Елена Супонина

ПРЕЗИДЕНТ ПАКИСТАНА ИЩЕТ В РОССИИ ТЕХНИКУ ДЛЯ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ

Визит пакистанского президента Асифа Али Зардари в Россию и его переговоры 12 мая с Дмитрием Медведевым готовились давно. "Новое Восточное Обозрение" еще в конце минувшего года сообщало, что есть такие планы, поскольку обе стороны интересуются развитием экономического и военно-технического сотрудничества. Однако обстоятельства сложились так, что это будет первое зарубежное мероприятие пакистанского лидера после того, как в ночь на 2 мая американский спецназ уничтожил лидера "Аль-Каиды" Усаму бен Ладена в маленьком городке Абботтабад, что недалеко от Исламабада.

Где скрываются соратники Усамы бен Ладена?

Этой теме теперь неизбежно будет уделено внимание и на переговорах, и на пресс-конференциях пакистанского гостя в Москве и Санкт-Петербурге, где он также побывает. Несмотря на заявления Зардари о том, что "борьба с терроризмом - это наша общая война", недоверие между Пакистаном и США после этой ликвидации только усилилось. Это еще больше подталкивает Исламабад к поиску, до сих пор робкому, новых партнеров. Но и россияне будут учитывать тот факт, что американо-пакистанские отношения оставляют желать лучшего. Сближение будет осторожным. Еще никогда в последние годы Москва не становилась на сторону тех, кто позволял себе конфликтовать с США.

Американцы сомневаются, что самый разыскиваемый в мире араб мог прятаться в Пакистане на протяжении нескольких лет без покровительства кого-то из армии или спецслужб. Глава Межведомственной разведки Шуджа Паша, начальник генштаба армии Ашфак Кайани - люди опытные, хорошо знакомые со спецификой местного экстремизма. Вместе с министрами внутренних дел и обороны они курируют направление борьбы с терроризмом. Однако и американцы, и афганцы ранее выказывали пакистанским силовым структурам претензии за контакты с афганским движением "Талибан" и другими радикальными группировками исламистов.

На эти подозрения пакистанский президент на днях заявил, что "Пакистан, возможно, - самая большая жертва глобального терроризма". Зардари напомнил, что в борьбе с этим злом "погибло больше пакистанских солдат, чем военнослужащих стран НАТО". В пакистанской Службе общественных связей между военными и гражданскими службами обозревателю "Нового Восточного Обозрения" по этому поводу сообщили, что с 2004 по 2010 гг. в стране было убито или тяжело ранено почти 10 тыс. военных. А гражданское население понесло за этот период, в основном от обстрелов и террористических атак, в два раза больше жертв.

Борясь с экстремистами, пакистанские спецслужбы, тем не менее, считают, что их американские союзники нередко действуют чересчур грубо и без учета местных особенностей, способствуя росту напряженности. Вот и сейчас власти обращают внимание на то, что США своей операцией нарушили суверенитет независимого государства. Пакистанцы в заявлении своего министерства иностранных дел предостерегли как американцев, так и других от новых попыток подобных рейдов. Американские генералы уже заявляют, что на территории Пакистана могут скрываться лидер талибов афганец мулла Омар и один из руководителей "Аль-Каиды" египтянин Айман аз-Завахири.

Не обращая внимания на предостережения, американцы 6 мая направили свой беспилотный летательный аппарат в горный район Северный Вазиристан, где им было выпущено 8 ракет по жилому дому. Было убито 12 чел., а кто они, разъяснено не было. Но известно, что в ходе таких налетов часто гибнут не столько радикалы, сколько мирные жители. Случалось, когда по ошибке беспилотники наносили удары по блокпостам пакистанских военных, тоже были жертвы. По данным местных журналистов, в 2010 г. американцы применяли свои беспилотные аппараты не менее 115 раз, погибло от 700 до 900 чел., точных данных не имеется. Население, естественно, возмущается этими атаками.

Для операций в горах нужны российские вертолеты

И все-таки совместная борьба с терроризмом продолжается, а для ее успеха пакистанской армии нужны поставки оружия. Главную помощь в этом оказывают США. Вашингтон ежегодно предоставляет Исламабаду 1,5 млрд. долл. на экономические и военные нужды. Правда, сейчас американцы грозят приостановкой этой программы, если пакистанцы не докажут на деле ее целесообразность (т.е. если сами не отловят какого-нибудь террориста или если не сделают что-то очень полезное для афганского урегулирования).

Тем не менее, в ходе переговоров в Москве пакистанцы намерены продемонстрировать, что имеют финансовые возможности для закупки современной военной техники не только у США. По информации "Нового Восточного Обозрения", полученной из военных источников в Исламабаде, пакистанская делегация проявит интерес к российским многоцелевым ударным вертолетам Ми-35. Местные специалисты полагают, что эти машины лучше, чем западные аналоги, подходят для использования в борьбе с терроризмом в сложных горных районах на границе с Афганистаном. Судя по всему, есть желание закупить партию таких вертолетов.

Пакистанцам также понравился в деле военно-транспортный вертолет Ми-17, возможно, о нем тоже пойдет речь. В Пакистане сейчас около 40 таких машин. Партия была поставлена из России, хотя по большей части это были поставки из бывших социалистических стран, той же Чехии, откуда они попали в Пакистан при посредничестве американцев.

Примечательно, что вертолеты российского производства пользуются доверием и афганских летчиков. Представители афганской армии дали понять курирующим их американцам, что нуждаются в этих машинах, и переговоры с Россией об этих поставках уже идут.

Что касается пакистанцев, то они интересуются также бронетехникой и запасными частями к ней (несколько лет назад они купили танки на Украине). Среди примеров сотрудничества в недавнем прошлом - поставка российских двигателей для истребителей китайско-пакистанской разработки, находящихся на вооружении местной армии. А вот нынешнее посещение Санкт-Петербурга, не исключено, объясняется еще желанием пакистанских военных укрепить военно-морской флот.

На этот раз Индия предпочла европейские истребители

За вооружением Пакистана пристально следит враждующая с ним Индия. С ней россияне поддерживают традиционно тесные отношения, чего не скажешь о Пакистане. Рассказывают, как в середине 1990-х тогдашний президент Борис Ельцин во время посещения Дели пообещал, что "не продаст пакистанцам ни одного патрона".

Индийцы всегда с тревогой и раздражением воспринимают новости о военном сотрудничестве с Пакистаном. Поэтому Москва предпочитала не рисковать контрактами с Индией, учитывая их миллиардные масштабы, ради каких-то миллионов возможной прибыли на противоположной стороне. Однако со временем индийцы стали диверсифицировать свои внешние связи, все активнее сотрудничая с Европой и США.

Пакистанцы сейчас предполагают, что Москва в ответ станет смелее искать новые рынки сбыта для своего оружия. Тем более, в конце апреля российские компании выбыли из дальнейшего участия в тендере на поставку Индии 126 многофункциональных истребителей последнего поколения. Конкурс проиграли и американцы, а в финал вышли общеевропейский "Еврофайтер" и французский "Рафаль". Впрочем, в Индии россияне развивают сразу несколько долгосрочных проектов, в т.ч. связанных с авиацией, о чем пакистанцам хорошо известно, так что на прорыв они вряд ли рассчитывают.

Пакистанцы хотят больше энергии

Россияне и пакистанцы на нынешних переговорах обсудят и проекты сотрудничества в гражданской сфере. Здесь также есть область, в которой наша страна способна конкурировать с другими - это энергетика, а как раз в энергии Пакистан остро нуждается. Там до сих пор во многих населенных пунктах временами отключается электричество, а 3 года назад из-за проблемы с энергоснабжением народ даже вышел на уличные акции протеста.

Существует, в частности, проект переброски электроэнергии в Пакистан из Центральной Азии через Афганистан, в котором могут принять участие россияне. Разрабатывались планы строительства газопровода из Ирана в Пакистан, некоторые другие проекты, к которым проявлял интерес "Газпром". В прошлом пакистанцы изучали вопрос и развития атомной энергетики, во всяком случае, одна построенная французами станция у них действует на побережье Аравийского моря.

Наконец, в пакистанском городе Карачи работает построенный нашими людьми металлургический завод, ставший редким примером сотрудничества между Пакистаном и Советским Союзом в 1980-е гг. Это предприятие нуждается в модернизации, советское оборудование истощено до предела. Пакистанцы периодически прощупывают почву насчет того, кто из стран бывшего СССР готов взяться за эту задачу.

Пакистанский президент Асиф Али Зардари наверняка пригласит российского коллегу побывать с ответным визитом в Исламабаде. Он уже делал такое приглашение Дмитрию Медведеву в августе прошлого года, когда обсуждал проблемы терроризма и наркотической угрозы на четырехсторонней встрече в Сочи. Там тогда собрались лидеры России, Пакистана, Афганистана и Таджикистана. И тогда же была достигнута двусторонняя предварительная договоренность о необходимости скорого отдельного визита Зардари в Россию, который поначалу планировался на начало года, но был перенесен на весну. И даже, как видим, ликвидация Усамы бен Ладена не нарушила эти планы.

Елена Супонина, политический обозреватель "Нового Восточного Обозрения", востоковед, кандидат философских наук.

По информации - Новое Восточное Обозрение

12.05.2011