Иван Гладилин

"СПОНСОРЫ" ПРИБЕРЕГЛИ ТАЛИБОВ ДЛЯ РОССИИ

Талибов, которые "имеют очень хороших спонсоров в Пакистане и других странах", "держат как угрозу для Казахстана, России и Китая", - заявил в интервью агентству "Интерфакс-Казахстан" видный афганский политик Ахмад Вали Масуд - брат покойного лидера "Северного альянса" Ахмад Шаха Масуда (1953-2001). "Если талибы постепенно с юга Афганистана захватят север страны, - предостерегает Ахмад Вали Масуд, - то перейдут на территорию Таджикистана и после этого они могут представлять какую-то угрозу и для Казахстана". Ну а дальше, как вытекает из его слов, - и для России.

Кроме талибской угрозы, признает далее Ахмад Вали Масуд, "можно ожидать всего" и от американцев. "В т.ч. и попыток основать военные базы в таких слабых странах региона, как Таджикистан и Киргизия, оставив базы на севере Афганистана". При этом сам Ахмад Вали Масуд - как, очевидно, и все "северяне" - отнюдь не против расширения американского присутствия на севере Афганистана: "Если американцы придут на север страны и обеспечат там мир и стабильность, то народ будет не против". Позиция Ахмад Вали Масуда понятна: главные его враги - талибы. А американцы могут быть даже полезны для их свержения, рассчитывает - как, впрочем, и его знаменитый брат, заключавший в свое время союзы как с ЦРУ, так и с советскими войсками - политический наследник Ахмад Шаха Масуда.

Ахмад Вали Масуд, кстати, считает, что "Россия может оказать хорошее влияние на Афганистан, т.к. у Афганистана есть опыт работы с Россией. Основные вложения в Афганистан со стороны Запада являются политическими, но не экономическими, - поясняет он. - Россия знает Афганистан, находится недалеко, поэтому она может начать хороший бизнес с Афганистаном и оказывать ему экономическую поддержку. Конечно, - говорит далее брат покойного лидера Северного альянса, - возможно также участие России в восстановлении объектов, построенных Советским Союзом. Я приветствую это. К счастью, эти объекты остались, а то, что было построено позже - этого ничего не стало". "Целесообразным и результативным" считает Ахмад Вали Масуд и развитие сотрудничества между Россией и НАТО "в борьбе против наркотиков и терроризма". Но для успешного противостояния афганскому наркотрафику "необходима политическая воля правительства Афганистана, оно должно принимать решения по уничтожению наркотиков и борьбе с наркотрафиком", убежден брат знаменитого "Панджшерского льва". Пока же, рассказывает он, "окружение самого президента (Карзая) - это те лица, которые замешаны в наркобизнесе. Если президент не примет соответствующее решение, то как может идти речь о том, чтобы бороться с наркотрафиком?"

"На сегодняшний день, - напоминает он, - ни один из крупных наркобизнесменов не задерживался и не получал никакого наказания. Поэтому первым действием должно стать задержание и заточение главных пяти лиц, которые занимаются наркобизнесом. Тогда производство наркотиков резко снизится. Иначе простому крестьянину выгодно заниматься производством наркотиков и получать очень хорошие деньги". "Пути борьбы с наркотрафиком существуют. К сожалению, - сетует Ахмад Вали Масуд, - за 10 лет правления Карзая в Афганистане наркотрафик стал очень большим бизнесом для юга страны".

Напомним, что знаменитый брат Ахмад Вали Масуда - лидер "Северного альянса" Ахмад Шах Масуд по национальности - таджик. Он родился в таджикском кишлаке в Панджшерском ущелье, что к северу от Кабула, в семье полковника королевской полиции Доста Мохамеда Хана. Учился в кабульском лицее Эстегляль. В 17 лет Ахмад Шах взял себе псевдоним Масуд ("счастливый"), который перешел теперь и к брату. В 1973 г. Ахмад Шах Масуд поступил в Кабульский политехнический институт (факультет строительства и архитектуры), однако после переворота, совершенного принцем Даудом в 1973 г., эмигрировал в пакистанский Пешавар, где присоединился к исламистской оппозиции, возглавляемой Раббани.

В 1975 г. он принял участие в безуспешном Панджшерском восстании против диктатуры Дауда. Раненый в ногу, он скрылся в кукурузном поле и чудом избежал ареста - солдаты прошли буквально рядом с ним. Ахмад Шах Масуд - ветеран Афганской войны 1979-1989 гг. Против него советские войска предпринимали 9 военных операций. Известен и тем, что стал единственным из командиров моджахедов, который пошёл на перемирие с советскими войсками (в 1982 г.). После вывода советской армии из Афганистана в 1989 г. Ахмад Шах Масуд возглавил фактически независимый, населённый таджиками 2,5-миллионный северо-восточный регион Афганистана (провинции Парван, Тахар, Баглан, Бадахшан) со столицей в Талукане, прозванный "Масудистаном", который имел собственное правительство, деньги и хорошо вооружённую армию численностью до 60 тыс. чел.

В 1992 г. армии Масуда и Дустума заняли Кабул и свергли правительство Наджибуллы, а Масуд стал министром обороны. Тогда же началось его противостояние с Гульбеддином Хекматияром, стоявшим на окраинах Кабула. В январе 1994 г. Гульбеддин Хекматияр уже в альянсе с генералом Дустумом начал военное противоборство с Ахмад Шахом Масудом за контроль над Кабулом. В результате артиллерийских обстрелов столицы погибло около 4 тыс. мирных жителей. После захвата талибами центральной власти в Афганистане в 1996 г. "Масудистан" возродился и вошёл в состав "Северного альянса", который возглавил Масуд. С 1999 г. Ахмад Шах Масуд тесно сотрудничал с ЦРУ. 9 сентября 2001 г. на Масуда было совершено покушение во время интервью - террористы-смертники выдавали себя за журналистов, спрятав взрывчатку в видеокамеру. Он скончался от ран на следующее утро, 10 сентября. Вскоре, в результате наступления "Северного альянса" и контртеррористической операции США и союзников власть талибов в Афганистане окончилась, а "Масудистан" прекратил существование.

По информации - Новое Восточное Обозрение

13.07.2011