Дмитрий Седов

ТУПИКИ "НЕСОКРУШИМОЙ СВОБОДЫ"

В минувшую среду президент США Барак Обама сделал давно ожидаемое заявление о выводе войск из Афганистана. Дискуссия по этому вопросу в Америке идёт давно, и всем предельно ясно: афганская авантюра под громким названием "Несокрушимая свобода" зашла в тупик. Прогресса нет, а цена войны зашкалила за все мыслимые пределы. Поэтому спорят лишь о двух сторонах проблемы - как быстро и на каких условиях начнется вывод. Теперь подтверждена ранее муссировавшаяся дата: американцы намерены покинуть эту страну путем поэтапного сокращения 100 тыс. своих солдат до 2014 года.

Сразу же после выступления Обамы посыпались и заявления других участников операции, давно ожидавших этого счастливого момента. Никто не намерен задерживаться в Афганистане дольше США.

Американский президент попытался нарисовать благостную картину итогов войны в Афганистане. Из его выступления можно понять, что "миссия исполнена". По словам Обамы, "опасность в регионе уменьшилась, США достигли своих целей. Страна, которая служила базой для террористов, совершивших террористический акт 9/11, больше не представляет опасности. Аль-Каида сейчас находится в наихудшем положении, чем когда-либо. 30 ее предводителей идентифицировано, 20 уничтожено, остальные загнаны в непроходимые районы на границе между Пакистаном и Афганистаном. Война пошла на убыль. Америке пора сфокусироваться на своих домашних проблемах". Правда, при этом американский президент заметил, что завершение кампании, которая стоила США сотни миллиардов долларов и 1500 американских жизней, связано с "очень большими рисками".

Риски действительно большие, потому что слова об "исполненной миссии" нельзя расценить иначе как лицемерие. США в очередной раз не удалось то, что не удавалось нигде в мире в ходе насильственной "демократизации" других народов.

- В Афганистане не установлен дружественный Соединённым Штатам режим. США оставляют после себя абсолютно коррумпированное и недееспособное правительство Карзая, окруженное противниками, готовыми вступить в схватку за власть.

- Весьма хрупкий мир между противоборствующими силами существует за счет того, что правительство поддерживается интервентами. С их уходом ситуация кардинально поменяется. Она весьма напоминает 1989 год, когда преданный М. Горбачевым Наджибулла лишился главной опоры. Через три года он был повешен талибами на фонарном столбе.

- Экономика Афганистана практически не работает. Сельское хозяйство поражено вирусом наркопроизводства. Более 90% государственного бюджета составляет иностранная (американская) помощь.

Охота на Аль-Каиду, которая вылилась в войнушку с использованием ВВС и беспилотников, привела к гибели большого числа мирных граждан, но не могла быть по-настоящему успешной. Единственное, чего реально достигли американцы, - это перемещение баз Аль-Каиды из традиционных районов обитания в Белуджистан и за рубеж. Сегодня эта террористическая организация заметно усилилась в Пакистане, вовсю разворачивает свои мощности в Йемене и даже берет там некоторые населенные пункты под административное управление. Надо полагать, когда американцы уйдут из Афганистана, Аль-Каида вернется, причём ближе к Кабулу, потому что правительство Карзая для нее серьезным противником не является, а для талибов она никогда не была врагом. Значит, у нее есть шанс занять исходные позиции. Тогда в чем "успех миссии"?

Сейчас американцы ведут с талибами интенсивные переговоры, пытаясь заручиться их обещаниями "вести себя хорошо" после вывода войск. Однако в глазах защитников ислама правительство талибов до 2001 года и так вело себя хорошо. Оно уверенно контролировало отношения между племенами, укрепляло религиозную мораль, пыталось наладить экономику и так далее. Правда, их радикальная идеология не всем нравилась. Но идеология - это вещь постоянная. Если талибы снова захватят власть, они поведут себя так же, как и ранее. Так в чем "успех миссии"?

Понятно, что американцы пытаются выговорить гарантии безопасности Карзаю и его приближенным, но это напрасный труд. Обещания они, конечно, получат, а все остальное под большим вопросом. Обычай талибов касательно предателей и коллаборационистов весьма суров.

Кроме того, что очень важно, в Вашингтоне ощущают собственную неспособность перевести Афганистан на контроль через финансовые потоки. Бюджет Америки перенапряжен, грядут серьезные сокращения зарубежных расходов. Шантажировать талибов сокращением финансовой помощи не приходится, так как она в любом случае будет сокращена. Афганское правительство уже в переходный период вывода войск встретится с резким убыванием потока американских денег, на которые существуют государственный аппарат и армия Афганистана. А правительство без денег - это уже приговор. Кроме того, усмиряемые сегодня мешками долларов вожди племен также зашевелятся - мешков станет меньше.

Отдельная тема - наркобизнес. При талибах в Афганистане существовал всего один завод по производству опия. Сейчас их более тысячи. Наркобизнес стал единственным "рентабельным" видом производства, на котором держится благополучие миллионов людей, от крестьянина, выращивающего мак, до правительственного чиновника, контролирующего коридор вывоза наркотиков за рубеж. Талибы, без сомнения, вернутся к своей прежней политике касательно наркотиков, так как для них идейные установки выше экономических соображений. Чем кончится повсеместное уничтожение наркопроизводства? Гражданским столкновением? Призрак нарковойны в Афганистане станет вполне реальным по мере возвращения талибов к власти. Будет ли Вашингтон нести за это ответственность?

Поэтому огромные риски остаются. В первую очередь, риск прихода талибов к власти и учреждение ими судного дня для американских ставленников. Без крови не обойдется.

А если проанализировать десять лет войны и задаться вопросом: чего добились американцы? Их вторжение произошло в контролируемую радикальными исламистами страну. За десять лет войны они не сумели искоренить радикальный исламизм или отодвинуть талибов на периферию афганской политики. Это по-прежнему сила, претендующая на власть и контролирующая большую часть территории Афганистана. Что такое иностранное военное присутствие в ИРА? Это базы, окруженные колючкой и дотами, в которых сидят иностранные солдаты. Это вертолеты, летающие в основном по ночам, потому что днем риск полетов слишком высок.

Что такое Афганистан за пределами Кабула и расположения военных баз? Это территория, формально контролируемая губернаторами, а на практике - талибами и племенными вождями. Для них президент Карзай - совсем не почитаемый глава государства. Он для них - американский ставленник.

Вашингтон признает, что Карзай сегодня не в силах удержать власть без помощи американцев. Его быстро сметут. Поэтому и назначен трехлетний переходный период. За эти три года Карзай каким-то образом должен настолько консолидировать свою власть, чтобы продолжать уверенно править. Только возникает вопрос: если он не сумел сделать это за 10 лет с помощью американцев, то почему у него получится за предстоящие 3 года? Не иллюзии ли это?

Наверное, иллюзии. Ведь надеяться на США больше не приходится. "Мы больше не будем патрулировать их улицы и прочесывать их горы. Это ответственность афганцев", - говорит американский президент.

Уйдут американцы, и снова Афганистан превратится в контролируемую радикальными исламистами страну.

Так в чем был государственный смысл западной интервенции в Афганистан (если, конечно, забыть об интересах ВПК и наркобизнеса)? Запад, ещё раз повторяю, пришел в контролируемую радикальными исламистами страну, и этот контроль будет восстановлен после ухода войск коалиции.

Что ж, экономическая ситуация в США, усталость общества от войны и надвигающиеся президентские выборы заставили Обаму сделать весьма рискованный шаг. Если не удастся удержать Карзая у власти, операция "Несокрушимая свобода" превратится в жалкий пшик.

А судя по всему, не удастся. Что тогда будет с Карзаем и другими ставленниками США?

Им надо вспомнить кадры эвакуации американцев и их южновьетнамских союзников из Сеула - они гроздьями висели на уходящих из этого города вертолетах.

По информации - Фонд стратегической культуры

24.06.2011