысяч человек. По данным Global Firepower Index, общая численность армии государств Центральной Азии (Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, и Узбекистана) насчитывает сегодня порядка 222 тысяч солдат. И на этом фоне создаваемый «Талибаном» джихадистский корпус в 200 тысяч может представить серьезную угрозу странам этого региона.

Сенсационные откровения мавлави Хайбатуллы таким образом опровергают утверждения многих политиков и экспертов, уверявших общественное мнение в якобы отсутствии у афганского «Талибана» глобальных джихадистских амбиций. В этой связи не лишним будет напомнить, кто же такой мавлави Хайбатулла Ахундзада.

Родился он 19 октября 1967 года в районе Панджвай (к юго-западу от города Кандагар), принадлежит к племени Нурзай. После вторжения советских войск в Афганистан укрылся со своей семьей в Пакистане, где и произошло формирование его религиозных взглядов. В конце 1980-х он сражался с советскими войсками и обучал моджахедов.

Хайбатулла Ахундзада носит титул «мавлави», являющийся выше титула «мулла», которым обладал основатель движения «Талибан» Мухаммад Омар. Он был избран советом движения 25 мая 2016 года после убийства муллы Ахтара Мухаммеда Мансура. После того, как в 1996 году бывший лидер талибов мулла Мухаммад Омар назначил его главой военного суда в Кабуле, он нес ответственность за большинство фетв талибов и решение религиозных вопросов между членами движения.

После американского вторжения в Афганистан в 2001 году Хайбатулла Ахундзада играл активную роль в возрождении и организации джихада против Соединенных Штатов и сил коалиции на афганской территории.

22 мая 2015 года прежний лидер талибов мулла Ахтар Мухаммад Мансур был убит в результате удара американского беспилотника в провинции Белуджистан на юго-западе Пакистана. 25 мая 2016 года об избрании Хайбатуллы Ахундзада лидером движения «Талибан» было объявлено членами «Шура Ахль Аль-Халь Валь-Акд» — высшего руководящего органа движения «Талибан». Сразу после этого избрания ему присягнул на верность лидер «Аль-Каиды» (террористическая организация, запрещенная в РФ) Айман аз-Завахири и назвал его «повелителем правоверных», что способствовало укреплению его авторитета среди джихадистов.

29 февраля 2020 года в Катаре под руководством Ахундзады «Талибан» подписал историческое Дохинское мирное соглашение с Соединенными Штатами.

В своем последнем выступлении маулави Хайбатулла подчеркнул свой особый политический статус в создаваемой в Афганистане «исламской системе». Который ряд афганских экспертов расценил как послание эмира «Талибана» не только отдельным амбициозным министрам талибского правительства в Кабуле, но и всему вешнему миру.

Платов Владимир, эксперт по Ближнему Востоку, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

08.04.2023