С В Е Т

РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

А Н А Л И Т И Я

. . . . . . . .

. . . . . . . .

Александр Акимов

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ ДЕМОКРАТИИ

Александр Акимов - доктор экономических наук, профессор.

Когда-то И.В. Сталин, человек, глубоко презиравший демократию, обронил фразу насчет того, что "нет ничего практичнее хорошей теории". В этом смысле книга профессионального индолога, доктора исторических наук А.Г. Володина "Политическая экономия демократии" - книга, несомненно, практичная. В книге удачно соединены исторический и географический подходы, описание становления демократических политических систем в разные эпохи и сравнение типов демократий в разных странах и регионах. На этом фоне возникает широкая картина возникновения современного гражданского общества как среды формирования политических институтов, обеспечивающих воспроизводство демократии (представительных политических систем). Это позволяет автору решить ту задачу, которую сам он видит для себя главной, - показать, "как социально-экономическая действительность индустриального способа производства реализуется в системе политического представительства".

Отбор конкретного материала в книге подчинен анализу трех основных, с точки зрения автора, моделей формирования демократии: европейской, или классической; индийской, связанной с длительным колониальным владычеством "эталонной демократии" - Англии и специфической сложностью индийского общества; и "форсированной" демократизацией в странах дальневосточного региона, отличавшихся в последние три-четыре десятилетия высокими темпами экономического роста.

Книга обладает цельной внутренней логикой, опирается на выверенную систему понятий. В кратком описании европейской модели становления демократии автор выделяет в процессах, формировавших современную Европу как интегрированный регион, возникновение с XIV в. западноевропейских рынков и интенсификацию межгосударственного соперничества ведущих европейских держав в военно-политической области. Важным моментом является отмеченная в книге разница между европейской и североамериканской моделями взаимодействия гражданского общества и государства.

Естественно, что наибольшее внимание в книге опытного индолога уделено описанию модели политической демократии Индии. Здесь в полной мере сказалось хорошее практическое знание А.Г. Володиным индийской жизни, быта индийцев, особенностей политической борьбы в этой стране. Во многом эта часть работы основана на "полевых" исследованиях автора.

Практичность концепции автора проявляет себя, по крайней мере, в двух отношениях.

Во-первых, это вытекающий из логики изложения вывод о тесной связи быстрого экономического роста со становлением гражданского общества и его демократических институтов. Однако единый "эталон" здесь отсутствует: система демократических институтов в каждой стране с необходимостью впитывает особенности культурно-исторического развития именно данного сообщества. Если на рубеже 80-90-х гг., когда процесс распада СССР шел к завершению, американец японского происхождения Фрэнсис Фукуяма утверждал, что все пути социально-экономического развития сойдутся в точке "конца истории", каковой станет всемирное торжество либеральной демократии, то сегодня об этом тезисе Фукуямы почти не вспоминают: современному Западу больше подходят представления другого американца (египетского происхождения), Фарида Закария, предложившего формулу "нелиберальной демократии" ("illiberal democracy").

Во-вторых, практичность "Политической экономии демократии" А.Г. Володина связана с рассмотрением конкретных социально-политических процессов в России. По мнению автора, российская действительность имеет немало черт, роднящих ее не столько с европейской, сколько с индийской и дальневосточной моделями развития. Среди этих черт - "довольно мощная интеллектуальная традиция антикапитализма", существующая в Индии наряду с "идейно-политической гегемонией буржуазии и тяготеющей к ней в экономическом, политическом и культурном отношении части средних слоев". В такой социально-политической структуре партии - это "инструменты, обеспечивающие комфортное существование профессиональным политикам", что мы можем наблюдать и на Тайване, и в Южной Корее, и в России.

Представляют интерес рассуждения автора о перспективах развития политической жизни в странах так называемого "догоняющего" развития. Анализируя процесс формирования гражданского общества в Индии, А.Г. Володин пишет: "Реформаторская деятельность в индийском государстве, и это осознает все более значительная часть населения, может осуществляться лишь силами и механизмами институциональных структур современного типа - политических партий, профсоюзов и других общественных организаций, государственного аппарата". Не будем доказывать, что Россия - это не Индия (чтобы не уподобиться тому автору, которому для доказательства тезиса "Россия - это не Америка" потребовалось написать целую книгу), подумаем о другом: надо ли, к примеру, расходовать человеческие, материальные и финансовые ресурсы на производство российского "народного автомобиля", приспособленного к скверным русским дорогам, если для начала можно эти ресурсы распределить иначе - соединить импорт хороших автомобилей со строительством у себя в стране хороших дорог? Только отчего-то не соединяется.

Некоторые замечания А.Г. Володина, сделанные на материале Индии, приобретают значение общих социологических закономерностей. Например, описание стимулирования политической активности граждан по трем направлениям: прививка человеку навыков ориентации в многообразии политических партий, "осовременивание" его политического поведения, "уплотнение" связей гражданской жизнедеятельности между разными районами страны, разными национально-этническими группами, разными социально-профессиональными категориями и т.д. Другой пример - приводимый в книге перечень причин усиления роли государства в формировании духовно-интеллектуальной инфраструктуры общества в Индии: рост потребностей широких слоев населения, неспособность рынка регулировать возрастающие запросы различных социальных групп, несовместимость рыночного механизма в его чистом виде с требованиями социальной справедливости и политической устойчивости, необходимость не допустить гипертрофии инстинкта индивидуального самообогащения в ущерб общественным интересам и др.

Солидное исследование А.Г. Володина подводит итоги многолетней научной работы автора и достойно пополнит библиотеку фундаментальных работ в области обществоведения. Вместе с тем, как и всякая серьезная работа, новая книги известного индолога неизбежно рождает новые вопросы: о влиянии кризиса финансово-экономической системы с одной-единственной мировой валютой (долларом) на перспективы демократии в странах "первого", "второго", "третьего", "четвертого" миров; о сравнительных шансах "либеральной" и "нелиберальной" демократий в странах, принадлежащих к разным культурно-историческим типам (цивилизациям); о социальных последствиях внедрения "нелиберальной" демократии средствами внешней интервенции (Афганистан, Ирак); о способах управления движением противоречия "экономическая эффективность/социальная справедливость" и ряд других. Пожелаем многоопытному и творчески активному автору, чтобы в следующих его книгах российский (и не только) читатель нашел бы ответы и на эти животрепещущие вопросы современности.

* * *

А.Г. Володин. "Политическая экономия демократии". ИМЭМО РАН, МГУ, Институт стран Азии и Африки при МГУ им. М.В. Ломоносова. - М., "Гуманитарий", 2008. - 288 c.

По информации "Фонд стратегической культуры"

17.10.2008