Никита Мендкович

АФГАНСКО-ПАКИСТАНСКИЙ "ГРУЗОВОЙ КОНФЛИКТ"

За последние месяцы Афганистан успел пережить ряд непростых периодов в отношениях с соседними державами, включая "топливное эмбарго" Ирана, проблемы транзита с Узбекистаном и, наконец, эпопею с блокированием афганских грузов в Пакистане. Серия разнородных сообщений русскоязычных СМИ об этой проблеме пока не позволяет создать полную картину случившегося, поэтому я считаю необходимым посвятить проблеме афгано-пакистанских торговых отношений нижеследующий очерк.

Напомним, в настоящий момент афгано-пакистанский торговый оборот оценивается в 1,3 млрд. долл. [1] и играет существенную роль в экономике обеих стран. Кроме того, экономические связи Афганистана и Пакистана являются важным фактором в формировании региональных альянсов, составляющих альтернативу влиянию стран НАТО и активно формируемой Ираном "персидской оси".

Для Афганистана Пакистан - одно из основных государств-транзитеров, через территорию которого на афганский рынок поступает импорт со всего мира, а также поставщик многих видов одежды, лекарств и ряда других товаров. Особая популярность пакистанских производителей в Афганистане объясняется тем, что многие афганцы жили на территории Пакистана в качестве беженцев и трудовых мигрантов и успели привыкнуть к местным маркам. К тому же в ряде случаев в роли поставщиков выступают пакистанские пуштуны, имеющие на территории ИРА родственные связи и не испытывающие трудностей, связанных с языковым и культурным барьером.

Для пакистанского бизнеса Афганистан является не только рынком дешевых товаров невысокого качества, но и транзитной зоной, через которую можно проникнуть на рынки Западного Китая и стран Средней Азии.

В долгосрочной перспективе Пакистан рассматривает ИРА в качестве зоны реализации таких проектов как трубопровод ТАПИ, энергосеть CASA-1000 и др., а уже сейчас афганская система автомобильных дорог может быть использована для перевозки пакистанских товаров на Север. По данным Министерства торговли Пакистана, потенциальных торговых маршрутов, проходящих по территории Афганистана, насчитывается 17, и их использование позволило добиться значимого роста внешнеторгового оборота в первые месяцы 2011-го [2].

Основными предметами пакистанского экспорта в страны Центральной Азии являются лекарственные препараты, кожа и кожаные изделия, продукты питания и цемент. Постсоветские государства могли бы поставлять в Пакистан энергоресурсы, излишки электроэнергии, а также различную технику от автомобилей до тракторов. На текущий момент экономические связи Пакистана со среднеазиатскими республиками СНГ достаточно слабы из-за отсутствия прямых путей сообщения: например, товарооборот с Узбекистаном составляет лишь 40 млн. долл. в год [3]. Однако, по мнению политиков, при активизации афганских транспортных потоков торговля должна активизироваться.

Однако все эти планы могут быть перечеркнуты из-за ухудшения отношений с Афганистаном, причиной которого послужила задержка массы грузов, предназначенных для афганских бизнесменов, в порту Карачи. По данным афганской Торгово-Промышленной Палаты, проблемы начались еще 3-6 месяцев назад, а недавно они приняли просто нетерпимый характер и стали предметом публичного обсуждения.

По данным на конец марта, на складах портового города Карачи скопилось около 10 тыс. контейнеров с грузами, предназначенными для Афганистана. 40% грузов составляли продовольственные товары, от 13% до 30% из которых были испорчены из-за условий хранения [4]. Кроме того, афганская сторона указывала на большие издержки, связанные с оплатой складских услуг: согласно заявлениям афганской ТПП, расходы составляли более 200 тыс. долл. в день.

Причиной сложившейся ситуации стало решение Федерального агентства доходов Пакистана о задержании афганских грузов на складах Карачи [5]. Можно предположить, что эти меры были связаны с тем, что канал транзита товаров, предназначенных для Афганистана, порой использовался с целью уклонения от пакистанских таможенных сборов: грузы фиктивно пересекали границу, согласно документам, оформляемым таможенными чиновниками, а на деле реализовывались на территории Пакистана[6]. К тому же транзитные перевозки использовались и как путь контрабандного вывоза тех или иных пакистанских изделий в Афганистан, что особенно важно в связи с введенным в ряде провинций Пакистана запретом на экспорт продовольственных товаров.

Скорее всего, решение ФАД было связано с необходимостью провести дополнительную проверку намеченных перевозок, однако размер операций оказался слишком велик, что привело к нарушению торговли и протестам афганских дипломатов и пешаварских бизнесменов, которые несли большие убытки из-за задержки грузов.

Ради справедливости следует признать, что ряд встречных претензий Пакистану, связанных с проблемами транзитной торговли, высказывают и афганские власти, говорящие о "крупномасштабной контрабанде афганского мрамора, драгоценных и полудрагоценных камней из страны, а также древесины в Пакистан, что, в свою очередь, наносит значительный ущерб экономике страны", из-за чего Афганистан "теряет около 1,5 млрд. долл. в год в результате беспошлинного перемещения товаров через границу из Пакистана в Афганистан" [7].

Однако, несмотря на взаимные претензии, стороны предпочитают развивать торговлю. Для предотвращения ситуаций подобных описанной, Пакистан и Афганистан приняли решение о создании специальной комиссии из числа представителей профильных министерств ИРА, Пакистана, а также бизнесменов из обеих стран, которая бы отслеживала в дальнейшем проблемы транзита и таможенного контроля над перевозимыми грузами.

Мендкович Никита Андреевич, историк, экономист, эксперт Центра изучения современного Афганистана (ЦИСА), специально для Интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение"

Источники:

[1] "http://www.journal-neo.com/?q=ru/node/5597#_ednref1" Информационно-аналитический бюллетень "Мизан", выпуск 4 апреля 2011.

[2] "http://www.journal-neo.com/?q=ru/node/5597#_ednref2" ИАБ "Мизан", 20 февраля 2011.

[3] "http://www.journal-neo.com/?q=ru/node/5597#_ednref3" Pakistan Times, March 21, 2011 "http://www.pakistantimes.net/pt/detail.php?newsId=20095". Новости Таджикистана, 1 марта 2011 "http://tjknews.ru/news/1463".

[4] "http://www.journal-neo.com/?q=ru/node/5597#_ednref4" ИАБ "Мизан", 20 и 27 марта 2011.

[5] "http://www.journal-neo.com/?q=ru/node/5597#_ednref5" Q. Butt Trade with Afghanistan comes to a halt "http://tribune.com.pk/story/139081/trade-with-afghanistan-comes-to-a-halt/".

[6] "http://www.journal-neo.com/?q=ru/node/5597#_ednref6" Подробнее об этих схемах см. Пресс-релиз ФАД: "FBR outlines plan to force big non-filers, short-filers to file returns "http://www.cbr.gov.pk/news/default.asp"" от 23 февраля 2011. А также: View Times, February 17, 2011 "http://www.viewstimes.com/?p=600", The Express Tribune, February 24, 2011 "http://tribune.com.pk/story/123022/360000-containers-never-reached-suddle/".

[7] "http://www.journal-neo.com/?q=ru/node/5597#_ednref7" Н.А. Замараева Пакистан - Афганистан: провал торгового транзитного соглашения: что за этим стоит? "http://www.iimes.ru/rus/stat/2010/15-07-10b.htm"

По информации - Новое Восточное Обозрение

11.04.2011