Наталья Замараева

ПАКИСТАНО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ - ПРИОСТАНОВКА ВОЕННОЙ ПОМОЩИ

Отношения между США и Пакистаном, основными союзниками в борьбе против "Аль-Каиды" и боевиков Движения Талибан остаются сложными и противоречивыми. Являясь в основе своей неразрывными, (о чем заявляют обе стороны), они осложнены несколькими проблемами. Пакистано-американские связи стали заметно ухудшаться с января 2011 г., когда администрация Б. Обамы взяла курс на завершение антитеррористической кампании в Афганистане, и, как следствие, вывод американских военнослужащих. О поэтапном графике вывода войск президент США объявил в июне 2011 г. и официально он начинается в июле 2011 г.

Новые подходы к решению "афганского узла" были омрачены серией событий в пакистано-американских отношениях - в начале января 2011 г. отказ Исламабада на настойчивые требования Белого дома начать военную операцию против боевиков в агентстве Северный Вазиристан; значительно усугубились в конце января 2011 г. в связи с арестом американского гражданина Р.Дэвиса после убийства им двух пакистанцев в Лахоре; еще более осложнились после ликвидации американским спецназом Усамы бен Ладена на территории Пакистана 1-2 мая 2011 г.

Являясь союзниками по антитеррористической коалиции в Афганистане, сегодня сложно сказать, какая из сторон в большей степени заинтересована в нормализации отношений - Пакистан, получающий финансовую помощь от США на цели борьбы с терроризмом, или США, все больше осознающие, что успех, т.е. "победный" выход из 10-летней кампании по борьбе с глобальным терроризмом в значительной степени зависит от ... пакистанской армии, точнее, ее военных операций против боевиков в пограничной с Афганистаном зоне пуштунских племен.

Американский проект АфПак - комплекс военно-политических и экономических составляющих. Заявленные в 2009 г. 7,5 млрд. долл. финансовой помощи Пакистану в значительной степени предназначались на развитие социальных и инфраструктурных объектов провинции Хайбер-Пахтунхва и прилегающей к ней зоне пуштунских племен, граничащих с Афганистаном. Военная составляющая вкратце - силами пакистанской армии вести масштабные операции против террористических элементов, указанных Пентагоном; политическая составляющая на современном этапе - урегулирование с умеренными афганскими талибами, отвечающие интересам Белого дома.

В Афганистане в настоящее время разворачивается новый процесс, процесс урегулирования и передачи ответственности силам безопасности; одной из составляющих является трехсторонний афгано-американо-пакистанский диалог.

Исламабад выстраивает свои взаимоотношения на современном, деформационном этапе как с Вашингтоном, так и с "новым" (без американцев) Афганистаном, исходя из "национальных интересов, которые лежат в основе любых отношений с иностранными государствами", - заявила госсекретарь Пакистана Хина Раббани Хар.

И Исламабад, и Вашингтон осознают необходимость дальнейшего сотрудничества, невозможность прерывания стратегического диалога между двумя странами. Более того, МИД Пакистана заявил, что "конфликт исчерпан" и время готовиться к новому раунду переговоров между двумя странами.

"Афганский вектор" внешнеполитического курса Пакистана, включая и вопросы военных операций федеральной армии, и исламабадскую составляющую переговорного процесса с Движением Талибан Афганистана и т.д. строится на базовых принципах учета национальной безопасности, что... не по всем статьям совпадает с курсом Белого дома.

Просьба Равалпинди (штаб-квартира сухопутных войск Пакистана) в конце мая 2011 г. о "значительном сокращении американских военных инструкторов (основная зона действия - ТПФУ и Хайбер-Пахтунхва) и о введении ограничений для американских военнослужащих при получении въездных виз" была воспринята Белым домом как "самоуправство" пакистанских военных. В ход был выпущен весь арсенал средств давления: мощная медийная кампания по дискредитации пакистанской армии, "советы" по устранению Ахмеда Шуджа Паши, руководителя Межведомственной разведки, и, как последний аккорд, ...приостановка на неопределенное время военной помощи Исламабаду и т.д.

11 июля 2011 г. Белый дом заявил, что удерживает выплату около 800 млн. долл. военной помощи Пакистану в ответ на заявление Исламабада Министерству обороны США о сокращении связей по линии военных ведомств. 800 млн. долл. составляет около трети ежегодной американской военной помощи Пакистану, направляемой на цели безопасности. 300 млн. долл. выделены для американских военных инструкторов и их оборудования.

Приостановка военной помощи - ответ негодования Вашингтона за изгнание американских военных инструкторов, в первую очередь, из стратегически важных пограничных с Афганистаном Территорий племен федерального управления (ТПФУ), и таким образом, ослабление давления на Пакистан в афганском вопросе.

За последние несколько месяцев федеральная армия Пакистана провела в ТПФУ и близлежащих районах несколько успешных локальных военных операций в Дире, Баджауре, Моменде и др.

Если на американское медийное давление Равалпинди не отреагировал, то на заявление адмирала Майкла Маллена в начале июля 2011 г., обвинившего Пакистан в некомпетентности и причастности к операции по ликвидации Усамы бен Ладена, выпустил залп официальных пресс-релизов.

Пресс-секретарь военного ведомства Пакистана генерал-майор Аттар Аббас заявил, что "... создавая видимость нормализации отношений с Пакистаном, Вашингтон, тем не менее, не смог добиться ожидаемых результатов от Исламабада, вернее, от Равалпинди, штаб-квартиры пакистанской армии, а, именно, - масштабной военной операции в зоне пуштунских племен. Пентагон не удовлетворяли локальные военные операции в отдельных агентствах Пакистана на границе с Афганистаном. С целью дискредитации США развернули кампанию по обвинению федеральной армии Пакистана в "неспособности борьбы против терроризма...".

Отвечая на заявление г-на Панетты, главы военного ведомства США, о наличии "Аль-Каиды" в районах зоны племен в Пакистане, представитель военного ведомства также заявил, что "пакистанская армия уже выполняет интенсивные операции против "Аль-Каиды" и ее филиалов, которые представляют собой угрозу для безопасности нашей страны и народа, что "включает поиск в первую очередь лидеров террористов...".

В тo же время и Равалпинди пошел в наступление, заявив, что "мы ожидаем от руководства разведывательного ведомства США имеющейся информации о действиях в отношении Аль-Завахири и других разыскиваемых лиц, что позволит пакистанской армии достичь целей операции".

Очевидно, что США теряют контроль за ситуацией в районе пакистано-афганской границы; во-вторых, ситуация выходит из-под контроля и в более широком политическом смысле, т.е. Исламабад, в первую очередь в лице военных, ведет самостоятельную линию в афганском вопросе; и, в третьих, налицо определенная самостоятельность военного ведомства Пакистана в решении важных международных проблем, в частности, в афгано-американском. Речь не идет о самостоятельности в смысле отстранения от участия правящей администрации. Но Равалпинди не нивелирует военные вопросы под общую канву внешней политики Пакистана, в частности, пакистано-американские отношения.

Использовав все рычаги воздействия на Исламабад при управлении проектом АфПак, у Вашингтона остался единственный инструмент - деньги. Но и они не убедили Равалпинди. В заявлении в июне 2011 г. пакистанские военные обратились с просьбой к США направить большую часть своей помощи в гражданские объекты.

Замараева Наталья Алексеевна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник сектора Пакистана Института востоковедения РАН, специально для Интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение"

По информации - Новое Восточное Обозрение

21.07.2011