Наталья Замараева

ПАКИСТАН: "ПЕРЕЗАГРУЗКА" ОТНОШЕНИЙ С США

И все же он состоялся - визит госсекретаря США Х.Клинтон в Пакистан, и, судя по ее заявлению, "... угроза разрыва отношений преодолена". В итоге - стороны компромиссно согласились "продолжить борьбу с "Аль-Каидой" и аффилированными с ней группировками боевиков".

Приезд госпожи Клинтон в Исламабад - понимание Белого дома необходимости сотрудничества с ключевым союзником в антитеррористической борьбе в регионе; и значимой роли Пакистана в процессе урегулирования в Кабуле. Президент США Б.Обама первоначально заявил о начале вывода американских войск из Афганистана в июле 2011 г. Срок приближается, а процесс урегулирования, судя по дебатам в сенате и материалам американских СМИ, все еще далек от завершения.

Первым на кнопку "перезагрузка" 16 мая 2011 г. "нажал" сенатор Джон Керри, председатель сенатской комиссии по иностранным делам, во время визита в Исламабад. Его основной целью было "устранить недоверие" после того, как Белый дом предпринял односторонний рейд 1-2 мая 2011 г. в глубь территории Пакистана с целью ликвидации лидера "Аль-Каиды" Усамы бен Ладена.

Парламент Пакистана единогласно одобрил резолюцию, осуждающую "односторонние действия США". Со своей стороны представитель Белого дома пояснил, что "секретность, которая окружала операцию, соблюдалась в целях оперативной безопасности, а не из-за недоверия к пакистанскому руководству", а операцию спецназа ВМС США по ликвидации лидера "Аль-Каиды" бен Ладена президент Б.Обама назвал "мощным моментом для Америки". Сразу же после инцидента администрация президента США Барака Обамы активизировала дипломатические усилия, чтобы сгладить усиливавшийся кризис в пакистано-американских отношениях.

Заверение Дж.Керри в "уважении суверенитета Пакистана" в определенной степени сняло остроту напряженности между двумя союзниками в борьбе с глобальным терроризмом. После того как эмоциональный накал прошел, обе стороны пришли к выводу о необходимости сотрудничества в силу взаимозависимости в регионе. Гражданская и военная власти Пакистана, с одной стороны, и американский сенатор, с другой, выразили обоюдное стремление "использовать эту возможность, направив отношения в нужное русло с целью добиться наиболее эффективного сотрудничества в борьбе с терроризмом". Обе стороны подчеркнули, что "пакистано-американские отношения должны развиваться, основываясь на принципах взаимного уважения, доверия и взаимного интереса".

Но Абботтабадская операция американского спецназа скорректировала вектор пакистано-американских отношений, точнее, продемонстрировала, что США стали разговаривать "военным языком" на территории своего союзника. Пакистан в ответ официально уведомил Пентагон о "сворачивании американских войск на территории страны. Более 200 военнослужащих США в Пакистане служат в качестве инструкторов в рамках программы борьбы с "Аль-Каидой" и религиозными боевиками.

Вклад в урегулирование отношений между двумя странами внес и визит в Исламабад спецпредставителя США по Афганистану и Пакистану Гроссмана. Обе стороны договорились продолжить работу по афганскому вопросу, и предпримут попытки разобраться в своих двусторонних разногласиях. Шаги по нормализации отношений были предприняты в преддверии визита госсекретаря Хиллари Клинтон в Исламабад для завершения "новых условий взаимодействия" между "непростыми" союзниками в борьбе с терроризмом.

Несмотря на официальные заявления руководства Исламской Республики Пакистан с требованием "недопустимости подобных действий", Соединенные Штаты усилили жесткость риторики. Президент Барак Обама во время визита в Великобританию 23 мая с.г. заявил "о готовности к началу проведения новых рейдов американских войск в глубь территории Пакистана в случае, если США получат информацию о пребывании очередного лидера террористов". "Я всегда был открыт с пакистанцами, и говорил не первой администрации - это работа по обеспечению безопасности Соединенных Штатов".

Министр обороны США Роберт Гейтс и адмирал Майкл Муллен, председатель Объединенного комитета начальников штабов, открыто заявили, что "не верят лидерам Пакистана, что они не были осведомлены о присутствии Усамы бен Ладена в стране". Понимая "униженность" положения Пакистана после американского рейда, они в то же время предложили "предоставить Исламабаду шанс зарекомендовать себя, выступив против группы боевиков, укрывающихся в стране, перед тем как США снова предпримут односторонние действия в Пакистане".

И этим шансом для Исламабада является активизация кампании против исламистских боевиков, особенно вдоль границы Афганистана.

Пакистан, со своей стороны, заявил, что США являются "ненадежным союзником, который не ценит крови пакистанцев, уже пролитой в борьбе с "Аль-Каидой", Талибаном и другими группировками боевиков. В частности, адмирал Муллен подтвердил, что уже получил заверения от начальника штаба армии генерала Первеза Ашфак Каяни, что Исламабад "предпримет наступательные действия против группировки Хаккани, укрывающейся в агентстве Северный Вазиристан. Именно сеть Хаккани, по американским источникам, провела серию крупных террористических актов в восточных районах Афганистана и Кабуле.

Большие разногласия остаются между военными ведомствами двух стран. Пентагон настаивает на активизации военных действий в Северном Вазиристане. Начиная с 2007 г., пакистанская армия ведет локальные операции против боевиков на Территориях племен федерального административного управления, и в пяти из семи агентств; но в Северном Вазиристане, ни в Курраме подобные операции не проводились. В Курраме - отчасти в силу несогласия местных племен, а в Северном Вазиристане - по причине размещения, по данным американских и пакистанских СМИ, в данном агентстве баз группировки Хаккани. Именно его Вашингтон обвиняет в организации терактов в Кабуле, нападении на войска Международных сил содействия в Афганистане и т.д.

Исламабад, и, в частности, Равалпинди, еще в марте 2001 г. жестко одернули Вашингтон, заявив "о недопустимости авиаударов с американских беспилотных летательных аппаратов территории агентства Северный Вазиристан".

Насколько прочен и эффективен будет новый этап пакистано-американских отношений - покажет время.

Замараева Наталья Алексеевна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник сектора Пакистана Института востоковедения РАН, специально для Интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение"

По информации - Новое Восточное Обозрение

01.06.2011