Дмитрий Бокарев

СМОГУТ ЛИ АВСТРАЛИЯ И ИНДИЯ НАЛАДИТЬ АНТИКИТАЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО?

Еще десять лет назад взаимодействие Австралии и Индии нельзя было назвать очень интенсивным. Однако с тех пор они активно развивали сотрудничество и достигли в этом немалых успехов. Причиной увеличения взаимного интереса Австралии и Индии стало их общее беспокойство из-за роста могущества Китая и его амбиций, связанных с Азиатско-Тихоокеанским регионом.

По мере того, как в государствах АТР росло китайское экономическое и политическое влияние, а в Тихом океане увеличивалась активность китайских ВМС, США, Австралия, Новая Зеландия, Япония, Южная Корея и другие государства региона испытывали все большее беспокойство. Такое же беспокойство ощущала Индия, наблюдая аналогичные процессы в Индийском океане и в Африке. В результате все эти государства начали стараться нарастить сотрудничество, как политическое, так и военное.

В ноябре 2014 г. премьер-министр Индии Нарендра Моди и его австралийский коллега Тони Эбботт подписали рамочное соглашение об индийско-австралийском сотрудничестве в сфере безопасности, которое стало важным стимулом для сближения двух стран.

Австралия и Индия обмениваются визитами на высоком уровне и налаживают военно-политическое взаимодействие на таких площадках, как, например, Диалог 2+2, в котором участвуют министры иностранных дел и обороны, а также Четырехсторонний диалог по безопасности, в котором индийский и австралийский премьеры принимают участие вместе с коллегами из Японии и США.

В настоящее время Австралия и Индия работают над соглашениями о взаимной поддержке в сфере логистики, об обмене информацией, а также дорабатывают морское соглашение. Все это должно облегчить военное взаимодействие и помочь развитию стратегического сотрудничества.

Тем не менее, несмотря на эти контакты и на общие опасения в отношении КНР, создать прочный антикитайский союз Индии и Австралии пока не удается: обе страны относятся друг к другу с определенной долей подозрительности. Одним из камней преткновения на пути австралийско-индийского сотрудничества является индийская политика идентичности, которая, по мнению западных стран, к которым принадлежит и Австралия, нарушает права мусульманского населения Индии и противоречит демократическим ценностям, которые Запад считает основой своего взаимодействия с партнерами.

Так, в августе 2019 г. власти индийского штата Ассам опубликовали Национальный реестр гражданства, в соответствии с которым около 2 млн жителей штата иностранного происхождения могут оказаться под угрозой депортации, поскольку не имеют документального подтверждения своего индийского гражданства. В декабре 2019 г. индийский парламент решил предоставить индийское гражданство на льготных условиях тем переселенцам из Афганистана, Бангладеш и Пакистана, которые не являются мусульманами. Среди беженцев есть люди, исповедующие христианство, буддизм, индуизм, джайнизм, зороастризм и сикхизм, и, по словам индийского правительства, закон направлен на то, чтобы защитить представителей этих религий от преследований, которым они подвергаются в мусульманских странах. При этом беженцы, исповедующие ислам, могут получить индийское гражданство, пройдя старую процедуру натурализации в соответствии с действующим законодательством. Тем не менее миллионам нелегальных мигрантов-мусульман может угрожать депортация, даже тем из них, которые успели прожить на территории Индии десятки лет. Такое решение вызвало протесты среди 200-миллионного мусульманского населения Индии, которые вылились в беспорядки с человеческими жертвами. Также новые индийские законы вызвали осуждение со стороны ряда государств и западных либеральных СМИ.

Сложно сказать, как все это может отразиться на развитии австралийско-индийских отношений. Запад славится своим прагматизмом и нередко закрывает глаза на неоднозначные поступки своих партнеров, если сотрудничество с ними по-настоящему выгодно. Присутствие Китая в АТР все более ощутимо, и Австралии, как и другим странам Запада, придется принять внутреннюю политику Индии ради собственной безопасности и сохранения привычного порядка в АТР. Многие австралийские политики выражают большой энтузиазм по поводу дальнейшего развития отношений своей страны с Индией. Тем не менее в январе 2020 г. австралийский премьер-министр Скотт Моррисон не прибыл на конференцию «Raisina Dialogue».

«Raisina Dialogue» – международная конференция, которая ежегодно проходит в Нью-Дели с 2016 г. при поддержке МИД Индии и индийского аналитического центра Observer Research Foundation. На этом мероприятии Индия обсуждает наиболее интересующие ее вопросы геополитики и геоэкономики со своими основными партнерами. В январе 2020 г. состоялась пятая, юбилейная «Raisina Dialogue», и Скотт Моррисон должен был произнести на ней вступительную речь. Однако приехала только австралийский министр иностранных дел Мэрис Пейн, а Моррисон прислал видеообращение к участникам конференции, в котором сообщил, что вынужден оставаться в своей стране, пока не будет решена проблема пожаров, охвативших Австралию в 2019-2020 г. Это действительно была национальная катастрофа, требовавшая пристального внимания высшего руководства страны. Тем не менее факт есть факт: на одном из важнейших политических мероприятий Индии австралийский лидер отсутствовал.

Еще одна проблема в сотрудничестве Индии и Австралии – то, что каждая страна обеспокоена китайской активностью в своем регионе. Для Австралии это Южно-Тихоокеанский регион, для Индии – Индийский океан и Южная Азия. Соответственно, и та, и другая сторона хочет направить основные усилия на сохранение своей сферы влияния и при этом опасается, что партнер попытается поставить свои проблемы на первое место в общей повестке.

Наконец, Австралия – часть западного мира и союзник США, до такой степени, что на ее территории находятся американские военные базы. Сотрудничество с Австралией означает для Индии увеличение сотрудничества с Америкой. США давно пытаются вовлечь Индию в свой антикитайский военный блок, а для Индии неприсоединение к военным союзам – одна из основ политики. Поэтому Индия, хоть и ведет сотрудничество с США, делает это ограниченно, чтобы оно не превратилось в зависимость, и пытается отделить свое сотрудничество с Австралией от сотрудничества с США. Так, есть сообщения, что именно Индия препятствует участию Австралии в учениях ВМС «Малабар», которые она ежегодно проводит совместно с США.

Таким образом, можно сделать вывод, что полного доверия между соперниками Китая в Индо-Тихоокеанском регионе нет. Индия опасается попасть под влияние Запада, а Запад производит впечатление партнера, который думает только о своих интересах. Недоверие тормозит развитие военно-политического сотрудничества китайских конкурентов, а Китай тем временем набирает мощь, и соревноваться с ним в одиночку уже тяжело даже США.

Дмитрий Бокарев, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник - Новое восточное обозрение

08.03.2020