Владимир Терехов

СОСТОЯЛСЯ ОЧЕРЕДНОЙ ФОРУМ США - ИНДИЯ ПО ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ ОТНОШЕНИЯМ

В ходе прошедшей 9-11 января с. г. поездки в США представительной индийской делегации во главе с министром торговли и промышленности Шри Пиюш Гойялом, в Вашингтоне прошло очередное заседание двустороннего Форума по торговой политике (Trade Policy Forum, TPF).

Иногда он обозначается также термином “Стратегический диалог”, поскольку в рамках данного Форума ответственными представителями обеих стран не раз делались заслуживающие внимания заявления, касающиеся как двусторонних отношений, так и развития ситуации в Индо-Тихоокеанском регионе. С основными целевыми установками указанной площадки для обсуждения широкого круга вопросов американо-индийских отношений, можно познакомиться здесь.

Как отмечается в данном документе, она была образована ещё в 2005 г. и на ней было проведено (включая последнюю) уже 13 встреч. Отметим четырёхлетний (в период 2017-2021 гг.) перерыв в работе TPF. Представляется неслучайным возобновление (в ноябре 2021 г.) работы этой площадки в период небывалого за десятилетия обвала китайско-индийских отношений в результате известного инцидента, случившегося летом 2020 г. в Ладакхе.

По итогам предыдущего заседания TPF было принято Совместное заявление из 28 пунктов. Обратили на себя внимание пункты 4 и 15. В первом и тогда возглавлявшая американскую делегацию торговый представитель президента Кэтрин Тай “приветствовала” меры правительства Индии по обеспечению гарантий прямым иностранным инвестициям и резкое упрощение процедуры их внесения в индийскую экономику. В пункте же 15 индийская сторона выражала пожелания стать объектом применения американской ветви программы ООН оказания содействия экономическому прогрессу развивающихся стран (UNCTAD).

В ходе прошедших в апреле 2022 г. переговоров той же К. Тай с находившимся в это время в Вашингтоне руководителем МИД Индии С. Джайшанкаром собеседники указали на важность самого факта возобновления работы Форума TPF. Очередное его 13-е заседание должно было состояться через год после 12-го, то есть в ноябре 2022 г. Но оно было отложено по причине напряжённой внутриполитической обстановки в обеих странах в связи с очередными выборными циклами. В США это были промежуточные выборы в конгресс, в Индии шла межпартийная борьба в связи с избранием новых составов парламентов ряда штатов.

То есть официально заявленная причина переноса на два месяца “календарной” даты очередного заседания TPF выглядит вполне убедительно. И всё же нельзя не обратить внимание на то, что оно состоялось спустя месяц после очередного инцидента на другом участке приграничной зоны (в районе Таванга), разделяющей Индию и КНР. Как и Ладакх, данная зона является предметом территориальных споров между обеими странами.

Отметим, что возглавлявший индийскую делегацию на обеих последних заседаниях TPF Ш. Гаял весьма значимая фигура в руководстве нынешней Индии. Помимо обозначенного выше, он занимает ещё несколько постов в действующем правительстве. Кроме того, он является председателем Верхней палаты парламента (Совет штатов) и одним из координаторов правящего партийного блока (National Democratic Alliance, NDA) право-центристской ориентации во главе с Бхаратия Джаната парти.

В ходе нынешней поездки в США Ш. Гаял провёл переговоры с той же К. Тай и министром торговли Джиной Раймондо. В Нью-Йорке члены его делегации и он сам пообщались с видными представителями американского бизнеса, а также аналитических центров США.

В принятом сторонами очередном Совместном заявлении из тех же 28-и пунктов, на этот раз обратили на себя внимание несколько моментов. Во-первых, выражается удовлетворение как деятельностью рабочих групп, сформированных годом ранее в различных областях двусторонней торгово-экономической кооперации, так и общим состоянием этой последней. Тем не менее указывается, что даже нынешний объём торговли товарами и услугами (находящийся на уровне $160 млрд ежегодно) далеко не соответствует возможностям обеих стран.

Отметим в связи с последним заметное отставание по данному показателю в торговле с Индией занимающих вторую и третью строчки КНР и ЕС, у которых объём торговли с ней находится в пределах $120 и 90 млрд, соответственно. Причём в торговле с первой у Индии наблюдается устойчивый и постоянно возрастающий дефицит, находящийся на уровне уже порядка 80% от общего объёма.

В пункте 4 выражается удовлетворение американской стороны участием Индии в “Индо-Тихоокеанском экономическом рамочном соглашении” (Indo-Pacific Economic Framework for Prosperity, IPEF), факт создания которого обсуждался недавно в НВО. Отметим очевидно антикитайское целеполагание инициирования Вашингтоном данной конфигурации. Впрочем, количество таковых непрерывно возрастает, и стремление руководства США вовлечь в них Индию представляется не менее очевидным.

Однако среди обилия разного рода затронутых в данном документе тем (включая, например, проблематику сохранения популяций морских черепах в процессе рыбной ловли) не удалось обнаружить каких-либо следов намерения сторон решить едва ли не главную проблему в двусторонних экономических отношениях, обусловленную отсутствием в них формата свободной торговли. Комментаторы связывают это (внешне странное) обстоятельство с настороженным отношением руководства США (независимо от партийной принадлежности) вообще к данному формату во внешней торговле. Поэтому, кстати, ведущей мировой экономической державы нет среди участников таких конфигураций, как CPTTP и RCEP.

Главным образом упомянутым “обстоятельством” обусловлены в целом скептические оценки Форума TPF, как такового, а также итогов его последнего заседания. И действительно, вряд ли сам факт наличия в системе отношений Индия-США данного Форума сколь-нибудь заметным образом сказывается на в целом вполне позитивной картине состояния её торгово-экономической компоненты.

Что вовсе не означает отсутствия повода для того, чтобы обратить внимание на упомянутый факт. Но его значимость обусловлена не столько сферой экономики, сколько политической ситуацией в Индо-Тихоокеанском регионе. Один же из главных аспектов её развития обусловлен позиционированием в ИТР Индии. Этим обусловлены возрастающие попытки Вашингтона (в компании с Лондоном) привлечь на свою сторону Нью-Дели в борьбе с Пекином за влияние в регионе.

В рамках данных попыток располагаются факты формирования руководством США прочих (как многосторонних с участием Индии, так и чисто американо-индийских) форумных площадок-конфигураций. В этом плане обратило на себя внимание проведение в середине января (то есть сразу после очередного заседания TPF) 6-го Форума руководителей МИД обеих стран (Э. Блинкен участвовал в нём дистанционно). Подготовкой со стороны США к нему занимался в Нью-Дели помощник госсекретаря Дональд Лу, отвечающий за политику Вашингтона в Южной и Центральной Азии.

Кстати, очередной (наряду с той же К. Тай) китаец по происхождению в действующей американской администрации. Кажется, в ней этнические китайцы и индийцы, что называется, “сосуществуют” вполне мирно. Что с возрастающим трудом удаётся делать их прародинам. В частности, как скептически-настороженную можно определить реакцию в КНР на очередное заседание Форума TPF. Статья на эту тему в Global Times сопровождается выразительной иллюстрацией.

Отметим, наконец, что, несмотря на очевидные признаки определённого “уклона” внешней политики Индии в целом в сторону Вашингтона (и его региональных союзников, прежде всего Японии и Австралии), Нью-Дели сохраняет в целом традиционное для себя нейтральное позиционирование на мировой политической арене. О чём свидетельствуют не только отказ Индии присоединиться к антироссийским акциям, которые в последнее время предпринимаются Вашингтоном, но и рационально-сдержанное поведение в конфликтных ситуациях, возникающих в отношениях с КНР.

Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала “Новое Восточное Обозрение”

Источник: Новое восточное обозрение

17.01.2023