Петр Гончаров

АФГАНИСТАН ВСТУПАЕТ В ШОС: КОМУ ЭТО ВЫГОДНО?

Астана принимает юбилейный саммит Шанхайской организации сотрудничества. Помимо традиционных проблем - укрепление стабильности и безопасности на пространстве, объединяющем страны-участницы и развитие экономического сотрудничества - на этот раз снова будет рассматриваться и вопрос расширения организации. Заявки о вступлении в ШОС на правах постоянных членов подали Индия, Иран, Пакистан. С просьбой о предоставлении статуса наблюдателя в организации обратился Афганистан. Наконец-то.

Афганистан и ШОС - тема особая. Достаточно сказать, что когда в ШОС речь заходит об "укреплении стабильности и безопасности на пространстве, объединяющем страны-участницы организации", Афганистан, связанный с такими угрозами, как терроризм, экстремизм и наркотики, оказывается не только в самом центре этого пространства, но и фактической цитаделью этих угроз и вызовов.

В ШОС давно и с нетерпением ждут Афганистан. Кабул ещё не успел оформить официальной заявки на статус наблюдателя, как Казахстан уже заявил о своей поддержке и даже, на правах страны-председателя, выразил надежду, что этот вопрос найдет поддержку всех государств-членов организации.

С тех же позиций выступил и Душанбе. "Актуальным шагом в деле содействия стабильности в Афганистане стало бы получение им статуса наблюдателя при Шанхайской организации сотрудничества", - заявил глава МИД Таджикистана Хамрохон Зарифи.

Что же касается России, то принципиальная поддержка такого шага со стороны Кабула была заявлена ещё во время январского визита в Москву президента Хамида Карзая.

То, что Афганистан всё ещё не в ШОС и даже не партнёр по диалогу, подобно Республике Шри-Ланка, - это, конечно же, нонсенс. Афганистан с некоторых пор активно подключается ко всем мероприятиям по линии ШОС, участвует во всех саммитах и конференциях на различных уровнях. Особенно когда речь идёт о новых вызовах и угрозах в регионе. Но при всей этой активности - он всего лишь гость, а статус наблюдателя расширит его возможности и права.

Вместе с тем, в Кабуле не могут не понимать, что, наряду с формальными правами, Афганистан получает и определённые обязательства как наблюдатель. И по этим обязательствам, очевидно, он должен нести и определённую ответственность перед организацией. В таких вопросах, как афганский наркотрафик, ставший региональной проблемой №1 на сегодняшний день, как способность государства бороться с терроризмом и экстремизмом, представляющими реальную угрозу центральноазиатским республикам.

Естественно, когда страна берёт на себя конкретные обязательства, то от неё вправе ожидать и конкретных действий по этим обязательствам. Поэтому можно, конечно, исходить из того, что это хорошо продуманное решение со стороны Кабула, которое давно ожидалось, И связано оно с тем, что геополитическая обстановка в Афганистане и в регионе АфПак в целом заметно изменится после того, как из него уйдут американские войска в своей основной массе. И для Афганистана тогда связи и отношения с региональными государствами будут иметь первостепенную значимость.

Такая версия предпринятого Кабулом шага вполне естественна. Но есть и другая, не менее интригующая.

На мой взгляд, появление Афганистана в списке соискателей статуса наблюдателя в ШОС - явление знаковое. Оно может свидетельствовать о попытках повысить уровень взаимопонимания по афганской проблеме между США и НАТО, с одной стороны, и Россией, с другой. Я не исключаю, что появление Афганистана в ШОС - это жест со стороны США и НАТО, которым нужно молчаливое согласие Москвы на появление американских и натовских военных баз в Афганистане на долговременной основе.

Вот уже более месяца на афганских интернет-сайтах идёт горячая дискуссия по поводу этих баз. Кабул и Белый дом готовятся к подписанию соглашения о стратегическом партнёрстве. Главной составляющей этого партнёрства, по мнению Кабула, и должны стать эти базы.

Интересная деталь. Президент Хамид Карзай, открывая фактически дискуссию по этим базам, заметил, что перспектива их создания в Афганистане вызовет, безусловно, негативную реакцию со стороны таких соседей как Иран, Пакистан и Китай. Что же касается центральноазиатских соседей, то, по мнению Карзая, Кабулу не составит труда убедить их в безобидности для них этих баз. А вот что касается России, то Москву в необходимости создания таких баз должны убедить США и НАТО. Что, очевидно, и происходит.

Объективно базы, и американские, и натовские, нужны Афганистану.

С одной стороны, прогресс, достигнутый в Афганистане в результате почти 10-летней военной операции, носит неустойчивый, обратимый характер. В стране по-прежнему не решена проблема власти на местах, национальная армия и полиция только-только становятся на ноги. И дай то Бог, чтобы к концу 2014 г. армия и полиция вышли на уровень, когда могли бы надёжно контролировать хотя бы 25% территории Афганистана, а не все 100, как было заявлено. С другой - кроме США, их союзников по коалиции и НАТО сегодня в Афганистан вряд ли кто другой сумеет существенно влиять на ситуацию, полнокровно участвовать в урегулировании конфликта.

Примечательно в этой связи заявление специального представителя президента России по делам ШОС, национального координатора организации от России Леонида Моисеева. "Принципиальная позиция всех государств-членов ШОС: готовы работать по Афганистану, по периметру границ, включая задействование потенциала государств-наблюдателей, готовы работать с самим Афганистаном. Но внутри Афганистана страны организации готовы работать пока только в индивидуальном качестве и в основном по экономическим вопросам".

Следует признать, что такая трезвая и откровенная оценка своих возможностей в Афганистане прозвучала впервые. Насколько она диссонирует, например, такой логикой: как только США и НАТО выдохнутся в Афганистане, за дело возьмемся мы - Россия, Индия, Китай. Индия уже предупредила, что ни при каких условиях она физически не появится в Афганистане. Китай тоже не остался в стороне, заявив, что если он и появится в Афганистане, то исключительно под эгидой ООН. Другими словами - в составе ISAF, т.е. под руководством НАТО.

Афганистан, конечно, получит статус наблюдателя. Получит потому, что это в интересах и всех стран-членов ШОС, и, судя по всему, интересах США и НАТО, на сегодняшний день главных игроков на афганской ниве.

По информации - Новое Восточное Обозрение

15.06.2011