Владимир Сотников

К ВОПРОСУ О ТЕКУЩЕМ СОСТОЯНИИ АМЕРИКАНО-ПАКИСТАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Как сообщают иностранные СМИ, администрация президента США Барака Обамы приняла решение приостановить оказание военно-экономической финансовой помощи Пакистану на сумму 800 млн. долл. из общей суммы в 2 млрд. долл. Это подтвердил руководитель аппарата Белого дома Уильям Дейли в воскресенье (10 июля с.г.), ссылаясь на появившееся ранее сообщение газеты "Нью-Йорк Таймс", которая утверждала, что это решение было принято в связи с недовольством Вашингтона последними действиями Исламабада в отношении США.

Ранее Пакистан принял решение сократить количество американских военных инструкторов в Пакистане, ввести ограничение на выдачу въездных виз военному персоналу США и другие меры в отношении американского присутствия в этой стране. Как полагают некоторые западные аналитики-специалисты по Пакистану - это решение Вашингтона, скорее всего, еще глубже вобьет клин в американо-пакистанские отношения, которые характеризуются неуклонным ухудшением их состояния, начиная с января 2011 г., и особенно обострились после майского рейда американских "коммандос" на пакистанскую территорию, в результате которого был ликвидирован террорист №1, лидер "Аль-Каиды" Усама бен Ладен.

Пакистан расценил проникновение американского спецназа на свою территорию без предварительного уведомления Исламабада как национальное унижение, а США поставили вопросы о том, как лидер международной террористической сети, организовавшей 11 сентября 2001 г. серию крупных терактов на территории США, мог скрываться в Пакистане, будучи незамеченным для пакистанских властей в течение последних 6 лет. Эти аналитики считают, что такое решение Вашингтона вряд ли побудит пакистанских военных еще активнее проводить операции против исламистских боевиков в Пакистане, связанных с "Аль-Каидой" и "Талибаном".

Вашингтон ежегодно предоставляет Исламабаду 300 млн. долл. в качестве возмещения Пакистану за размещение последним более чем 100 тыс. военнослужащих вдоль пакистано-афганской границы для борьбы с боевиками "Талибана" и "Аль-Каиды". Другое финансирование Пакистана со стороны США включает в себя подготовку американскими инструкторами пакистанских военных, а также поставки военного снаряжения этой стране, сообщила "Нью-Йорк Таймс".

Бывший президент Пакистана генерал Мушарраф, выступая 11 июля с.г. в Университете Райс (штат Техас, США), уже назвал это решение американской администрации "катастрофическим" для американо-пакистанских отношений. Об этом также говорил и бывший посол Пакистана в США, генерал-майор (в отставке) Мехмуд Дуррани, отражая широко распространенное мнение пакистанской общественности и элит о том, что Пакистан воюет "за Америку" и Вашингтон "должен платить". "Есть кое-что [в отношениях США с Пакистаном], что они должны оплачивать, а если они не платят, тогда это нарушение соглашений [США с Пакистаном], и нарушение доверия [между двумя странами].

Вниз по спирали

Американо-пакистанские отношения с 2010 г. находятся в состоянии спирали, раскручивающейся вниз, а, точнее, их ухудшение усилилось после того, как в январе 2011 г. контрактник ЦРУ, работавший в Пакистане "под крышей" посольства США в этой стране, расстрелял в г.Лахор (провинция Панджаб, Пакистан) двух молодых пакистанцев, которые якобы хотели его ограбить на улице, а также стали особенно напряженными после майского рейда американских "коммандос" в г.Абботтабад на территории Пакистана. Пакистан после этого потребовал, чтобы численность американского военного персонала в Пакистане была значительно снижена, а Вашингтон опасается, что Пакистан также хочет значительно снизить число офицеров разведки США в Пакистане.

В июне с.г. госсекретарь США Хиллари Родхэм Клинтон заявила, что США не готовы продолжать оказание военной помощи Исламабаду "на прежнем уровне" до тех пор, пока он "не внесет некоторые перемены в двусторонние отношения. Вашингтон хочет, как отмечают западные СМИ, чтобы Пакистан "порвал свои связи" с джихадистскими группировками, которые он пестовал в недавнем прошлом, и которые, как считают эксперты по Пакистану, продолжают иметь место и в настоящее время, а также начал военную операцию "по зачистке" Северного Вазиристана, которую он давно обещал провести США и который представляет собой перевалочный пункт для исламистских боевиков со всего мира. Власти в Исламабаде, и особенно пакистанские военные утверждают, что они "делают все возможное" для борьбы с исламистами, включая боевиков "Тэхрике-Талибан Пакистан" (Движения "Талибан" Пакистан) в самом Пакистане, которое своей террористической активностью за последние годы принесло "сотни, даже тысячи жертв" среди пакистанских военных и мирного населения в этой стране.

Пакистанский эксперт по военным делам Айеша Сиддики поставила под сомнение воздействие сокращения помощи Пакистану на состояние дел в военной области, заявив о том, что оно не было "достаточно существенным для политики моментальных изменений". Однако, по ее мнению, сокращение помощи со стороны США повлияет на Пакистан в том смысле, что он сделает как раз обратное тому, на что направлен весь расчет США с сокращением этой помощи - а именно к тому, что Исламабад вообще прекратит оказывать США всемерное содействие в деле борьбы с международным терроризмом в регионе АфПак. На наш взгляд, здесь пакистанский эксперт не совсем права, потому что Пакистану нужна поддержка США в свете предстоящего вывода, начиная с этого месяца, воинских подразделений Вашингтона из Афганистана, чтобы гарантировать, что в Кабуле, в конечном счете, будет тот режим, который устраивает и Пакистан.

Уменьшение размеров помощи США в переподготовке пакистанских военных, поставок запчастей для военного снаряжения могли бы, по словам Сиддики, подтолкнуть пакистанских военных к тому, чтобы начать переговоры с боевиками-исламистами, а не к тому, чтобы вести боевые операции против них. "Если партнерство [США и Пакистана] рухнет, - заявляет она, - Пакистан можно больше не считать, как ведущего войну для Америки. Вы можете тогда вести переговоры с боевиками". Но, добавила она, "это будет иметь место только для того, чтобы пакистанская армия смогла перевести дух и иметь возможность для сбалансирования всей ситуации, то, что она делает уже в течение 10 лет" (со времени оккупации Афганистана американцами). Т.е. "проводить достаточно военных операций для того, чтобы держать антипакистански настроенных боевиков на расстоянии (при этом продолжая получать деньги от США), но избегать того, чтобы бороться против исламистских группировок, ведущих борьбу против США в Афганистане". В заключение, она считает, что "стратегия Пакистана [в борьбе против исламистов] коренным образом не изменится".

На наш взгляд, эти суждения пакистанского военного эксперта заслуживают внимания и справедливы по своей сути.

Влияние сокращения помощи США на экономическую ситуацию в Пакистане

Однако, на наш взгляд, пока военные двух стран участвуют в "разборках" друг с другом, пакистанская экономика может получить удар, если Вашингтон "придержит" то, что он называет "Фондом в поддержку коалиции" (Coalition Support Fund - CSF). Дело в том, что CSF представляет собой не собственно финансовую помощь, но возврат денежных средств, которые уже затрачены Пакистаном на военные операции против исламистов, и они идут в общую казну Пакистана. Поэтому приостановка этих платежей не затронет военных, но еще больше приведет финансовое положение страны в состояние напряжения в то время, когда она борется со значительным ухудшением общей финансовой ситуации.

Это является частью противостояния между США и Пакистаном, имеющего высокую цену вопроса, говорит далее Сиддики. Вашингтон уже оставил идею завоевать сердца и умы пакистанцев, и теперь рассчитывает на тревожное и неблагоприятное финансовое положение страны для того, чтобы вернуть Пакистан в лоно своей политики в регионе АфПак. "Америка понимает, что Пакистану нужны деньги", - говорит Сиддики. "Пакистан остается нерешительным. Он не может выпасть совсем из орбиты Вашингтона, поэтому в будущем он сделает разворот в своей политике". "Военная помощь является всего лишь индикатором того, что американцы могут сделать [в Пакистане]", добавила эксперт. "Если они совсем прекратят оказывать Исламабаду экономическую помощь, все "высохнет", включая переговоры по многосторонним финансовым инструментам".

Могут прерваться переговоры с Международным Валютным Фондом, который "накачивает" деньгами экономику Пакистана, предлагая программу предоставления кредитов на сумму в 11 млрд. долл. "Краткосрочный эффект [прекращения помощи США] будет более политическим по своей сути, чем экономическим, потому что он посылает негативный сигнал о том, что отношения Пакистана и США больше не развиваются положительно на данный момент", - говорит Асиф Куреши, директор пакистанской консалтинговой фирмы "Ивайзор Скьюритиз Лтд". Дело в том, что поддержка Вашингтона была ключевой для заключения соглашения с МВФ в ноябре 2008 г. о кредите на сумму в 11 млрд. долл. Пакистану, испытывающему острую нехватку финансирования. В августе 2010 г. МВФ остановил предоставление финансирования из-за того, что Пакистан не смог обеспечить обещанное выполнение реформ в фискальной области. И, на наш взгляд, если связи с США станут в реальности замороженными, Пакистан мог бы пытаться развивать более глубокие связи с Китаем, традиционным союзником Исламабада в регионе Южной Азии. Как сказал один пакистанский военный, слова которого о потере военной помощи США для Пакистана приводят западные СМИ, "существуют другие источники". "Это может иметь негативное влияние, но мы [Пакистан] не зависим от одного источника". А укрепление отношений Исламабада с Пекином, который имеет в Пакистане значительные экономические интересы и осуществляет крупные инфраструктурные проекты, вряд ли входят в приоритеты США в этой стране и в Азии в целом, учитывая то обстоятельство, что Америка всячески пытается противодействовать растущему глобальному влиянию Китая. Т.е. приостановка военной помощи США Пакистану структурно не в пользу приоритетов внешней политики Вашингтона.

Некоторые выводы

Таким образом, на фоне всех этих фактов, нам представляется следующее. Вашингтон объявил о приостановке финансовой помощи Исламабаду на сумму в 800 млн. долл., т.е. на треть от общего объема военно-экономической помощи Пакистану, именно сейчас, когда предстоит начало вывода первых 5 тыс. американских военнослужащих из Афганистана, рискуя при этом и дальше обострить "сложные" американо-пакистанские отношения. Это свидетельствует о том, что Вашингтон посылает Исламабаду еще один отчетливый сигнал, что он серьезно недоволен действиями Исламабада по борьбе с терроризмом в регионе АфПак и его политикой в отношении своего старшего партнера. Он рассчитывает, что пакистанцы будут более активно настроены к сотрудничеству с США в деле "разруливания" ситуации в Афганистане и дальнейшей борьбы США с "Аль-Каидой" после ликвидации бен Ладена и начала вывода войск США из Афганистана. Используя "финансовый кнут" в своей сложной игре с пакистанцами, Вашингтон готов к тому, чтобы предложить и "пряник" своему недовольному союзнику, продолжая называть Пакистан "очень важным партнером" в его борьбе с международным терроризмом и предлагая Исламабаду ведущие роли в деле поствоенного афганского урегулирования, признавая его жизненные интересы в этой стране. Ясно, что без Пакистана дальнейшее урегулирование внутриафганской ситуации для Вашингтона после вывода своих войск из Афганистана было бы весьма сложным. Ясно и то, что продолжая сейчас, так сказать, "наказывать" Пакистан, США серьезно рассчитывают на его помощь в своих прямых переговорах с представителями "Талибана" в Афганистане, поскольку тут без пакистанских спецслужб и, конкретно, их тесных связей с талибами, им никак не обойтись. Ссоры и охлаждения в отношениях ЦРУ и США вообще с пакистанскими спецслужбами и военными в этой ситуации, скорее, напоминают ссору "добрых друзей", связанных общими интересами, можно сказать "подельников".

Вашингтон ведет сложную и целенаправленную внешнеполитическую "игру" на пакистанском направлении, думая о будущем своей политики в Афганистане. Ради этого он готов терпеть и связи Пакистана с талибами, и связанными с ними исламистскими группировками, публично осуждая Исламабад за это. Пакистан также ведет свою игру с США: он готов терпеть "выходки" Вашингтона по отношению к себе: рейды американских "беспилотников" на свою территорию, задержку помощи и т.п., осуждая США и предпринимая "дозированный антиамериканизм" ради обеспечения своих национальных интересов в будущем Афганистане без американцев. При этом Исламабад очень опасается так разгневать своего старшего партнера, чтобы тот предпринял новые рейды на его территории в целях обеспечения "безопасности ядерных активов" Пакистана.

Пакистан находится, на наш взгляд, еще в более сложном, по отношению к США, положении, чем Вашингтон по отношению к нему, еще и потому, что ему очень нужны американские деньги, чтобы продолжать бороться с террористами внутри Пакистана, грозящими тотальной дестабилизацией внутренней обстановки в этой стране. Кроме того, ему нужен Вашингтон, чтобы "сдерживать" Индию. Все это очень хорошо понимают в Вашингтоне, и поэтому, предпринимая "наказания" Пакистана в виде нынешней приостановки финансовой помощи, опасаются того, как бы не "потерять Пакистан" хотя бы на время.

В этих условиях не исключено, что дальнейшее развитие американо-пакистанских отношений может идти и по сценарию дальнейшего ухудшения, но, в конечном итоге, достигнув некоторой критической отметки (например, полного прекращения на некоторое время всей помощи США), они все равно потом будут улучшаться, по мере дальнейшего вывода американских войск из Афганистана, приближения ключевой даты - 2014 г. Даты, когда ответственность за поддержание стабильной ситуации в Афганистане должна перейти к афганцам, и по мере того, как Вашингтон будет стремиться "нанести полное стратегическое поражение "Аль-Каиде", о возможности которого буквально на днях заявил новый шеф Пентагона Леон Панетта. Также нельзя не принять во внимание и "предвыборный фактор" в США: президенту Обаме необходимо набирать новые политические очки перед выборами 2012 г. и тотальная ссора с Пакистаном не входит в его планы. Пакистану, в свою очередь, крайне необходим экономический рост для своего дальнейшего развития, а для этого, прежде всего, нужно поддерживать стабильную внутриполитическую обстановку, поэтому полная ссора с США - не в его интересах. Как дальше будут складываться пакистано-американские отношения, покажет уже ближайшее будущее.

Владимир Иванович Сотников, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, специально для Интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение"

По информации - Новое Восточное Обозрение

17.07.2011