Руслан Костюк

БОМБЕЙСКИЙ СИНДРОМ ПРОШЕЛ

Индийский национальный конгресс выиграл выборы с результатом, напоминающим о временах Индиры Ганди

Самые разные, порой противоречивые прогнозы аналитиков накануне парламентских выборов в Индии создавали крайне сложное впечатление об итогах длительной, растянутой на месяц (в пять этапов!) электоральной одиссеи в этой южной стране. Одни специалисты утверждали, что заметно укрепят позиции консерваторы, другие говорили об успехе "третьей", а то и "четвертой" сил, представляющих коммунистов и партии, защищающие интересы "низших каст", третьи пророчествовали о том, что все основные блоки будут представлены в новом составе парламента примерно в равной пропорции. Считалось также, что патриотически настроенные избиратели не простят ИНК провалов на антитеррористическом фронте, из-за которых стали возможны прошлогодние кровавые теракты в бизнес-столице Индии Мумбае (Бомбее).

Большинство подобных прогнозов не сбылись. По еще неполным данным, на выборах в нижнюю палату индийского парламента явный успех сопутствовал проправительственному Объединенному прогрессистскому альянсу (ОПА), ведомому старейшей политической силой страны - Индийским национальным конгрессом (ИНК), и включающим в своих рядах множество преимущественно регионалистских левоцентристских и центристских партий. ОПА провел в 543-местную Народную палату парламента минимум 261 своего депутата, заметно увеличив свое парламентское представительство. Сама ведущая партия страны, ИНК, увеличила после голосования численность представителей на 60 человек, доведя их до 205. Это - отличный результат, напоминающий о тех временах, когда у руля ИНК стояли Индира Ганди и ее сын Раджив.

Главные соперники партии власти из консервативного Национально-демократического альянса (НДА), возглавляемого Партией индийского народа (Бхаратия Джаната парти), заметно отстали от ОПА: консерваторы в общей сложности получают около 160 мандатов. Неудача постигла и левые, популисткие избирательные блоки. В частности, это касается Левого фронта, руководимого коммунистами. Конечно, ИНК и ее союзники не имеют абсолютного большинства голосов, но после выборов весной они к нему явно приблизились и отныне в гораздо меньшей степени нуждаются в поддержке коммунистов и социалистов, так необходимой правительственному лагерю в последние годы.

Очевидно, что успех ОПА и ИНК - это персональная победа действующего главы правительства, уже достаточно пожилого Манмохана Сингха и лидера Конгресса Сони Ганди. Но в то же время успех партий - членов ОПА свидетельствует о поддержке населением проводимого последние годы курса на модернизацию "крупнейшей демократии мира". Сегодня сложно в двух словах определить идеологию ИНК. В партии есть и социал-реформистские, и откровенно либеральные сектора. Премьер Сингх как раз принадлежит к последним. Идеология ИНК эклектична, практическая линия правительства в начале века была скорее социал-либеральной. Тем не менее, ИНК продолжает оставаться силой, по-настоящему скрепляющей нацию. Его приверженность светскому характеру государства сегодня востребована, что называется, по полной программе. В программе-минимуме к выборам ОПА обещал избирателям продолжить курс реформ. Не отвергая приватизации, ИНК и его союзники, тем не менее, не поддержали тотальное разгосударствление, за что ратовали индуисты из НДА. Опять же в отличие от правых, ОПА склонен увеличить финансирование на нужды образования, доведя их до 6% национального бюджета. ИНК обещает продолжить активное государственное инвестирование в энергетический сектор. Это же касаетcя и ядерной программы. Проправительственные партии также обещали избирателям поддерживать планку ежегодного экономического роста на уровне 7 - 8%. ОПА перехватил инициативу у левых, объявив незадолго до выборов о серии специальных мер, направленных на создание равных возможностей для выходцев из низших каст и религиозных меньшинств при приеме на госслужбу или при поступлении в вузы страны.

Внешнеполитические воззрения нынешнего ИНК довольно прагматичны и осторожны. Позиционируя Индию как одного из ключевых акторов современных международных отношений, не раз ставя вопрос о необходимости в будущем занять место постоянного члена Совета Безопасности ООН, ИНК желал бы и дальше проводить взвешенную внешнюю политику в духе многополярности: поддерживать особый статус "мирной ядерной державы" в Южной Азии, выравнивать отношения с Пакистаном, сохраняя твердые позиции по вопросу о Джамму и Кашмире, последовательно улучшать отношения с КНР. Для Нью-Дели важны также плодотворные экономические и политические отношения с ведущими западноевропейскими государствами и Японией. Очевидно, что новый кабинет Манмохана Сингха подтвердит курс на развитие дружественных контактов с США, примером которых можно назвать договор 2005 года "О кооперации в области ядерной энергетики". По-прежнему большое значение руководство ИНК придает российско-индийскому сотрудничеству, хотя, откровенно говоря, общий товарооборот с Россией не идет ни в какое сравнение с коммерческими показателями ведущих западных держав.

Победа ОПА, разумеется, сама собой не решает массу проблем индийского общества. В стране, в которой 18 официальных языков, еще долгое время предстоит справляться с проблемами сепаратизма, терроризма, религиозного экстремизма, грандиозной экономической и социальной дифференциации и бедности (даже по официальным данным, сегодня в Индии до 620 млн человек живут на доходы в 1,35 долларов в сутки). Но, судя по всему, большинство индийцев верит, что эти проблемы ИНК и его союзникам по плечу в гораздо большей степени, чем правой оппозиции.

По информации RPMonitor

20.05.2009