Андрей Володин

ПРЕЗИДЕНТОМ АФГАНИСТАНА ОСТАЛСЯ ХАМИД КАРЗАЙ

Президентом Афганистана остался Хамид Карзай. Второй тур выборов, назначенный на 7 ноября 2009 г., не состоялся, внутриполитическая ситуация в стране остаётся сложной. Отмечается постоянное политическое давление Запада на Кабул, что лишь усиливает позиции радикального ислама в афганском обществе.

Индийскую элиту обстановка в Афганистане беспокоит всё больше. То обстоятельство, что основная часть населения США - и "левых", и "правых", и "центристов" - выступает за безоговорочный вывод американских войск из Афганистана, не прошло мимо индийских аналитиков. В Дели полагают, что Барак Обама в целях удержания у власти после президентских выборов в США 2012 года может вывести американский воинский контингент из Афганистана. Такой шаг изменит всю геополитическую конфигурацию в регионе "большой Центральной Азии" (бывшие среднеазиатские республики СССР, Иран, Афганистан, Пакистан, Индия), резко увеличив здесь влияние ислама.

Происшедшее в последнее время дистанцирование Х. Карзая от американцев укрепило его позиции внутри страны. Вмешиваясь постоянно в планы Х. Карзая по созданию широкой коалиции афганских общественно-политических сил, Вашингтон показал свою заинтересованность во внешнем управлении коалицией "национального единства", что лишь укрепило позиции Талибана в стране, считают в Дели. По индийским оценкам, на 80% территории Афганистана постоянно присутствуют воинские подразделения Талибана, а на 97% территории отмечена "существенная активность" сил радикального ислама.

На девятом году ведения военных действий в Афганистане США и их союзники вступили в конфликт с общественным мнением своих стран. Америка угодила в глубокий геополитический "цейтнот", ибо вывод американских войск из Афганистана, если он состоится, потребует, как считают в Дели, пересмотра всей глобальной стратегии США в условиях роста влиятельности международных сил радикального ислама.

В сложившихся условиях индийское руководство заинтересовано в тесном сотрудничестве с Россией, Ираном, Китаем и государствами Центральной Азии. Координация действий этих государств на афганском направлении могла бы иметь целью создание дееспособной общенациональной коалиции общественно-политических сил во главе с Хамидом Карзаем и восстановление нейтрального статуса Афганистана.

Свои особенности имеет позиция Китая. Недавние события в Синьцзян-Уйгурском автономном районе обострили проблемы безопасности КНР, побудив Пекин выступить с собственной концепцией решения афганской проблемы.

Китайские руководители тщательно взвешивают шансы различных вариантов афганского урегулирования, исходя из того, что война между НАТО и Талибаном в Афганистане зашла в тупик. Западная коалиция фактически признала невозможность победы над противником, и "афганизация" конфликта стала неизбежной. В самих США политические дебаты по Афганистану поляризовали общественное мнение: меньшинство призывает увеличить воинскую группировку в этой стране, тогда как большинство выступает за плавное снижение интенсивности боевых действий.

Учитывая эти обстоятельства, Пекин формулирует следующие тезисы:

1. Необходимо безотлагательно заканчивать войну Запада в Афганистане, ибо она настолько дестабилизировала ситуацию, что это уже ощущают на себе сопредельные страны. Главная цель Пекина - примирение различных афганских общественно-политических сил, что требует скорейшего прекращения военных действий.

2. Нарастает оппозиция войне в американском обществе: в настоящее время 58% американцев выступают против "карательных акций" в Афганистане. Велико недовольство политикой США в этой стране и на Капитолийском холме, особенно в рядах Демократической партии. Демократы вновь обсуждают "вьетнамский синдром", подорвавший их шансы на президентских выборах 1968 г., и находят угрожающие параллели между Вьетнамом и Афганистаном.

3. Афганское урегулирование должно стать результатом сложного компромисса между властями Кабула, Талибаном и "полевыми командирами" (последние сотрудничают с Талибаном, противодействуя иностранной оккупации Афганистана).

4. Учитывая рост в мире настроений в пользу прекращения иностранного военного вмешательства в Афганистане, предлагается заменить силы НАТО в этой стране международным миротворческим контингентом под эгидой ООН.

Таким образом, подход Пекина к урегулированию афганской проблемы в корне отличается от стратегии США, рассматривающих Афганистан и Пакистан как единое территориальное пространство. То, что в Пекине не исключают и участия движения Талибан в афганском урегулировании, в принципе согласуется с линией Хамида Карзая на вовлечение в процесс урегулирования всех основных общественно-политических сил Афганистана. Китай расположен слишком близко к Афганистану, чтобы согласиться с американской логикой "внешнего управления" этой страной.

В то же время позиция Пекина по Афганистану расходится с позицией Дели: индийцы настаивают на участии в разрешении конфликта "региональных сил" - России, КНР, Ирана, Индии и государств Центральной Азии. Смысл позиции Пекина - в переносе ответственности за урегулирование в Афганистане на Совет Безопасности ООН при ведущей роли "пятёрки" постоянных членов СБ ООН (США, КНР, Россия, Великобритания, Франция).

По информации "Фонд стратегической культуры"

08.11.2009