Руслан Костюк

ЭХО МУМБАЯ В БАНГЛАДЕШ

Сторонники "исламского пути" потерпели сокрушительное поражение в одной из крупнейших мусульманских стран

Последними парламентскими выборами в ушедшем 2008 году стали выборы в Национальную ассамблею Народной Республики Бангладеш. Пожалуй, если бы не взрыв насилия на Ближнем Востоке, именно голосование в южноазиатском государстве стало бы международной новостью номер один в конце декабря. Бангладеш, безусловно, не входит в число региональных сверхдержав, однако принадлежит к числу самых многонаселенных стран мира. Численность населения Бангладеш примерно равна численности населения России и составляет, по разным оценкам, от 140 до 150 млн человек. Геополитическое положение Бангладеш также играет важную роль с точки зрения соперничества Индии, Китая и ряда исламских стран за доминирование в Южной Азии. С востока Бангладеш граничит с Бирмой, поддерживающей особые отношения с КНР и играющей для Китая роль "окна в Индийский океан". Показательно, что армия Бангладеш, насчитывающая 100 тысяч человек, вооружена в основном китайским оружием.

С другой стороны, Бангладеш входит в число беднейших государств мира. При этом уже много лет этой бедной - не только по азиатским, но даже по африканским меркам - стране идет ожесточенное противостояние между левоцентристской Лигой Авами (Народной лигой) и национально-консервативной Националистической партией. Сторонники двух главных общенациональных партий регулярно <пробуют силы> в драках друг против друга, столкновения обычно носят массовый характер. Собственно, два года назад из-за сверхнапряженной предвыборной кампании голосование было вообще отменено, а власть перешла в руки технического правительства, где тон задавали военные и независимые функционеры. Именно это переходное правительство и подготовило нынешние выборы.

Как и в ряде других стран Южной Азии, специфику политической борьбы в Бангладеш создает "женский фактор". Лидерами двух крупнейших партий в стране являются представительницы прекрасного пола: Лигу Авами возглавляет Хасина Вазед, дочь первого президента республики Муджибура Рахмана, бывшая премьер-министром в 1996 - 2001 годах. Партию националистов возглавляет Халеда Зия, которая также в общей сложности 10 лет (в 1991 - 1996 и 2001 - 2006 годы) руководила правительством. Халеда - вдова президента Зиаура Рахмана, убитого военными в 1981 году. Обе почтенные дамы на дух не переносят друг друга, то же относится и к их партийным последователям. При этом ряд наблюдателей считает, что Националистическая партия во внешнеполитическом плане ориентировались на развитие связей со странами - членами Организации Исламская Конференция (коалиционным партнером НПБ выступала мусульманская "Джамаат-аль-Ислами"), а Лига Авами сделает ставку на традиционное для светских бангладешских партий партнерство с Дели. В свою очередь, Националистическая партия Халеды Зии враждовала с Индией и стремилась наладить связи с Пакистаном.

В последние два года правления "военно-бюрократического кабинета" оба партийных лидера долгое время находились по домашним арестом. Одновременно власти пошли на беспрецедентную кампанию по борьбе с коррупцией: за два года в тюрьмы отправились около 150 бывших министров и высших чиновников, всего же потеряли работу около 10 тысяч проворовавшихся функционеров. Вряд ли, конечно, подобная кампания приведет к быстрому процветанию Бангладеш, но в целом в обществе она была воспринята с огромным энтузиазмом.

Общая социально-экономическая обстановка продолжает, впрочем, оставаться безрадостной. Собственных природных ресурсов у Бангладеш нет, на мировой и даже субрегиональный рынок страна почти ничего не поставляет. Говорить об эффективности сельского хозяйства не приходится, а фактор перенаселенности отдельных регионов Бангладеш порождает все новые социально-демографические проблемы. Следствием тяжелой социально-экономической ситуации становится высокий уровень преступности, региональный сепаратизм и террористические проявления со стороны исламистских сил.

Убедительная победа Народной Лиги, одержанная в ходе выборов 29 декабря, возможно, изменит ситуацию. По предварительным данным, возглавляемый Лигой Авами Большой альянс получил в Национальной ассамблее 231 мандат, тогда как от националистов - всего 27 депутатов. Хасина Вазед уже поспешила заявить, что данный результат "является победой хорошего управления над плохим, победой мира над терроризмом".

Подобные лозунги говорят сами за себя - избирательная кампания в Бангладеш прошла на фоне терактов в Мумбае, что явно сыграло против происламской партии Халеды Зии. К тому же, население Бангладеш было явно разочаровано отсутствием масштабной экономической помощи со стороны богатых мусульманских государств (Саудовской Аравии и стран Залива), получение которой ожидалось в годы правления Халеды Зии.

Однако сверхбогатые аравийские монархии ничего не сделали для того, чтобы вытащить Бангладеш из капкана бедности, и симпатии общества, как и следовало ожидать, качнулись в сторону союза с Индией и светских прогрессистских сил. Можно прогнозировать, что с приходом власти Хасины Вазед в Бангладеш уменьшится и влияние Китая.

В свою очередь, Народная лига и ее союзники обещают, что их правительство будет защищать интересы крестьян (в частности, посредством политики предоставления микрокредитов) и национальных товаропроизводителей. Очевидно также, что новая власть будет противодействовать исламизации политической жизни, ставку на которую делала Халеда Зия.

По информации RPMonitor

03.01.2009